Екатерина Тукеева. Голландцы в Петербурге
В Эрмитаже продолжается выставка «Шедевры Лейденской коллекции. Эпоха Рембрандта и Вермеера». Посетить экспозицию можно до 13 января 2018 года.
Лейденская коллекция получила свое название в честь родного города Рембрандта, а на самом деле она принадлежит семье Каплан из Нью-Йорка. Без преувеличения это богатейшее собрание голландской живописи XVII века, находящееся в частных руках. Коллекция выставлялась в Лувре, в музеях Пекина и Шанхая, в нынешнем году приехала в Россию и была показана в ГМИИ им. Пушкина в Москве, а сейчас экспонируется в Эрмитаже.
Золотой век голландской живописи — так называют произведения художников Голландии XVII века. Эти мастера творили во времена расцвета страны, продолжая традиции Эпохи Возрождения, но уже оторвавшись от необходимости писать исключительно на религиозные и мифологические темы. Популярными в это время стали новые жанры: бытовой жанр, портрет, натюрморт, пейзаж. На сравнительно небольшой территории работали до двух тысяч художников одновременно, и чтобы выиграть конкурентную борьбу, каждый из них стремился специализироваться в каком-то одном жанре. В таких условиях и расцвела голландская живопись XVII века, подарившая миру плеяду уникальных мастеров: Рембрандта Харменса ван Рейна, Герарда Дау, Яна Вермеера, Карела Фабрициуса, Франца Халса, Яна Ливенса, Франса ван Мириса, Яна Стена, Габриэля Метсю и многих других.
Отличительной особенностью выставки в Эрмитаже стало выставление восьми собственных картин музея, которые образуют единое пространство с картинами Лейденской коллекции. Где-то схож бытовой сюжет. Где-то эрмитажная картина мастера дополняет другую его картину из лейденской коллекции. Так «Разбитое яйцо» ван Мириса Старшего — эрмитажная картина, которая дополняет «Отдыхающего путника» работы этого художника из лейденской коллекции. Где-то на картинах изображен один и тот же натурщик. Например, Г. Дау использовал одного и того же натурщика для картин «Старик, рассматривающий глобус» (Эрмитаж) и «Ученый, затачивающий перо» (Лейден). Этот пожилой мужчина еще не раз встретится нам на картинах других голландцев.
Шедевры выставки — произведения Рембрандта: серия картин-аллегорий осязания, слуха и обоняния, портреты времен расцвета его творчества («Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами»), портрет «Флора» (эрмитажный). Отдельно стоит сказать о портрете «Минерва». Это самая дорогая картина коллекции, стоимость которой не раскрывается. Она стала одним из центральных произведений выставки не только благодаря своей стоимости. Дело вот в чем. Екатерина II любила отождествлять себя с Минервой, римской богиней-покровительницей искусства и военного дела. Императрица собрала в Эрмитаже коллекцию картин «не хуже, чем в Лувре». Тут четко прослеживается параллель с Капланами, чью коллекцию принимают богатейшие музеи мира, в том числе Эрмитаж.
Картина Яна Вермеера «Девушка за вёрджинелом» — единственная работа художника (их известно всего 36), находящаяся в частной коллекции и присутствующая на выставке. Авторство именитого голландца долгое время считалось спорным, установить его помог анализ полотен. Оказалось, что для картины мастер использовал то же полотно, что и для знаменитой «Кружевницы», находящейся в Лувре.
Еще одна редкая картина коллекции — «Явление ангела Агари» — работы Карла Фабрициуса. Талантливый художник, погибший в молодом возрасте, оставил нам небольшое наследие. Тем более ценна его картина в коллекции.
Есть в собрании и уникальные рисунки «Голова медведя» Леонардо да Винчи и «Отдых молодого льва» Рембрандта, перекликающиеся между собой. Их дополняют несколько картин на анималистические темы («Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника», «Коза в ландшафте» Г. Дау).
Гордость Капланов — работы художников школы тонкой живописи: небольшие шедевры, выполненные на дереве или меди, отличающиеся высочайшей техникой исполнения.
Человек и природа были главными объектами для художников эпохи голландского золотого века. Бытовые картины, часто с простыми сюжетами, но отражающие усердие, трудолюбие, стремление к порядку и чистоте, пользуются популярностью и у современного зрителя. В непритязательных сценах мы видим повседневную жизнь героев. Художники портретного жанра нашли способы выразить человеческие эмоции, настроения и даже личные качества. В целом мастера решили одну из грандиозных задач: одухотворение обыденности, то есть обыкновенной человеческой жизни, наполненной самыми обыкновенными занятиями и делами. Мы видим даму, читающую письмо, ученого, затачивающего перо, рыночных торговок, женщин, отбирающих лимоны, молодые и пожилые пары, автопортреты художников, портреты бюргеров и аристократов, игроков в карты, отдыхающих охотников, животных. Также голландцы не обходят стороной исторический, мифологический и библейский жанры.
Искусствоведы в один голос признают чудесную уникальность коллекции. Собрать шедевры голландских мастеров золотого века, причем полотна такой узкой направленности, сделать это с таким тонким вкусом, учитывая, что большинство полотен такого масштаба давно находится в коллекциях музеев — сегодня действительно кажется сказочной удачей.
Сам Томас Каплан не раз отмечал, что его истинная цель — вызволить шедевры искусства из частных собраний и дать им увидеть свет. И надо сказать, его слова подтверждаются делами: картины лейденской коллекции выставлялись более 150 раз в различных городах мира. В Москве благодаря выставке был поставлен рекорд посещаемости Музея ГМИИ им. Пушкина за пять лет. Более того, Капланы представили все картины своего собрания в высоком качестве на специальном сайте: https://www.theleidencollection.com , где можно каждую из них рассмотреть в деталях, познакомиться с сюжетом и даже историей попадания картины в коллекцию. Лейденская коллекция — это возможность познать голландское искусство 17 века и его ценности, увидеть картины выдающихся мастеров, которых более нет нигде, услышать новую историю американской мечты: собрать невероятную по стоимости и глубине коллекцию и поделиться ей с миром.
Комментарии
Анна (не зарегистрирован)
вт, 12/11/2018 - 13:53
Permalink
Какая прекрасная статья! Если
Какая прекрасная статья! Если бы жила в Петербурге, обязательно сходила бы в Эрмитаж на эту выставку. На сайт зайду, спасибо!
А.Г. (не зарегистрирован)
чтв, 12/13/2018 - 12:15
Permalink
Да, надо сходить
Спасибо за интересную информацию
Ольга (не зарегистрирован)
вс, 12/16/2018 - 16:32
Permalink
Голландская живопись
Здравствуйте, дорогой Автор! Спасибо за рассказ о голландской живописи. Очень люблю! Какой был век! Действительно, Золотой... Вдохновение лилось с Небес, наполняя миры мастеров...Мастеров...А они тАк передали ЭТО на своих бессмертный полотнах. У каждой картины можно стоять часами, не просто рассматривать, а думать.. Спасибо!
Добавить комментарий