Ирина Анцупова. Интервью с Ларисой Луста

В начале ноября у меня появилась прекрасная возможность пообщаться с удивительной женщиной. Это петербургская певица и актриса Лариса Луста. Она очень красивая, талантливая, обладает великолепным сильным голосом. Признаться, я с радостью обнаружила общую для нас тему — это лошади. После короткого разговора "ВКонтакте" Лариса пригласила меня в гости в свой конный клуб, и я с огромным  удовольствием приняла её приглашение. Поездка оставила очень яркие впечатления, а ещё Лариса согласилась ответить на несколько вопросов, и вот что у нас получилось.

— Лариса, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе, о родителях, о своей семье.

— Здравствуйте! О себе рассказывать очень трудно, так как путь пройден уже достаточно длинный, разнообразный. Не секрет, что основная моя деятельность — это певица, актриса. Я закончила Санкт-Петербургскую Государственную Консерваторию, это моё второе высшее образование. До этого был Университет высшей финансовой экономики им. Вознесенского (ФИНЭК). С того момента, как в 1998 году я закончила консерваторию, занимаюсь своей сольной деятельностью, карьерой, если можно так выразиться, и, наверное, достаточно успешно. Успех — это понятие относительное, потому что можно его сравнивать с успехом коллег, и тогда всегда найдётся тот, кто успешнее тебя. А можно сравнивать успех с собственными целями и задачами. Если идти по второму принципу, считаю — то, ради чего я когда-то шла на сцену, получилось. Мне хотелось доказать самой себе, что я научусь и стану настоящим профессионалом. Хотелось, чтобы меня приняли не только зрители (зрители часто бывают очень добрыми и снисходительными, особенно у нас в России очень терпеливые — в отличие от европейского зрителя, более строгого, более взыскательного). Мне хотелось, чтобы в первую очередь меня признали профессионалы, то есть приняли в свою семью те люди, которые для меня были ориентиром, чьё творчество и мастерство для меня — пример.  Это произошло, за это я могу себя похвалить. Понятно, что пределов совершенству нет, нам всем есть, куда расти, поэтому я постоянно ищу, пробую себя в разных жанрах, в разных стилях, новых направлениях. Это именно для того, чтобы не застаиваться, идти вперёд, узнавать что-то новое, чему-то учиться, и мне это интересно.

Родители мои, моя семья не имеет отношения к миру сцены, за исключением того, что у нас практически все играют на каких-то музыкальных инструментах, прекрасно поют, рисуют, и это передаётся нам всем по наследству, я тоже и рисую, и пою, как вы знаете (улыбается). Профессионально этим никто не занимается, профессии у всех разные. Среди родных много талантливых математиков, у меня папа математик и дядя по маминой линии, поэтому выбрала ФИНЭК, математика всегда давалась мне легко, я любила эту науку, но она мне мешала потом на сцене, потому что, честно говоря, на сцене излишний интеллект вредит. Почему дети и звери органичны? Потому что они меньше анализируют и очень естественны. И к артистам это тоже относится. Артист, который сохраняет чистоту и наивность ребёнка, органичен на сцене.

Мне это интересно, понятно, что очень люблю сцену, люблю музыку, театр. Но сегодня моя жизнь этим не ограничивается. Есть много того, что мне интересно не менее, чем сценическая деятельность.

— Вы не только певица, но и актриса, продюсер, лицо ювелирного бутика… Как всё это сочетается в одном человеке?!

— Это всё связанные моменты. Лицом ювелирного бутика я была, сейчас контракт уже закончен. Кроме того, я работала с различными клиниками красоты и в своё время даже вела программу на ТВ-3, которая называлась «Молодость. Красота. Здоровье». Я вообще люблю всё, что связано с камерой. Не только видеокамерой, кинокамерой, но и с фотокамерой. Можно сказать, на сегодня я профессиональная фотомодель. Работала с огромным количеством талантливых фотографов и в рекламе, и в каких-то авторских проектах. Конечно, снималась и для собственных афиш, плакатов, буклетов. Это часть артистической деятельности.

Продюсер — это не от хорошей жизни, это как раз то, что я совершенно не люблю. Мне помогает первое экономическое образование, я менеджер, управленец. Вот и прикладываю полученные знания в действие. Просто когда хочется чего-то интересного, по-настоящему творческого, есть два пути: либо сидеть ждать, когда это предложат, либо сделать самому. Надеяться, что придут и предложат — это как повезёт… А сделать самому — тут всё зависит только от тебя. Поэтому я иду и делаю, но продюсерство отнимает, конечно, много сил от творчества. Сочетать это в одном человеке возможно, но очень тяжело для организма как физически, так и психически.

К моим продюсерским проектам относится сам проект «Лариса Луста», у меня никогда не было продюсера, я сама себе продюсер всю жизнь, сама себе директор. Те, кто предлагал сотрудничество, всё равно выставлял определённый ценник (заоблачный для меня). Чтобы за меня взялись продюсеры, обладающие определёнными возможностями на нашем музыкальном поприще — таких денег у меня не было. Были предложения от продюсеров, где от меня не требовали особых финансовых вложений, я сама оплачивала записи, костюмы (но это я итак делаю), но имя предлагали создавать не на творчестве, а на скандале. К сожалению (или к счастью), я отношусь к тем людям, которым не всё равно, какой ценой завоёвана слава.  Есть слава, «благодаря» которой тебе стыдно выйти на улицу, а есть слава, которой ты можешь гордиться: уважение людей, признание твоих профессиональных качеств. Второе я ценю. А первое… я воспитана немножечко по-другому. Воспитывалась в семье, где нормы морали, уважение к чужому мнению и к самому себе были вложены в меня с детства. Сейчас мы мало что знаем о творчестве артиста, зато полностью посвящены в какие-то коллизии его личной жизни. Я от этого отказалась. Именно поэтому стала сама себе продюсером. Иногда режиссёром — но работала с замечательными режиссёрами.

Самым успешным ярким проектом, которым я очень горжусь, стал мюзикл «Безымянная звезда». Он завершил свой запланированный период регулярных показов, и сейчас мы делаем спектакль только под заказ, когда его покупают. Такую антрепризу содержать непросто, взлетела стоимость аренды залов, рекламы. Но этот проект был очень красивым — чистым в хорошем смысле слова, в нём была потрясающая музыка Марка Самойлова, нашего петербургского композитора. «Безымянная звезда» — настоящий петербургский мюзикл. Удивительный мелодизм, замечательные актёры, великолепная хореография Дмитрия Пименова, костюмы, 3D-maping (мы первыми применили эту технологию). К сожалению, без спонсорской или государственной поддержки сейчас очень сложно, мы продержались два сезона — и хорошо, потому что многие проекты после премьеры прекращают существовать.

— Очень интересно! А в интернете можно его посмотреть?

— Целиком мы его не снимали, выложены только фрагменты, есть много фотографий, есть аудиоверсия мюзикла. Этим проектом я очень горжусь.

На данный момент мы находимся в моём конном клубе, которые только достраивается, идёт строительство крытого манежа. Надеемся, что к концу ноября оно закончится, потому что, начиная с января, у нас запланирован целый цикл мероприятий, и всю территорию сейчас доводим до ума, украшаем. Манеж будет достаточно большой, там планируется сделать зрительские трибуны. Располагается он в очень красивом месте, и этой красотой очень хочется поделиться с людьми. А ещё (Вы первая, кому я это говорю), поскольку я человек творческий, конечно же, мы связаны с коллегами-единомышленниками, которые притягиваются друг к другу, и среди них есть люди, которые тоже очень увлечены лошадьми и очень серьёзно ими занимаются. Есть конные шоу, представляемые, например, на конной выставке «Иппосфера», но у них нет стационарной, постоянной площадки. У меня родилась идея создать театр конной антрепризы, где постоянно будут проходить конные шоу, спектакли. Сюда смогут приехать, поделиться своим мастерством мои коллеги, которые занимаются именно дрессурой лошадей, джигитовкой (Алексей Субин, Елена Чистякова, например). На Рождество, 7 января 2020 года, у нас запланировано выступлением с Алексеем Субиным, поэтому милости просим всех читателей!

— Кажется, я буду Вашим постоянным посетителем…

— Прекрасно! Мы приглашаем всех, кто любит лошадей, зайти в мою группу ВКонтакте https://vk.com/kskdiamond, можно зайти на мою личную страничку https://vk.com/id74686847, написать, и я отвечу на все вопросы, расскажу, как к нам попасть. Шоу будет замечательным, наверное, особенно для детей, но и для взрослых тоже, потому что это будет интерактив, то есть зрители смогут ещё и поучаствовать, а не просто посидеть и посмотреть.

Мне кажется, что если мы всё сделаем правильно, у нас есть шанс развиваться в этом направлении. Любовь к лошадям соединится с моим профессионализмом (в данном случае – организация шоу, концертов, спектаклей), и думаю, получится хороший синтез. На базе нашего клуба собралась и собирается коллекция уникальных для России пород, это драм-хорс и тинкер, который только набирает свою популярность (ещё двух лошадей ждём в ноябре — из Англии приедут два замечательных тинкера), американские миниатюрные лошадки (в том числе из «Идальго»). Сотрудничество — это всегда правильно, и мы работаем на результат. Конкуренция хороша для собственного развития, но конкуренция, которая пытается принизить или опорочить — это неправильно. Она отнимает силы, время и ни к чему хорошему не ведёт. Поэтому я всегда за партнёрские отношения, и очень радует, что есть люди, которые с радостью откликаются на мои предложения. 

— У Вас очень красивый голос. Как он называется?

— Спасибо за комплимент! Мой голос называется меццо-сопрано. В переводе с итальянского «меццо» означает «средний». Есть высокий голос, есть средний и низкий. Низкий женский голос называется контральто, встречается крайне редко, и, как правило, партии контральто поют меццо-сопрано. Сопрано — это высокий женский голос.

— Кого Вы можете назвать своими учителями?

— Знаете, у меня было и есть много учителей. Пока мы живём, мы обязаны учиться или же передавать свои знания. Даже на сегодняшний день я продолжаю учиться, мне всегда есть, чему учиться. Если говорить об учителях в моей профессии, самым первым был Валентин Михайлович Сухобоков, это удивительный человек. Он был дирижёром, хоровиком и замечательным композитором. Он увидел меня в ФИНЭКе на одном из студенческих концертов, пригласил к себе в коллектив, стал заниматься со мной индивидуально вокалом, звонил моим родителям, говорил о том, что мне нужно бросить этот институт и менять профессию. Но я закончила ВУЗ, у меня характер такой — если что-то начинаю, то должна закончить, довести до конца и только потом начинать что-то новое. Валентин Михайлович помог мне поверить в себя, благодаря ему я поняла, что смогу поступить в Консерваторию. Долгое время я считала, что там учатся особенные, избранные, очень талантливые люди. У меня за плечами была музыкальная школа, всегда с трепетом смотрела на это здание, думала: «Какие же они счастливые, что могут там учиться!». А потом с первого раза поступила на вокальное отделение, чему очень удивилась. Поступила к Константину Ильичу Плужникову. Но у нас был необычный спаренный класс с двумя педагогами — Константин Ильич очень много гастролировал и выступал, и в его отсутствие с нами занимался Станислав Константинович Буреев. Он был солистом театра им. Мусоргского, очень многому меня научил. Ещё была Татьяна Васильевна Лымарева, у которой я стажировалась на кафедре камерного пения уже по окончании Консерватории. Моя специальность называется «Оперный и концертный исполнитель». Благодаря Татьяне Ваильевне я выбрала именно концертную деятельность. Она привила мне любовь к концертам.

А потом мы познакомились с моим постоянным партнёром по сцене, Михаилом Аптекамном. Он стал моим другом. Всё, что я умею в жанре романса, я умею благодаря ему. Мы познакомились на конкурсе «Весна Романса», где я стала победителем, и именно он дал мне очень много именно в этом направлении.

— Значит, Вы и с «Петербургскими Баритонами» знакомы?!

— Конечно! Серёжа Зыков — мой друг, я сидела в жюри, когда он пришёл на «Весну Романса» как конкурсант, а я как лауреат и победитель конкурса первой премии, и судила его. Серёжу и Петра Захарова просто обожаю! Мало того, что у обоих великолепный голос, высочайший профессионализм, но и тот, и другой — совершенно фантастические люди. Они и внешне хороши. Это два солнышка, очень добрых, открытых, замечательных человека. Мне всегда приятно, когда талант сочетается с красивой Душой. Люблю талантливых и хороших людей. Они заряжают потрясающей энергетикой.

— В каких жанрах Вы поёте?

— Меня называют «дива российского кроссовера». Я первой в нашей стране начала петь кроссовер. Потом кроссовер стала петь Пелагея, но она опиралась на фольклорное, народное пение, а я на академическое, то есть на классический вокал. Кроссовер — это смесь разных стилей, жанров. Поэтому у меня широкий репертуар — от классики, которой я училась (оперные арии, классические романсы), до современного симфорока. В Финляндии записаны даже два рок-альбома. Это тоже очень интересный опыт. В Петербурге прошли концерты, презентации этих альбомов — в Ледовом дворце и в БКЗ. Один альбом записан на английском языке, специально для Скандинавии. Тексты написаны американским поэтом Трейси Липпом.

— Да, кстати, а на каких языках исполняете произведения?

— Ох… Легче сказать, на каких языках я не пою… Русский, украинский — это мои родные языки, английский (его люблю меньше), французский, итальянский, испанский, идиш, иврит, белорусский, немецкий, санскрит, хинди. Сейчас как раз я записываю альбом на санскрите. В конце октября вернулась из Индии, где была полтора месяца. Половину этого времени были гастроли, которые проходили в рамках Международного Глобального Духовного Саммита. Это было очень интересно, организация на высочайшем уровне. Присутствовали вице-президент Индии, спикер Парламента, премьер-министр, много учёных, духовных лидеров, йогов и делегации со всего мира. Всего было более 20000 человек. Россию мы представляли с Альбертом Асадуллиным. Я его тоже очень люблю, он поёт и на санскрите, и на хинди, часто выступает в Индии.

 — Ваш зритель — кто он, как Вы его чувствуете?

— У меня очень хороший зритель, это люди всех возвратов — от мала до велика. Они всегда воспитаны, среди них нет хамов (во всяком случае, я ещё не встречала), нет людей бестактных. Я могу сделать вывод, что он очень интеллигентный. Смею утверждать, что мой зритель — это человек с хорошим музыкальным вкусом, потому что я не пою музыку современного поп-формата, опираюсь всё же на то, чему меня учили, и думаю, что у меня неплохой музыкальный вкус. Всегда стараюсь брать в репертуар произведения, которые требуют от зрителя определённой подготовки, хорошего вкуса или какой-то особой настроенности Души, то есть когда его внутреннее ощущение настроено на то, что ему предлагают. Но что самое приятное, где бы я ни выступала — хоть за рубежом, хоть в разных городах России, я ещё ни разу не встречалась с тем, чтобы мы со зрителем не поняли друг друга. Сейчас я работаю с замечательным пианистом Александром Юдиным, он говорит, что не помнит ни одного сольного концерта, чтобы в конце весь зал не встал. Это действительно так. Разные города, разные люди — а результат всегда один и тот же. Я очень люблю своего зрителя, и спасибо ему, что он у меня есть.

— В каких конкурсах Вы участвовали? Какой из них стал самым значимым для Вас?

— Я участвовала в пяти конкурсах, на всех победила, к своему удивлению. Среди них конкурс классической музыки в Болгарии, «Романтика романса» в Москве, «Весна романса» в Санкт-Петербурге. Особенно благодарна я «Весне романса», потому что он дал мне знакомства, которые сыграли важнейшую роль в моей жизни. Это пианист Михаил Аптекман, это композитор Андрей Павлович Петров, который был председателем конкурса (кстати, он же был председателем жюри в Болгарии). Мы с ним дружили и очень много работали вместе, гастролировали, выступали. Там же я познакомилась со Станиславом Константиновичем Горковенко, с его оркестром мы работали и на моих сольных программах, и даже ездили в Париж по приглашению этого замечательного дирижёра. Также «Весна романса» подарила мне первого зрителя, первые телеэфиры. Благодаря этому конкурсу я родилась как романсовая певица. С ним романс навсегда вошёл в мою жизнь. Очень люблю этот жанр, он не такой простой, как кажется. Часто его поют кто может и кто не может, но если к романсу подходить правильно и грамотно, то это удивительно тонкий и сложный жанр. Романс — маленький спектакль одного актёра. В нём синтез музыки, слова и актёрской игры. Этот спектакль нужно сыграть за три-четыре минуты и сделать это таким образом, чтобы зритель был уверен, что ты рассказываешь свою собственную историю, о чём бы ни пел. И тогда происходит это удивительное воздействие на зрителя, когда он начинает плакать, сочувствовать. Вот за это я романс очень люблю.

— Чем вы планируете порадовать своих слушателей в ближайшее время?

— Я уже упоминала о том, что сейчас началась работа над альбомом на санскрите, и когда всё будет готово, мы обязательно сделаем презентацию и покажем этот альбом. Там будет синтез индийской, древне-славянской и современной музыки, современных ритмов, но основано на санскрите, в том числе на древних буддийских мантрах.

— Каждый выход на сцену — это наверняка очень волнительно. Как Вы справляетесь с волнением?

— Вы знаете, важно справиться со страхом. Сначала всегда страшно. Когда я только начинала, училась в Консерватории, было не волнение, а страх. Нужно отличать страх от волнения. Со страхом можно справиться только одним способом — выходить на сцену как можно чаще, преодолевая этот страх и несмотря ни на что. В конце концов ты перестаёшь бояться. С волнением бороться не нужно. Волнение перед выходом на сцену должно быть. Если артист не волнуется — что-то уже не то, он перегорел. Волнение даёт адреналин, глаза начинают гореть ярче, голос звучать громче. Откуда-то берутся неимоверные силы, даже если за кулисами ты просто падал от усталости, даже если ты не здоров, но тебе нужно выйти на сцену (мы, артисты, выходим на сцену вне зависимости от своего физического состояния — если можем стоять на ногах самостоятельно, мы выходим и работаем). Адреналин и волнение — это те волшебные средства, включающие все резервы организма, и ты творишь просто чудеса, удивляясь, откуда всё это взялось, потому что не думал, что вообще сможешь выйти на сцену. Волнение дарит вдохновение, мобилизует таланты. Как говорил мой учитель, Константин Ильич Плужников, артист должен выходить на сцену с холодной головой и горячим сердцем. Холодная голова побеждает страх, а волнение делает сердце горячим.

— Вы строгая мама?

— Ой, даже не знаю. У меня ребёнок уже взрослый, большой. Наверное, надо бы у него спросить, строгая ли я была или нет, когда он рос. Скорее всего, нет… Я его никогда особо не баловала, не было вседозволенности. Я никогда не наказывала, не поднимала на ребёнка руку. Могла, конечно, повысить голос, потому что женщины эмоциональные, могла вспылить, но я всегда предпочитала (уверена, что это правильно) — разговаривать с ним. Если он что-то делал не так, я сажала его перед собой и пыталась объяснить, говорить с ребёнком. Неважно, сколько ему лет, это нам кажется, что он ничего не понимает. Всё он понимает. Два года — надо объяснять и рассказывать, три года — тем более надо объяснять и рассказывать. Нет незначительных вещей, которые он может понять позже, как мы думаем. Надо уделять внимание каждой мелочи и обязательно с ребёнком говорить. Чем больше мы говорим с нашими детьми, тем больше у нас взаимопонимание. Они впитывают в себя всё. Лучшее воспитание — это наш собственный пример.

— Как в Вашей жизни появились лошади?

— Мне кажется, они были всегда… Я всегда искала коней, играла и рисовала их, просилась к ним. В деревне у бабушки меня было не оттащить от лошадей. Моё детство прошло в городе Тихвине Ленинградской области. Там не было конюшен, мне было негде учиться. К окончанию моей школы мы переехали в Ленинград, была перестройка, и стали появляться первые частные конные клубы. Конечно, там можно было заниматься, брать уроки. Я впервые села на лошадь и начала учиться.

Первый собственный конь появился у меня неожиданно. Мне подарили живую лошадь в Кирове, что на Вятке, звали её Легенда. Привезли кобылу прямо в Филармонию. Я, правда, передарила её девочке, которая на ней занималась, потому что не могла позволить себе на тот момент содержать свою лошадь. Но десять лет назад у меня появился фриз Даймонд, в честь которого назван наш конный клуб «Бриллиантовый лес» — «Даймонд Форест». Я мечтала о фризе, и муж мне подарил жеребёнка. Более того, я его выиграла на спор.

— Как это было?!

Шла зимняя олимпиада, 23 февраля, мы с друзьями собрались поздравить наших мужчин, а мой муж — ярый болельщик. Он включил телевизор и стал смотреть биатлон. Наши биатлонистки бились за первое место, однако проигрывали немецкой команде. Мужа было не оторвать от телевизора, он не просто смотрел, но и не давал никому разговаривать. Я возмутилась, сказала, что узнаю из программы «Время», кто выиграл. А он посоветовал мне придумать что-нибудь, чтобы стало интересно, предложил на что-нибудь поспорить. Согласилась и придумала:

— Если они получат золото, ты купишь мне фриза.

Муж сказал, что у меня нет шансов, что они не выиграют, но все гости поддержали. И… девочки взяли первое место! Я настолько хотела фриза, что никогда в жизни ни за кого так не болела. В итоге он у меня появился.

Какое-то время он стоял на постое, потом появился дом здесь (дача). Поскольку ездить к лошади и на дачу было сложно, мы решили построить маленькую конюшню. Купили в компанию Даймонду миниатюрных американских лошадок, чтобы он не скучал, и думали на этом ограничиться. В результате… мы сидим с вами на кухне в моём конном клубе и уже мечтаем о конном театре…

— Сколько у Вас сейчас коней?

— Моих собственных — восемь больших, четыре миника, два больших ещё едут. И четыре жеребёнка.  

— Как Вам удаётся совмещать поездки, гастроли, съёмки, концерты — и конный клуб?! Это же такая колоссальная ответственность!

— Этот вопрос мне задают довольно часто. События последних лет внесли свои коррективы в мои собственные отношения, произошла переоценка ценностей. Я сократила количество выступлений, оставляя только самые интересные и нужные. Однажды прочитала такую фразу: «Не успевает лишь тот, кто ничего не делает». Чем больше задач и вопросов тебе нужно решить, тем экономнее ты используешь время. Время — вообще понятие относительное. Оно имеет свойство расширяться и ускоряться. И именно поэтому ты всё успеваешь. Поэтому не надо бояться, что может не хватить времени. Нужно только трезво оценивать свои силы, разумно подходить к решению задач. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Время всегда будет, было бы желание.

— Чем Вы мотивируете себя, когда становится слишком трудно?

— Такие моменты бывали у всех нас, когда казалось, что не просто трудно, а безвыходно… Я мотивирую себя вот чем… Мы говорили с вами про учителей, про учёбу. Наш главный учитель — это сама жизнь. Если мы попадаем в какие-то обстоятельства, когда становится невыносимо трудно, я всегда говорю себе «Стоп!», надо не впадать в панику и уныние. Нужно сесть и спокойно поговорить с собой, попытаться понять, для чего сложилась такая ситуация. Другими словами — надо остановиться и подумать, что ты делаешь не так. Возможно, ты взвалил на себя больше, чем необходимо. Возможно, ты стучишься не в те двери. Возможно, тебе это не нужно. Или же стоит взять паузу, сделать «работу над ошибками». Я пытаюсь оценить ситуацию, понять причину, почему так сложилось, и просто иду дальше, понимая, что делать. Силы на преодоление есть всегда. Просыпаемся утром — значит, они есть. Нет сил терпеть какую-то ситуацию? Измени её, и не надо терпеть. Надо просто идти вперёд. Даже если случаются какие-то драматические события в жизни, мы это преодолеваем, а потом говорим себе: «А ведь я справился! У меня теперь такой опыт…» — хотя это было очень тяжело…

— Вы всегда прекрасно выглядите. В чём секрет Вашей красоты?

— Ой, а мне не всегда так кажется, что я прекрасно выгляжу… На самом деле секрета нет, просто я живу — и всё. Иногда могу быть уставшей, конечно, и выглядеть соответственно. Но мне кажется, что красота человека не столько внешняя. Она идёт изнутри. Одни люди нам кажутся очень привлекательными, хотя внешне далеко не совершенны, а другие вызывают отторжение, несмотря на интересную внешность. Красота для меня — это гармония. Поэтому когда в человеке всё гармонично — он безусловно красив. И это не связано с ростом,  телосложением, цветом глаз и волос и т.д.

— Счастье — что это такое?

— Счастье — это то, что мы все ищем. Все живые существа на нашей планете объединяет  желание быть счастливым. Мы живём в поисках счастья. Чтобы быть счастливым, человек должен ответить себе на три вопроса: кто я, зачем я здесь и что будет дальше. Если он не может найти ответы на них, быть абсолютно счастливым невозможно. Если же находит — это настоящее счастье, на которое не могут никак повлиять внешние обстоятельства. Если человек осознаёт свою истинную природу, что он пришёл на Землю не просто так и у него здесь есть своя миссия, свои цели и предназначение. Человеку свойственно делать выбор, и мы его осуществляем ежеминутно. Если кто-то говорит: «Я поступил так, потому что у меня не было выбора!» — ерунда, выбор есть всегда. И каждый несёт ответственность за этот выбор (в Индии это называют кармой). Но объединяет всех людей вот что: кто мы — Души, наше главное предназначение — это самопознание и саморазвитие. Это очень интересно, увлекательно и никогда не наскучит.

— В чём для Вас заключается Гармония, дружба?

— Дружба и гармония — понятия самостоятельные. Гармоничная жизнь для человека — это когда одно не нарушает границы другого. Например, мы понимаем, что я свободная личность, я уважаю и вижу границы свободы другого человека, и моя свобода не должна посягать на его свободу. Тогда у нас будут гармоничные отношения. Я мама, у меня сын. Мне иногда кажется, что в одном он неправ, в другом что-то может делать не так. Но я должна понимать, что он взрослый и самостоятельный человек, он имеет право на свою жизнь, на свой собственный выбор, и я не вправе жить за него. Поэтому я могу дать совет, высказать своё мнение, спросить — но я не должна посягать на его жизнь, и именно тогда в наших отношениях будет всё прекрасно. Гармония в собственной жизни — я это поняла абсолютно точно на своём примере, хотя эта формула выведена не мной. Долгие годы я была настоящим трудоголиком. Работа для меня была главным, я не щадила ни себя, ни своих работников. Всё ради сцены и творчества. Но однажды обострились проблемы со здоровьем, и было время подумать, где вообще найти силы… Я поняла, что надо что-то менять, потому что дальше — тупик, могла просто не выжить в таком темпе. Человек должен уметь распределять свою жизнь таким образом, чтобы ему хватало время на работу, на отдых, на семью и на духовность. Если не распределять жизнь, то возможны большие трудности и испытания. Но и выбирать что-то одно невозможно, потому что всё уравновешивается. В жизни должно быть место для всего вышеперечисленного.

А дружба — это то же самое. Созвучие Души без физического влечения. На мой взгляд, это самое высокое чувство, которое есть на Земле, потому что настоящая дружба абсолютно бескорыстна. Я получаю удовольствие от общения с человеком только потому, что он есть. Дружба — это когда встречаешь человека, с которым очень интересно, которому ты готов помочь, если ему трудно. Ты радуешься, если у него всё хорошо. Ты гордишься, если у него всё получается. И при этом ты ничего от него не требуешь и не посягаешь на свободу этого человека. Получается, что это безусловная любовь. Дружба — это тоже вид любви. Просто в понятие любви мы включаем ещё родственную и духовную. Когда любишь, ты готов отдать что-то, чтобы другому стало лучше.

— Есть ли в мире уголок, где Вам комфортнее всего?

— Для каждого человека таким уголком является его дом. Комфортнее всего дома, безусловно. Я очень люблю Индию, считаю её своей духовной родиной. Как только делаю шаг с трапа самолёта на эту землю, в Душе распускается лотос, и я чувствую себя просто удивительно.

— Расскажите, пожалуйста, про Индию! Почему именно эта страна? Какие впечатления были в первый раз и как они меняются сейчас?

— Индия для меня… это как с лошадьми. Сколько себя помню, всегда любила Индию — с того момента, как узнала, что существует такая страна. У бабушки над диваном висел тканный ковёр с рисунком, изображающим сцену из индийской жизни. Там была какая-то река, мужчина в чалме на коне, женщины с кувшинами на головах, дети у ног. Кто-то из взрослых сказал, что это именно Индия. Эта картина меня просто завораживала. Потом само слово стало вызывать душевный трепет. Я обожала индийские сказки, обожала мультики про Индию — особенно «Маугли». Когда подросла, стала читать книги — об истории страны, по географии. Разумеется, очень любила, как и все девочки, индийское кино и индийских артистов. Я выросла, перестала смотреть индийское кино, однако ощущение Индии осталось. Туда не ехала сознательно, так как наслушалась разных рассказов. Боялась, что моё представление о сказочной стране разрушится.

Но в 2012 году меня пригласили войти в состав делегации на международный ретрит с возможностью выступления. Конечно, я согласилась. От аэропорта была очень тяжёлая дорога, я заболела, почти двое суток добирались… Машины постоянно гудят, по обочинам ходят коровы, верблюды, какие-то странные лачуги по сторонам. Я говорила себе: «Лара, куда же тебя понесло!»

Даже когда мы попали на территорию университета в горах, мне было плохо, потому что тогда ещё не была вегетарианкой, а кухня только вегетарианская. Поднимали почему-то всех очень рано. Всё думала: «Да что ж за наказание такое… Я обычно в это время только спать ложусь, а меня уже будят!» Но у нашей делегации была очень плотная программа, проходили экскурсии, концерты, лекции, выступления. Нас учили йоге, медитации… И всё это за восемь дней очень глубокого погружения. Не было ни телевидения, ни радио, интернет был один час в день. В какой-то момент у меня произошёл полный переворот в сознании, мироощущении, и именно поэтому я считаю Индию своей духовной родиной. Это страна, где я нашла Бога. Было много вопросов, на которые не находилось ответов. Теперь я каждый год езжу в Индию, восемь лет уже, сложились культурные и дружеские связи с этой страной. Чем больше узнаю, тем больше понимаю, какой же в ней заключен бездонный колодец знаний, мудрости.

Индия — удивительная страна. Это страна, которая смогла сохранить свою истинную веру и те знания, которые были изначально (к сожалению, не в полном объёме). Более того, эти знания развиваются, не стоят на месте. Знания от Веры отличаются тем, что их можно применить на практике. Веришь или нет — попробуй, проверь.

Я уже много раз убеждалась, что Индия не принимает всех подряд. Не Индия нравится кому-то или нет, а человек нравится ей или не нет. Тех, кто ещё не готов, она отвергает категорически. Это как фокус фотоаппарата. Он может быть направлен на цветок, который стоит на подоконнике, а может и на те сосны в снегу. Так же и в Индии — важно то, на что у тебя концентрируется взгляд. Это удивительная страна. 

— Ваша любимая кухня мира?

— Сразу скажу — не индийская! Хотя она потрясающая — именно для вегетарианцев. Моя любимая кухня — грузинская! Несмотря на то, что я многое не ем, она очень вкусная! Я когда-то была мясоедом, но уже пять лет мясо не употребляю. Но грузинская кухня такова, что там столько овощей, орехов, фасоли, сыр, выпечка… Просто прекрасно!

— Что Вы любите читать?

— Спасибо моим родителям за то, что я выросла в очень читающей семье. Всегда помню папу и маму с книгами в руках. Каждый вечер они проводили в чтении. У нас была огромная библиотека по тем временам, при том, что хорошие книги купить было сложно. Я часто бегала на почту, получала какие-то подписки, иногда даже играла с книгами. Мне читали перед сном. Можно сказать, что росла вместе с книгами. Очень люблю не электронные, а именно живые, напечатанные — сам запах, и у печатного слова другая энергетика. Нравится классическая русская литература, французская. Очень люблю Ромена Роллана и Льва Толстого. А самое любимое произведение — это «Маленький Принц» Экзюпери. Мне кажется, что в этой маленькой философской сказке для взрослых заключена вся мудрость мира. Она вся на символах, это же символизм! Я первый раз услышала эту сказку в детстве по радио. Сидела и плакала, когда Лис прощался с Маленьким Принцем. Она заворожила меня. Конечно, тогда, в 8-9 лет, я ухватила сюжетную линию. Потом у меня появились пластинки с этой сказкой. Взрослела — и периодически перечитывала её, как и сейчас. Открываешь на любом месте, на любой странице — и всё равно находишь что-то новое для себя.

В последнее время предпочитаю философскую духовную литературу. Художественная литература — это дополнение к нашему опыту. Читая, мы учимся мечтать, ориентироваться на что-то. Но сейчас вряд ли художественная литература может дать мне что-то новое, то, что я ещё не знаю. Поэтому гораздо интереснее то, что меня вдохновляет. Философская духовная литература очень разная. Она открывает те аспекты жизни, где я ещё не всё знаю, поскольку люблю именно узнавать что-то новое, чему-то учиться. Это для меня самый захватывающий процесс.

— Совсем скоро придёт Новый Год. Этот праздник всегда связан с ожиданием Чуда. А что для Вас — Чудо?

— Новый год — это мой самый любимый праздник. В детстве я очень его ждала, казалось, он так долго наступает и так долго ждать следующего! Конечно, во взрослом состоянии это ощущение волшебства немного уходит, долгие годы я Новый Год встречала на работе. Последние года три в новогоднюю ночь я не работаю, всегда провожу его с семьёй, и мне это очень нравится. Как правило, мы собираемся здесь, на даче. Если ещё много снега, Новый год дарит ощущение волшебства. Ожидание чуда — раньше я писала записки, сейчас этого не делаю, хотя такие моменты могут стать хорошей медитацией. Любой переход — это мощный энергетический сгусток, поэтому нужно правильно думать, правильно настроить свою мысль. Она должна быть сильной, и тогда действительно можно подтолкнуть исполнение этого желания.

Про чудо могу сказать так: это когда человек чего-то не знает или не верит, а оно происходит. Но при обретении истинной Веры понятие чуда исчезает, потому что нет ничего невозможного. Чудо — то, чего не может быть. Скорее, это ощущение, предвкушение радости.

— В чём для Вас состоит Сила Красоты?

— Мы говорили о том, что красота спасёт мир, говорили о гармонии, так вот красота и есть гармония. Когда всё гармонично, оно создаёт правильные вибрации, определённое поле вокруг себя и оказывает мощнейшее воздействие. Красота — это колоссальная энергия. Сейчас мало кто её видит. Поэтому для меня Сила Красоты именно в гармонии. Если ты живёшь в красоте, она приходит внутрь тебя. Ты сам обретаешь гармонию, начинаешь по-другому видеть и говорить. Ты настраиваешься на красоту. Когда она становится камертоном в жизни человека, в него входит гармония. Это не внешность, а красота в плане мироздания. Когда мы поймём, какое же это чудо — наш мир, когда научимся бережно и трепетно к нему относиться, то «красотою мир спасётся». Вот в этом и есть Сила Красоты.

— Лариса, я благодарю Вас за такое душевное интервью! Желаю удачи во всём! С наступающим Новым Годом!

Комментарии

Здравствуйте. Спасибо что познакомили с интересным человеком. Мы все разные, но нас всех обьединяет стремление к гармонии и Знаниям. Мысли Ларисы созвучны с моими. Спасибо автору за профессионализм. Всегда с удовольствием читаю Ваши интервью. 

Вы совершенство! Другого и не могло быть. Ощущала Вас именно такой. Но, Сергея Зыкова я слушала раньше Вас. Еще до его участия в «Весне романса». Тогда он очень редко выступал в Санкт-Петербурге. Ездил по стране. Но я каждый раз умудрялась перехватить его выступления в Питере. Я тогда была удивлена и восхищена его голосом и его талантом. Жду с нетерпением Вашего Конного шоу.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.