Мария Остахова. ТОП-5. Загадки живописи

Здравствуйте, дорогие читатели!

Известный всему миру по единственному написанному роману «Портрет Дориана Грея» драматург Оскар Уайльд писал: «В сущности, искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Как вы понимаете это выражение? Значит ли это, что искусство — вовсе не способ познания мира или что оно полностью обособлено от нас? Конечно, нет. Искусство — возвышенное, прекрасное, истинное, по мнению Уайльда, находит в огромном множестве людей свой отклик. Именно это необыкновенное свойство делает творчество, воплощённое в форме картин, скульптур, музыки и фильмов демократичным и, что самое главное, особенным для отдельных личностей.

Как вы помните из предыдущего «топа», в нашей психологии заложено некое скрытое «сравнение», ассоциирование себя с объектами, близкими нам по духу. Так же этот механизм работает с творцами и их произведениями, что формирует множество различных мнений и тайн вокруг произведений искусства. Именно поэтому я предлагаю вам окунуться в этот удивительный по силе образов мир и раскрыть все самые главные тайны популярнейших полотен.

1. «Черный квадрат», Казимир Малевич

Приезжая в Третьяковскую галерею или просто рассматривая репродукцию вы наверняка задавались вопросом: почему это считается искусством?

И дело здесь вовсе не в том, что кажущаяся примитивность исполнения «сбивает нас с толку», но в том, что в культуре сложилось определённое понятие о художнике, как о «возвышенном» существе, которое должно воплощать свои идеи на должном уровне. Но, сломав все стереотипы, Казимир Малевич и его «Черный квадрат» вошли в историю за концепт, скрытый за полотном, а вовсе не за технику исполнения.

Выставка с необычным названием «0.10» в Санкт-Петербурге перевернула ход развития искусства в целом. Непонятная для многих современников экспозиция в дальнейшем оказала огромное влияние на последователей направления.

«Черный квадрат», впервые выставленный там — это ничто. Пустота. Темнота. Именно таким жестом Малевич «обнулил» историю, с которой вовсе не был согласен. Само мышление творца подразумевало — всё, что было до него, необходимо стереть для появления нового, модернистского и истинного искусства.

Воистину Казимир Малевич заслуживал «звания» мессии в мире искусства.

2. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Миниатюрное полотно, написанное Леонардо в 1503 году, уже многие десятилетия остается самым узнаваемым в мире. Сегодня «Джоконда» стала для нас больше культурным кодом, нежели предметом удивления и созерцания. Но это вовсе не значит, что людей больше не интересует значение картины. Напротив, девушка, изображенная здесь, олицетворяет психологическую двойственность натуры человека. Да Винчи оставляет пространство для раздумий зрителю, он будто бы не отвечает прямо на вопрос о том, кто эта незнакомка, каков её характер. Именно непередаваемая улыбка девушки заключает в себе всеобъемлющую тайну картины, которая до сих пор будоражит общественность.

Настроение героини меняется в зависимости от ракурса. Вы подходите ближе — и она будто обретает всё новые, доселе невидимые черты. Удивительное мастерство автора передает нам это «пограничное» состояние, разгадать которое оказалось непреодолимой задачей, как для исследователей, так и для обычных созерцателей.

3. «Постоянство памяти», Сальвадор Дали

Пожалуй, именно творчество Сальвадора Дали с трудом поддаётся рациональному мышлению и законам. Само направление, в котором творил автор, сюрреализм, подразумевает обилие непонятных, искаженных и фантастических образов. При помощи множества символов художник старался передать некоторые процессы, происходившие вокруг.

Название картины и смысл, заключенный в ней, довольно разнятся. Мягкие, растекающиеся часы являются некоторым олицетворением того, что время субъективно. Составляя свои планы, ставя цели, мы не подстраиваемся под привычный ход времени, но создаем свой, понятный и подвластный лишь нам самим.

Но даже после этого на картине остается множество неразгаданных загадок. Что за существо возлегает в центре? Что за пейзаж изображен на заднем фоне?

Оставляя, подобно Леонардо, пространство для размышления, Дали не даёт чётких ответов, что и придаёт картине её особенный шарм.

4. «Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне

Картина, на первый взгляд, вовсе не революционная, вызвала огромный общественный резонанс в конце XIX века. Европа, привыкшая к искусству изящных форм, пластики и четкой техники было поражено, увидев «Впечатление» Оскара Клода Моне. Пейзаж, состоящий из хаотичных и грубых мазков, будто подрывал весь прогресс, формировавшийся художниками много веков. Но они ошиблись. Маленькая «помарка» заключалась в самом ходе мыслей людей: искусство не имеет такого понятия, как прогресс. Оно лишь является инструментом для передачи культурной повестки своего времени, а также удовлетворения непрерывно меняющихся потребностей общества.

И произведение Моне соответствовало поставленным перед искусством задачам. Изображая вовсе не реальность, а чувства и ощущения, испытываемые автором при виде окружающей среды, художнику удалось совместить материальный мир с эмоциональным.

Но в чём же тут загадка? В том, как эта удивительная картина влияет на нас. Будто бы зритель чужими глазами пытается прочувствовать всю яркость воспоминаний, красоту пейзажа.

5. «Сотворение Адама», Микеланджело

Являясь одной из главных составляющих композиции росписей из Сикстинской капеллы, «Сотворение Адама» предстает перед зрителем во всей красе только на высококачественной репродукции, так как фреска входит в цикл библейских сюжетов, изображенных на потолке архитектурного сооружения великим художником и скульптором — Микеланджело Буонарроти.

В центре сюжета — первый человек на земле, Адам, и Бог, сотворивший его. Момент напряжения за секунду до того, как их пальцы соприкоснутся и Адам обретёт жизнь, передан художником с невероятной тонкостью. Но не только техника исполнения интересна на картине. Здесь Микеланджело удалось передать то, что было в эпоху Возрождения основным в любом человеке — разум. Здесь он изображен в виде божьего плаща, который разлетается по ветру и образует форму мозга, как выяснил в своем исследовании американский врач Фрэнк Мешбергер. Каждая фигура отвечает за определённую часть органа, таким образом выделяя превосходное знание творцом анатомии.

Дорогие читатели, на сегодня топ подошёл к концу. Делитесь вашими мыслями в комментариях и помните: есть две бесконечные вещи в мире — искусство и доброта. Именно поэтому никогда не поздно начать постигать их.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.