Ольга Журавлёва. Дом-музей Рембрандта

Старые дома, свидетели старины, событий… Помнят ли они своих жителей?

Однажды я стояла на пороге очень старого дома в центре Амстердама и отдалась нахлынувшим чувствам и эмоциям. Грандиозность и сопричастность, реальное прикосновение к удивительному.

Дом на Jodenbreestraat в Амстердаме — единственный в мире музей, полностью посвященный Мастеру. Дом-музей рассказывает историю универсального Рембрандта. Он был не только замечательным живописцем, гравёром и рисовальщиком. Музей открывает Рембрандта как талантливого учителя, страстного коллекционера, заботливого семьянина, не совсем удачного предпринимателя, жителя средневекового Амстердама.

Снаружи дом выглядит нарядным и ухоженным — красные наличники, ярко зеленая дверь, его сразу видно среди других старых и не очень старых домов. Музей очень популярный, интерес к жизни художника приводит сюда посетителей со всех концов планеты, аудиотур (есть и на русском) знакомит с бытом, окружением и творчеством Мастера.

Художник переехал сюда с любимой женой Саскией в 1639г., ровно 380 лет назад, купив дом за 13 тысяч гульденов в рассрочку — для того времени огромные деньги, но сумма его не беспокоила, он уже был признанным живописцем, и заказы текли рекой. Здесь супруги были счастливы, пережили и хорошее, и плохое, отсюда несли детей на крестины и отдавали в Вечность. Слава, потери, отчаяние, скорбь, новая Любовь, надежда, разочарование — Жизнь!

Дому-музею уже больше 100 лет. Он начинался как галерея для работ живописца и гравёра, но позже музей пережил второе рождение, став домом и мастерской художника. Благодаря подробнейшей описи имущества, сделанной по случаю банкротства хозяина, интерьер был восстановлен в своем первоначальном виде.

Каждый этаж — это отдельный рассказ из жизни живописца: кухня, вестибюль с картинами XVII века его учеников и других мастеров, приёмная, гостиная, узкая винтовая лестница, ведущая в мастерские.

Из окна виден маленький внутренний дворик. Во дворике предположительно был создан «Ночной Дозор». Картина, до того как её обрезали, была размером 4х3 метра и, конечно, не могла поместиться в комнатах. Чтобы уберечь холст от непогоды, над двориком сделали временное покрытие, вот под ним и работал Рембрандт, фантазируя, как запечатлеть стрелков-мушкетёров.

Помню, в своё первое посещение с интересом рассматривала обстановку в доме. В доме-музее меня особенно увлекли несколько комнат. Расскажу о двух. На самом деле музей Рембрандта был создан самим Мастером ещё при его жизни.

Кунсткамера, или музей в музее

Рембрандт был страстным коллекционером. Он собирал вещи, которые могли бы навести его на мысль, вдохновить, когда-нибудь пригодиться и появиться на картине. Его коллекция была удивительной и богатейшей по содержанию: шлемы, шляпы, перья, бюсты, бронзовые статуи, чучела птиц и даже человеческая рука в растворе, арфа, стрелы и луки, старинное оружие, коллекция духовых инструментов, львиная шкура, трости, мечи, бюсты всех римских императоров, куски коралла, раковины со дна океанов, рога и бюст Гомера.

Стены украшали картины современников и предшественников — Ливенс, Ластман, Ван Эйк, Ван Лейден, гравюры и рисунки Брейгеля, Брауэра, Дюрера и ван Дейка, Рубенса, Тициана и Микеланджело.

По некоторым источникам, на аукционах Рембрандт предлагал цену настолько высокую, что не оставалось никакой надежды другим участникам торгов. Его радовало и вдохновляло всё.

Годы спустя, когда Рембрандт с семьей был вынужден покинуть этот просторный дом, оставив содержимое кунсткамеры кредиторам, и переехал в более тесное жильё, он начал снова коллекционировать. И опять была опись имущества, занявшая много часов: 363 объекта, каждый из которых был тщательно зарегистрирован вручную в документе, который в настоящее время хранится в муниципальном архиве Амстердама.

Вполне возможно, если бы не это странное увлечение, требующее значительных финансов, Рембрандт смог бы выплатить долг за дом. Но нет худа без добра. Благодаря подробнейшей описи трудолюбивых писарей в музее реконструировали кунсткамеру. Мои глаза разбегались по полкам и стенам, где все эти объекты напоминают, что хозяин дома был человеком необычным, страстным, удивительным, а его фантазия летела впереди творчества...

Большая мастерская

Что ищут глаза в доме-музея художника? Мольберт или то место, где он стоял. И в этом одно из отличий дома-музея от выставочного зала, в доме можно представить художника за работой, встать на его место перед мольбертом... Здесь он творил, здесь он был наедине с Музой …

В этих стенах в течение почти двадцати лет Рембрандт создавал свои шедевры, которые сейчас украшают лучшие музеи мира. У меня ёкнуло внутри, когда я вошла в эту комнату. «Даная» была написана здесь!

Мастерская занимает половину этажа, светлая, просторная, поскрипывают половицы… Мольберт освещён идеальным северным светом, непрямым, неярким. Чтобы смягчить свет, закрывали нижние ставни окон или затягивали полотном.

В мастерской когда-то пахло льняным маслом и скипидаром, а зимой торфом. Две чугунные печи обогревали мастерскую, чтобы художник и натурщицы не замёрзли.

Пигменты

Пока он работал, его ученики растирали пигменты, смешивали краски, готовили холсты. Ох, непростое это дело.

Пигменты растирались вместе с льняным маслом на большом камне (шлифовальном круге). Художники XVII века использовали ограниченное количество пигментов — примерно 18. Среди них — свинцовые белила, фиолетово-голубая смальта (из растёртого стекла), медная лазурь (сине-зелёный пигмент из минералов), жёлтая и красная охра из почвы Италии и Франции, органические пигменты из насекомых, корней растений и моллюсков.

Рембрандт за всю свою жизнь использовал только 12 пигментов, а в поздний период творчества  около 6. Он был непревзойденным мастером, создававшим целую гамму цветов на полотне, обычно используя земляной пигмент, охру и свинцовые белила. Рембрандт часто экспериментировал с составом красок, добавлял к свинцовым белилам мел, чтобы сделать их гуще, или вишнёвую смолу, чтобы добиться прозрачного розового румянца, который, например, хорошо виден на щёчках девушки «Еврейская невеста». В мастерской проводится демонстрация пигментов.

Напоследок я подошла к окну. Амстердамская улица не была похожа на улицу рембрнадских времён, но северный мягкий свет был тот же. Представила, как Рембрандт, отвлечённый уличным шумом или задумавшись о делах насущных (семья, кредиторы, заказы), иногда выглядывал в окно. Мысль его бежала впереди рук… А его верная подруга Муза не давала покоя, сладостно нашёптывая в ухо: «Давай, дружище… смелее… ты можешь лучше, изящнее… попробуй вот так… здесь и здесь…». И кто-то опять поднимал его руку, оставляя гениальные мазки на полотне, и Мастер, позабыв всё на свете, опять находился в плену блаженства Творчества…

Пока писала эту статью, у меня возник вопрос к любителям музеев: какие музеи вам по душе — галерея с работами мастера или дом-музей?

Если вам интересно узнать о культуре Европы, приглашаю вас заглянуть в мой аккаунт в Инстаграме: @europeancultures (Европейская Культура). Все сообщения на русском языке, фотографии мои.

До встречи!

Комментарии

Ольга, спасибо за такой замечательный цикл статей об этом удивительном художнике. И что взяли нас с собой в дом Рембрандта, в его мастерскую. Всё очень интересно и с любовью к его творчеству написано. Читаю с удовольствием, узнаю много нового.

Оля, спасибо! Очень интересно написано, о многом не задумывалась, о красках, например... Дом-музей интересней по-моему!

Ольга, спасибо большое за такую интересную экскурсию. Я как будто сама побывала в этом музее.

Здравствуйте, Ольга. Я тоже люблю живопись и художественные произведения. И очень интересно окунуться в ту эпоху, в которой жили и творили знаменитые люди. Спасибо за интересную историю. А для себя я решила, что больше всего люблю дома-музеи и мастерские. В них всегда можно прочувствовать течение времен.

Спасибо большое за Ваше погружение в творчество такого мастера. Интересно всё! Будет ли продолжение?

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.