Инара Соловьёва. Борнео

Любите путешествовать и открывать для себя мир? Есть в Юго-Восточной Азии один уникальный и парадоксальный остров, об удивительной природе которого писал Майн Рид. Это Борнео или, в индонезийской традиции, Калимантан. Остров делят три государства — Малайзия, Бруней и Индонезия. На территории Индонезии остров пересекает экватор. Давайте отправимся на этот остров вместе со мной. Наш путь будет пролегать по северо-восточной части Борнео, что ныне принадлежит Малайзии. Посетим штат Сабах, а также два его города: Кота-Кинабалу и Сандакан. Про сам город я рассказывать не стану, потому что всё самое интересное находится за городом.

Хотелось бы сказать, что это затерянный и забытый людьми мир. Нет. Всё совсем не так. Борнео не дикий, не скучный, не сонный. Если хотите непременно увидеть  непроходимые джунгли, топкие болота, кишащие крокодилами реки, высокие горы, то это займёт много времени и преодоление больших расстояний. Но если соблазниться этим, то впечатлений останется столько, что на всю жизнь хватит. И вот мой небольшой рассказ о том, как мы путешествовали по этому удивительному острову.

Прилетели мы в город Кота-Кинабалу. Лето. Июль. В Юго-Восточной Азии сезон дождей, а в штате Сабах в летние месяцы минимум дождливых дней.

Борнео — это остров, поэтому начнём с моря. Здесь не рекомендуют купаться, в море опасные медузы. Ещё здесь можно встретить одно уникальное и опасное явление. Море становится красного цвета и называется это — красные приливы (red tide). Искупавшись в таком море, можно получить токсичное отравление. Мы не застали такого прилива, мне кажется, что это не вопрос везения, а потому что лето.

Все потрясающие фотографии с пляжного отдыха, рассказы о дайвинге, сноркинге — с небольших островков в прибрежном море. Лучшие пляжи в Кота-Кинабалу на островах в морском парке Тунку Абдул Рахман. Добраться не сложно. Мы отправились в порт и под красочным плакатом с названием всех островков морского парка решили взять экскурсию на один остров.

Туроператоры в порту продают экскурсию на четыре острова архипелага, но нам не для рассматривания красот морского парка, нам надо поплавать. Турагент сообщила, что на один остров они не отправляют, минимум надо выбрать два. При этом один, обязательный для посещения, уже был выбран — о. Сапи, а второй выбираем сами. Мы ткнули пальчиком в остров Манукан. Это было с вечера, купили экскурсию на утро, самый ранний рейс. А с утра пришли, и наш турагент, не стесняясь, пошла в кассы порта (!) и купила нам билеты на лодку. Мы сами над собой посмеялись, ну что сделать-то теперь. Надо сказать, в кассах можно купить билет на один остров, как нам и хотелось. Конечно, в следующий раз мы поплыли на остров без «туроператора».

Прозрачное бирюзовое море, мягкий белый песок, кораллы, рыбки и не всегда яркое тропическое солнце (оно ещё пряталось в дымке). Народу очень много. Если на острове Манукан пляж длинный и народ рассредоточен по всей длине, и это не вызывает никакого напряжения, то на острове Сапи пляж маленький и люди совсем близко друг от друга. При этом на Сапи сноркинг лучше, не глубоко и хорошо виден риф. Главное — не касаться кораллов, не наступать на них, стоит их беречь, эту хрупкую красоту.

На островах можно встретить варанов. Когда он бежит по песку от моря к лесу, хочется идти следом. Но когда подумаешь, что варан вышел из моря, а там могла плавать я и столкнуться с ним лицом к… морде, это уже как-то так… вы меня понимаете... Не забываем о защитных средствах от солнца, иначе не заметите, как быстро станете красными, как омары на местном рынке.

Проголодались? Борнео — яркий и вкусный остров! Много кафе, ресторанчиков, рынков, забегаловок и фуд-кортов. Китайская, вьетнамская, корейская, японская кухня, рыбный рай. Что же запомнилось больше всего, чтобы вот прямо сейчас повторить? Это морепродукты с филиппинского рынка в Кото-Кинабалу. Не совсем эстетически приятное место, наверное, восточно-азиатские рынки они все такие, нужна привычка или безумная жажда экзотики. Но упитанный кальмар на гриле и сочные королевские креветки вспоминаются до сих пор. Лобстеры по демократичным ценам. Обязательно стоит попробовать крабов. Всё свежее, сегодня выловлено и при тебе приготовлено.

Обязательно стоит поехать к священной для местных племён горе Кинабалу. Одна из самых высоких гор Юго-Восточной Азии. На Борнео она возвышается над всеми горами. У подножья и на склонах горы Кинабалу организовали Национальный парк. Восхождение на вершину возможно только в составе группы и за два дня. Мы не стали этого делать.

Мы выбрали ботанический сад Таман Ботани на склоне горы, насладились прохладным и освежающим горным воздухом, прогулкой по природным тропам в сопровождении голосов джунглей и особенных запахов, рассматривая растения, деревья, древовидный папоротник, орхидеи и бабочек, плотоядные растения непентос. Лес — истинное украшение Земли! На Борнео он очень древний, уникальный.

Завершающий аккорд на склоне горы Кинобалу — термальные источники Poring Hot Springs. Что можно там сделать? Посмотреть парк бабочек, пройти по канатным мостикам к водопаду, а потом погреть ноги в горячих ванночках или искупаться в ванне.

Объезжая гору по направлению к термальным источникам, мы увидели большой плакат с раффлезией Арнольда. Это значит, что она расцвела, её нашли и покажут нам. Самый большой в мире цветок, красивый и источающий чрезвычайно неприятный запах. Мечта. Нам повезло, мы увидели сразу две раффлезии. И не совсем повезло, нас от них отделял заборчик. Над одной из них летали мухи, видимо, им досталось особенного аромата. Но на расстоянии одного метра она не пахла. Я старательно перевешивалась через оградительный заборчик, вызывая улыбку парней, которые нас привели к цветам. Очень жаль, что не удалось подойти ближе и понюхать.

А по вечерам нас ждут закаты, удивительные борнейские закаты. День можно закончить ночным приключением. В ночи на берегу рек, поросших деревьями и кустарниками, можно наблюдать восхитительное явление — общение светлячков. И хотя считается, что их можно увидеть и в европейской части России, и в Крыму, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, у меня осталось о светлячках смутное воспоминание из детства, как в ночи мерцала трава. Почти не помню.

И вот мы поехали смотреть на тропические «фонарики», которые украшают ночь своим мерцанием. Как это красиво! На лодке подплываем к зарослям, свисающим над водой. Наш капитан берёт в руки фонарь с зелёным светом и размахивает им. И тут лес сказочным образом начинает ему отвечать сотнями огней. Сначала деревья загораются яркими искорками и начинают мерцать во тьме. Потом ты понимаешь, что огоньки отделились от деревьев и парят в воздухе между зарослями и твоей лодкой, они приближаются к тебе. Самый завораживающий момент, когда светлячки залетают под крышу нашей лодки и парят между нами. Наверное, не было там человека, который был бы в состоянии сдержать возглас восхищения. Ощущение чуда просто нереальное. Не пропустите мимо себя эту сказку. Настоятельно рекомендую.

Возвращаемся с реки в город. Тёплая звёздная ночь, на небе ни облачка, а там, вдали, над одиноко возвышающейся горой Кинабалу бушует гроза. Тяжёлая чёрная туча окутала вершину, гремит гром, сверкают молнии. Трепет охватывает при виде этой картины, которая повторяется каждую ночь.

Мы полетели в следующий город на восточном побережье Борнео, Сандакан. Прилетели, снова взяли машину, заселились, осмотрелись и поняли, что надо ехать за город. Значит, начнём с вечернего приключения.

Пещера Гомантон. Gomantong cave. Она огромная. Её своды уходят вверх на высоту до 100 метров. Но знаменита она тем, что в ней гнездятся птички саланганы. Саланганы — это такие стрижи, которые строят свои гнёзда без добавления перьев и от этого их гнёзда съедобные. Деликатес, который распробовали китайцы и подарили миру. Что на Борнео гнездятся саланганы, китайцы узнали ещё в XIII веке. С тех пор они собирают птичьи гнёзда, как только птенцы станут на крыло. Достаточно опасное и рискованное занятие, гнездятся-то стрижи на приличной высоте. Кроме саланганов, как и в любой пещере, здесь живут огромные тропические тараканы и летучие мыши.

Мы приехали к закату, посмотреть пещеру и понаблюдать, как рой летучих мышек с закатом вылетают на охоту. Кассы работают до 17:00 и мы опоздали купить билет. Пошли так. Тут возникает вопрос, как вообще можно идти вечером в тропический лес самим и быть уверенным, что выйдешь к пещере? Легко — по деревянному мостику вдоль всего леса, который прямиком заходит в пещеру. Перед пещерой есть небольшие площадки, где уже собирался народ наблюдать за летучими мышами. В пещеру мы заходили, но первый вылет мышей особое зрелище. Они покидали пещеру стаями, это огромный рой, особенно меня впечатлило, когда он был  высоко в небе. Эта бесформенная чёрная масса постоянно меняла форму, волнами плыла по небу. Каждые несколько минут появлялись новые стаи. А где-то над ними парил орёл (если не ошибаюсь, в этих местах живут змеиные орлы). Время от времени он охотился на мышей, резко срываясь вниз и вклиниваясь в рой мышей, рассеивая их по небу. Зрелищно и впечатляюще.

Мы не стали дожидаться полного заката солнца, чтобы на обратной дороге идти через лес не по кромешной тьме. Лес тоже был наводнён летучими мышами, они летали бесшумно, быстро и совсем не задевали даже листочки. И мы старались идти бесшумно. Стоит остановиться и вокруг начинается движение, такие джунгли живые. Где-то наверху между веток огромных деревьев почувствовали движение. Начали приглядываться и... это оказались два орангутана. Я слышала, что возле пещеры обитают дикие орангутаны, но даже не надеялась их увидеть. Это было бесподобное ощущение, подглядываешь и при этом становится страшно, что они нас увидят. Самец орангутана может весить до 100 кг. Орангутаны сидели на дереве и занимались какими-то своими делами. Как же деревья выдерживают их вес и не ломаются ветки? А ещё на деревьях возле стоянки, где мы оставили машину, резвились обезьянки. На обратном пути к нам на дорогу выбежал дикий кабанчик и, испугавшись машины, убежал. Вот это мы съездили!!! Впечатлений хватило надолго!

На следующий день мы поехали в реабилитационный центр Sepilok Orangutan Rehabilitation Centre и насмотрелись на лесных жителей уже без опаски. Народу много, слегка присутствует ощущение зоопарка, хотя центр находится в лесу. Приезжать надо к кормлению, иначе орангутанов не увидеть. Кроме платформы для кормления, там ещё есть что-то наподобие «детского сада». Смотреть на детишек и подростков можно через огромное окно. Наблюдать за молодежью было интересно. Они и к смотрителям пристают, хулиганят, канаты для лазанья пытаются отвязывать. Детишки орангутанов интерес к людям проявляли, забирались по канатам, стенам и заглядывали к нам в окна. Непоседливые дети и очень смышлёные. Рассчитывать, что можно с ними непосредственно пообщаться, не стоит, никто не даст подержать малыша, покормить с рук. Задача центра — выходить осиротевших орангутанов, вырастить и по возможности отпустить в дикий лес. На территории центра остаются только те, кто не сможет приспособиться и в диких условиях не выживет. Взрослыми они живут на воле в лесу около центра. Орангутаны заводят семьи и самостоятельно растят своих детишек. Люди их подкармливают на специально установленной платформе в лесу. К платформе можно пройти по деревянному мостику и со смотровой площадки, огороженной сеткой, издали понаблюдать за орангутанами. Никто не обещает, что вольные жители леса придут, но нам повезло.

В Сепилок стоит съездить не только из-за орангутанов, но и сходить в гости к солнечным медведям Bornean Sun Bear Conservation Centre. Ходить мы будем среди огромнейших диптерокарповых деревьев по мостику на высоте 10 метров. А медведи будут внизу по земле ходить и высоко над нами сидеть на деревьях среди листвы. Бинокль на смотровой площадке есть.

Знакомьтесь — малайский медведь, он же бируанг, он же солнечный медведь. Этих чёрных мишек называют солнечными из-за жёлтого пятна на груди, похожего на восходящее солнце. Берлогу они не делают, в спячку не впадают, с лёгкостью лазают по деревьям и… делают гнезда. По сторонам смотрела, гнёзд на деревьях не увидела, наверное, надо знать, куда смотреть. Чудо-медведь имеет большие клыки и когти, нереально длинный язык. Он может расколоть кокос, разгрызть древесину и длинным языком достать термитов. В Центр защиты солнечных медведей попадают освобождённые из неволи животные. Сотрудники центра их выхаживают и надеются подготовить к свободной жизни в лесу.

Носачи, или пробоскисы — уникальные обезьяны с большим свисающим носом, которые живут исключительно на Борнео. У меня столько эмоций осталось от посещения Labuk Bay, где стоят платформы и пробоскисов подкармливают! Они такие забавные! Носатики интересны не только необычным видом, но и настроены к людям очень миролюбиво, однако постоять за себя тоже могут. В Labuk Bay есть две платформы — А и В. Мы отправились на платформу В. Сюда прилетает птица-носорог, на смотровой площадке среди людей бегают серебристые лангуры и, конечно, приходят из леса покушать обезьяны-носачи. Они сидят и терпеливо ждут, когда на платформы принесут еду. Разбиваются на семейства, каждая семья кушает на отдельной платформе. Глядя на их большие и круглые животики, поражаешься их шустрости. Обезьяны наелись и пошли рассматривать людей. Пару прыжков с грохотом и сотрясением смотровой площадки — и они уже уселись на перилах. Достаточно крупные, рост 65-75 см, весят до 25 кг. Трогать их руками не разрешается, но подходить близко можно, но с уважением. Обращаем внимание на их настроение.

Сюда же, в Labuk Bay, прилетает удивительная птица-носорог. Другое его название — двурогий калао, которого также называют малайский гомрай. Знаю, что они живут во многих местах Юго-Восточной Азии, но мысли встретить их в природе, в естественной среде обитания, даже не было, пока мы не приехали на Борнео. А вот здесь совсем другое дело. Можно их встретить, когда плывёшь по реке. Довольно крупные птицы сидят на ветках, перелетают с места на место. Но среди листвы сложно их сфотографировать, да и близко подплыть к ним затруднительно. В Labuk Bay его можно рассмотреть достаточно хорошо. Птичку подкармливают бананами. Это так забавно, гомрай брал кусочек очищенного банана в клюв подбрасывал его вверх, ловил клювом и проглатывал. Петь они не умеют, а вот кричат очень страшно. Не дразните птичку! А как они летают! Размах крыльев просто орлиный, гомраи потрясающе смотрятся на свободе, в тропических лесах.

Общение с милыми, дружелюбными серебристыми лангурами незабываемо. С одним лангуром с очень выразительными эмоциями мне удалось подружиться. Это так здорово, когда заглядывают тебе в глаза, реагируют на твои слова, как будто понимают, и лапкой гладят по руке, трогают волосы! Один мужчина с профессиональной фотоаппаратурой, в тщетной попытке отогнать меня от этой милой обезьянки, пытался объяснить мне, что это опасно. Чуть позже я отошла от животного, а лангур побежал за мной. Думала, что эта обезьянка порвёт мне платье в попытке вскарабкаться на меня. Платье целое, я довольная. Чуть ложку дёгтя подбросил смотритель, который начал отчитывать лангура, что это, понимаешь ли, женщина, а не еда. ЕДА??? Я-то думала, у нас любовь. Лангуры питаются листьями, семенами и фруктами. Этот принципиальный вопрос я чуть позже уточнила. Всё-таки любовь. Детки у них очаровательные, при рождении окрашены в ярко рыжий цвет, потом они становятся серыми, похожими на взрослых.

На Борнео, несмотря на все усилия человека, всё ещё есть возможность ступить в самые древние на Земле леса. В дождевых тропических лесах Борнео не всё так просто. Есть несколько типов лесов — прибрежные и мангровые леса, диптерокарповые, горные и даже кустарниковые и известняковые леса. А они ещё делятся на низменные, возвышенные, высокогорные и т.д. и т.п. И при всём этом они богаты уникальными и для нас экзотическими видами растений и животных. Не со всем разобралась, но мы успели увидеть многое, хоть и не всё.

Очень удобно, на Борнео леса превратили в национальные парки или ботанические сады, сейчас их охраняют, берегут и изучают. Заходишь в лес, всё зелёное. Если не останавливаться и не рассматривать каждое дерево, то, может, и не так интересно. А когда останавливаешься, то сразу даже дыхание леса слышно становится. Движение, запах, пение птиц. Ощущение, что своими шагами ты пугаешь лесной дух, и он замирает. Не берите с собой в лес ничего, кроме фотоаппарата; не оставляйте ничего, кроме следов ног; возьмите на память только воспоминания!