Татьяна Дианова. Поездка на Кавказ

Мне всегда очень хотелось побывать на Кавказе. Мои детство и юность прошли в Москве, и у меня были знакомые и друзья из Грузии, Армении и Азербайджана. Они рассказывали много интересного о своих родных местах и угощали вкусной едой. Уже пятнадцать лет я живу в Швеции со шведским супругом, и всё это время я ему рассказывала всё, что я знала о Кавказе. В этом году мы решили: «Едем!», и купили билеты до Тбилиси.

В Тбилиси мы остановились в гостевом доме, который заранее нашли на сайте booking.com. Он был расположен в самом центре города, на улице сзади площади Европы, очень близко ко многим достопримечательностям. Но эта улица и этот двор, где мы жили, были сами по себе достопримечательностями. Во многих путешествиях, когда мы останавливаемся в гостинице, бывает трудно наладить контакт с местными людьми, а это так интересно — пообщаться и посмотреть, как они живут. А в Грузии мы в первый же день начали общаться со всеми обитателями двора, они нас даже стали приглашать попить чай. Я разговорилась с девушкой из местной пекарни — там пекли хлеб, хачапури и пирожки с картошкой на заказ: «Скажите, к какому времени придёте, мы испечём вам свежих!», и они были необыкновенно вкусны сразу из печи. Продавцы из аптеки, магазинчиков и бабушки на лавочке разговаривали с нами на второй день как с близкими знакомыми.

Мы забронировали комнату в этом гостевом доме на девять дней, это было недорого, потом решили оставить там вещи и на три дня съездить на поезде в Баку. Билеты на поезд купили без проблем в кассах вокзала, меня приятно удивила их цена (цены на Кавказе вообще очень приятные). Это был очень чистый купейный вагон с приветливой проводницей. Единственной большой проблемой стали длинные стоянки при переходе грузино-азербайджанской границы, когда не работал кондиционер и был закрыт туалет. Нашим детям (дочке 9 лет и сыну 4) было плохо от жары. Азербайджанские пограничники были очень строгие, всех по-очереди приглашали в отдельное купе для фотографирования и интервью: куда едем и зачем. И как раз когда я стояла на интервью с пограничником, часы пробили полночь, и мне исполнилось 40 лет. Об этом я ему и сказала, при выходе из купе меня стали поздравлять все попутчики, и стало очень весело.

Баку нас встретил сверкающей белым мрамором солнечной набережной с грандиозными Флейм-тауэр в перспективе. Мой супруг спросил, что я хочу в мой день Рождения, я захотела только посидеть на набережной и попить чай в кафе. Большего, чем такая красота, мне уже не хотелось. У азербайджанцев особое отношение к чаепитию, чай подают во всех кафе в чайничках и обязательно с вазочками варенья из белой черешни и клубники. Из всех достопримечательностей Баку мне бы хотелось отдельно выделить Культурный центр Гейдара Алиева, его здание в 2014 году признано самым лучшим в мире зданием — премия 2014 Design of the Year. Оно интересно и внутри, и снаружи своими необычными формами и белизной интерьера. Мы ещё съездили на такси в Гобустан — туристическое место в часе езды от Баку, оно замечательно глиняными вулканами. Глина под действием метана вырывается из-под земли, и происходит извержение. Было интересно посмотреть, красивая необычная местность, но очень неровная дорога и трясло в машине. Мы вернулись обратно в наш гостевой дом в Тбилиси, прожили там три дня, взяли машину на прокат и отправились в Армению.

Армянские пограничники были тоже очень строгие, детально и с интересом рассмотрели все штампы в моём шведском паспорте — он у меня старый, и штампов в нём накопилось достаточно. Потом, когда все расспросы закончились, паспорта были проштампованы, надо было оформлять ввоз машины в Армению, главный пограничник повеселел, достал из стола пакет печенья и начал нас угощать. У нас не было забронировано никакого жилья в Армении, и он посоветовал нам ехать в город Степанаван недалеко от границы. Город назван в честь одного из Бакинских комиссаров Степана Шаумяна и находится в заповедном высокогорном хвойном лесу. Первое ощущение от Армении — это горный воздух. Какой-то по-особому прохладный, насыщенный, тишина и пение птиц. После ночи в Степанаване мы поехали, к моему восторгу, в Дилижан — на родину товарища Хачикяна из фильма «Мимино», где, по его словам, почти самая лучшая вода в мире. Это действительно великолепный городок — куда не глянь, везде горные пейзажи с парящими орлами. И, конечно, основная достопремечательность города — памятник героям Мимино. Ещё мы купались в озере Севан — самом большом озере Армении и ели шашлык из севанских раков, побывали в городах Ехигнадзоре и Гюмри (бывшем Ленинакане, который пострадал от землетрясения в 1988 году). После недельного путешествия по Армении мы вернулись обратно в Грузию.

Было очень жарко, и детям хотелось купаться, поэтому мы поехали к морю в Батуми. Город отпускников и отдыхающих. Я была много наслышана про него, но те рассказы относились к молодости моих родителей (очень давно), и сейчас я была удивлена, насколько он преобразился. Прошлой осенью мы были в Дубае, и когда мы въезжали в Батуми, сынишка спросил:

— Мы опять в Дубай вернулись?

Одним днём из Батуми мы съездили в Турцию (всего 40 минут на машине до турецкой границы), но в основном, чтобы получить ещё один штамп в паспортах (коллекционируем их) и поесть вкусной турецкой еды.

Наш отпуск начал приближаться к концу, и мы направились к Тбилиси. По дороге мы останавливались в гостевых домах в грузинской глубинке, это вообще был ни с чем не сравнимый опыт. Это приехать и погостить на день в радушную грузинскую семью, которая живёт всем тем, что выращивают и производят сами в своём хозяйстве. Поужинать и позавтракать вместе с этой семьёй, пообщаться. Дети быстро находили общий язык и начинали играть, несмотря на то, что грузинские дети не знают русского языка. И такой еды, как в этих семьях, не попробовать в ресторанах.

Одним из обязательных пунктов нашей програмы стал Гори — родной город Сталина. Моя мама всегда рассказывает, как она в детстве была в музее подарков Сталину, и мне хотелось их тоже увидеть. Мужу хотелось побольше узнать про историю СССР. Дочка уже большая и понимает, я ей рассказала, как я была пионеркой, как мы маршировали под красным знаменем. Историю надо знать.

Вот такое у нас вышло путешествие, почти месяц — много разных мест, встреч, впечатлений. Читайте о моих других путешествиях на https://dianovatrip.com/ и подписывайтесь в инстаграм https://www.instagram.com/dianovatrip/.