Алеся Крашенинникова. Алексей Николаевич Крылов

Здравствуйте, дорогие читатели! Поздравляю Вас с Новым годом! Пусть он будет наполнен новыми интересными событиями, несёт с собой удачу и успех!

В этом номере я хочу рассказать Вам о человеке, чья книга «Мои воспоминания» попала ко мне в руки совершенно случайно, но оставила массу положительных впечатлений. Великий кораблестроитель, математик и механик, мыслитель, профессор Морской академии, академик Петербургской Академии наук, генерал флота, основатель современной русской школы кораблестроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, трижды кавалер ордена Ленина, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда — Алексей Николаевич Крылов.

Ко мне в руки попало десятое издание этой книги, ответственный редактор — член-корреспондент РАН, заслуженный профессор МГУ, Андрей Петрович Капица, внук Алексея Николаевича. Андрей Петрович был свидетелем написания данной книги. Алексей Николаевич жил и работал в Ленинграде, Андрей Петрович со своими родителями, Анной Алексеевной (урожденной Крыловой) и Петром Леонидовичем Капицей — в Москве, где Пётр Леонидович был директором Института физических проблем. Однако война свела их в Казани в августе 1941 года, куда они были эвакуированы. Андрей Петрович жил с дедом в маленьком домике на улице Волкова, недалеко от озера Кабан. Каждый вечер после школы Андрей Петрович, которому в то время было 10 лет, спешил домой, чтобы поспеть к вечернему чтению мемуаров деда. Однажды Андрей Петрович, которого слегка расстраивало, что его дед, генерал, не участвовал в сражениях, задаст ему вопрос:

—Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

И получит ответ:

—Генерал генералу — рознь.

Этот ответ хорошо запомнится Андрею Петровичу на всю жизнь, ведь до сих пор остается загадкой, как эта семья не пострадала от репрессий ни до, ни во время революции, хотя оснований было предостаточно.

Дочь Алексея Николаевича, Анна, напишет в своих воспоминаниях: «Мой отец всегда был вне политических событий. Он для своего класса был чрезвычайно странным человеком, принимая любое правительство, особенно не обращая на него внимания. Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. Что-то существует такое, но надо продолжать свое дело. Поэтому отец совершенно спокойно после Октябрьского переворота оставался, собственно, в том же положении, в котором он был, преподавал в той же Морской академии. И в конце концов, ему предложили быть начальником академии, на что он согласился. Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 год, папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. И тут ему пришлось читать лекции по высшей математике такому контингенту слушателей, которые, на мой взгляд, не знали вообще математики. Это был младший состав, а не офицеры. Но он был совершенно блистательным лектором, и всё это превзошёл, и его слушатели, главное, это превзошли. Он, собственно, воспитал этих людей. Алексей Николаевич считал, что на нём лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать своё дело. Он много лет работал за границей, мог там остаться, но ему это не приходило в голову».

«Воспоминания» были написаны Крыловым исключительно по памяти, так как дневников он не вёл. Книгу он написал за 27 дней — с 20 августа по 15 сентября 1941 года. Окончательный вариант с правками был написан в период с 23 сентября по 10 октября 1941 года. 12 мая 1942 года книга была подписана в печать, а 15 октября 1942 года Андрей Петрович получил от своего деда экземпляр книги с дарственной надписью: «Моему внуку Андрею 11-ти л. с советом, чтобы он всегда и везде помнил, что он в мире не один, от деда, А. Крылова. Казань 15-го окт. 1942 г.».

Издания, выпущенные уже после кончины Алексея Николаевича, подверглись множеству правок. Его, который не боялся ни царя, ни генералов, ни министров, применяющего порой «крепкий» морской лексикон, пытались всячески облагородить, «причесать», втиснуть в рамки вежливой благопристойности. И только Андрей Петрович взялся восстановить исходный текст «Воспоминаний».

Алексей Николаевич Крылов родился в семье артиллерийского офицера, участника крымской войны, его дед участвовал в битве при Бородино и брал Париж. Всё располагало к тому, что Алексей Николаевич продолжит военную династию, однако на его будущее сильное влияние оказали многочисленные родственники: Филатовы (родственники бабушки со стороны отца), Сеченовы и Ляпуновы (со стороны матери) — в будущем знаменитые русские врачи, учёные, композиторы.

Семья Крыловых с начала 60-х годов около 15 лет прожила в деревне, затем переехала в Севастополь. Алексей Николаевич поступил в местное училище, о котором впоследствии отзывался совсем не лестно. Он считал, что образование там было поставлено крайне плохо, научиться чему-то было трудно. В 1878 году он поступил в Морское училище в Петербурге, которое в 1884 году окончил с отличием. О Морском училище Крылов напишет: «Большим преимуществом Морского корпуса в те годы, когда я там учился, было то, что в нём горячо поддерживались традиции прежнего директора — Римского-Корсакова, брата известного русского композитора. Это был в высшей степени образованный человек, прекрасный моряк, горячо любивший свою родину и своё дело».

После окончания обучения Алексей Николаевич поступает на работу к Ивану Петровичу де Колонгу (Жан-Александр-Генрих Клапье де Колонг, 02.03.1839 — 26.05.1901 гг.), создателю теории о девиации компаса, специалисту по морской навигации. Во время этой работы Алексей Николаевич пишет свою первую научную работу о компасах. В 1887 году Крылов уходит из компасной мастерской и устраивается на работу на Франко-Русский завод, а затем решает продолжить своё обучение, поступив на кораблестроительное отделение Николаевской морской академии. После окончания обучения, он остается преподавать практические занятия по математике, а затем и курс теории корабля.

Большой интерес для Алексея Николаевича представляло приложение математики к разного рода вопросам морского дела, а в особенности вопрос расчётов килевой качки корабля. После скандала с яхтой «Полярная звезда», капитан которой отказался пройти по 30-футовому каналу в Либавском порту при крупной волне, Крылова вызвали в Гидрографический департамент и поручили разработать вопрос о килевой качке корабля и произвести все необходимые расчеты, чтобы обеспечить безопасность прохода в любую погоду. Данную работу Алексей Николаевич представит впоследствии в Английском обществе корабельных инженеров, где в то время были собраны лучшие кораблестроители того времени. За следующий год Крылов развил общую теорию качки корабля на волне, за что получил от Общества золотую медаль — случай небывалый по тем временам! Алексей Николаевич стал первым иностранцем, удостоившимся такой награды от Английского общества.

На мой взгляд, одним из самых важных трудов в истории кораблестроения стала работа Крылова о непотопляемости судов. Но у неё есть и печальная сторона, с которой Алексей Николаевич не желал мириться, за что даже получил выговор приказом по флоту. В 1903 году Алексею Николаевичу было предложено прочесть лекцию «О непотопляемости судов и её обеспечении» на Кронштадтском морском собрании. Крылов справился с данной задачей блестяще, взяв для примера броненосец «Петропавловск», так как в опытовом бассейне (Алексей Николаевич заведовал им в период с 1900 по 1908 гг.) имелась модель «Петропавловска» с отсеками. При этом Крылов практически не использовал собственных заключений и расчётов. Весь материал он собрал из статей «Морского сборника» за 30 лет. Все эти статьи были написаны адмиралом Макаровым. Таким образом, Крылов лишний раз указал председательствующим на то, что за 30 лет для непотопляемости судов работа так и не была проделана! На доклад была наложена обстоятельная резолюция о немедленном рассмотрении работы, но отрешиться от рутины корабельные инженеры в генеральских мундирах не смогли…

В 1904 году началась японская война. А 3 марта 1904 года «Петропавловск» подорвался на мине и потонул. Адмирал Макаров погиб. И только после этого ужасающего случая о теории Крылова вспомнили. Алексей Николаевич сделал ещё один доклад, но и по этому докладу не было принято никаких мер. Только после Цусимского сражения теория о непотопляемости стала применяться на практике.

В 1905 г. Управление флотом и Морским ведомством постигло преобразование, образовалась должность морского министра, объединившая в себе всю полноту власти с личным докладом царю. Первым министром был назначен вице-адмирал А.А. Бирилёв. После отставки Бирилёва в 1907 году был учреждён Морской генеральный штаб, ведающий технической подготовкой флота, а тактическая подготовка возлагалась на командующих Балтийским и Черноморским флотами. Именно в эти годы и появляется информация из-за морей — Англия спешно строит корабль с небывалыми до этого времени характеристиками, имя ему «Дредноут», ставшее потом нарицательным. Этот корабль превосходил все существующие в то время корабли и по скорости, и по вооружению, и по бронезащите. Он один мог вступить в бой с целой эскадрой и одержать верх. В 1906 году пришли известия, что «Дредноут» успешно завершил все испытания, и Англия начала постройку ещё нескольких подобных кораблей. Бирилёв создает комиссию под собственным председательством, которая работает около года над оценкой возможностей постройки кораблей-дредноутов. Алексей Николаевич принимает участие в данной комиссии и играет не последнюю роль в разработке точных чертежей, проведении конкурсов между судостроительными заводами и контроле над постройкой данных кораблей. В конце декабря 1907 года Крылова вызывает товарищ морского министра И.Ф. Бострем сообщить, что ближайшим приказом по флоту Алексей Николаевич будет назначен главным инспектором кораблестроения после спешной отставки Н.Е. Титова по состоянию здоровья. Утверждение проектов, проведение конкурса и постройка линейных кораблей типа «Дредноут» с этих пор ведется под неусыпным контролем Алексея Николаевича. В сентябре 1908 года в отставку с произведением в чин вице-адмирала уходит А.А. Вирениус, Крылова назначают и.д. председателя Морского технического комитета с оставлением в должности главного инспектора кораблестроения.

Алексей Николаевич всю жизнь проработал в области кораблестроения, однако довелось ему побывать и на должности, совершенно с кораблями не связанной. В мае 1916 года ушёл из жизни академик князь Б.Б. Голицын, занимавший посты начальника Главного военно-метеорологического управления и директора Главной физической обсерватории. В те времена требовалось, чтобы директором обсерватории был академик, одновременно занимающий должность начальника Главного военно-метеорологического управления, которым должен быть генерал-лейтенант или соответствующий придворный чин. Таким условиям в то время соответствовали: академик флота генерал М.А. Рыкачёв, прослуживший в обсерватории 57 лет и отпросившийся на покой, академик артиллерии генерал-лейтенант В.Н. Ипатьев, занимавший важный пост в Главном артиллерийском управлении, и флота генерал-лейтенант А.Н. Крылов, избранный членом императорской Академии наук в марте того же года. Как Алексей Николаевич не открещивался от этой должности, однако занять её пришлось. И даже здесь, в деле, которым он не планировал заниматься, которому не уделял внимания долгие годы своей службы, он сумел проявить весь свой талант, выдержку, умения и смекалку, чтобы улучшить условия труда для работников. А изучив рабочие вопросы, смог внести необходимые изменения для улучшения показателей и точности в процессы обработки и анализа данных.

Октябрьская революция застала Крылова на работе в Русском обществе пароходства и торговли, где он заведовал постройкой пароходов и их эксплуатацией. В 1921 году Алексей Николаевич в составе группы учёных был командирован за границу для возобновления научных связей, а также приобретения литературы для Академии наук. Эта не долгосрочная командировка растянулась на семь лет, но и с этой задачей он справился блестяще.

Полное собрание сочинений Алексея Николаевича Крылова составило 12 томов:

Том I: часть I — книга «Мои воспоминания»; часть II — сборник научно-популярных и юбилейных статей;

Том II: часть I — Компасное дело; часть II — Земной магнетизм и компасное дело;

Том III: Математика;

Том IV: Баллистика;

Том V: Математика и механика;

Том VI: Астрономия;

Том VII: перевод «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона;

Том VIII: Механика;

Том IX: Теория корабля;

Том X: Вибрация судов;

Том XI: Качка корабля;

Том XII: часть I — Разные работы; часть II — Библиография.

Дополнение к тт. V и VI: перевод «Новая теория Луны» Л. Эйлера.

Большинство из этих трудов были революционными каждый в своей области, многими из них пользуются до сих пор. Из «Воспоминаний» я почерпнула для себя много нового, параллельно прочитала ещё и дополнительные материалы, ведь для человека, не имеющего представления о кораблестроении, для меня здесь были и непонятные термины. Но, на мой взгляд, Алексея Николаевича более всего как человека, учёного, преподавателя характеризует следующий рассказ, представленный А.П. Капицей в статье «Мемуары академика Алексея Николаевича Крылова»:

«В 1919 г. А.Н. Крылов читает курс теории корабля комиссарам Балтфлота. Курс этот был издан в 1922 г. и представляет большой интерес, так как он является образцом блистательного изложения столь сложного вопроса для неподготовленной аудитории. Помню, он при мне как-то рассказывал: «Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю:

—Кто знает математику в размере гимназического курса?

В ответ молчание…

—Кто знает математику в размере реального училища?

В ответ молчание…

—Кто учил арифметику в церковно-приходском училище?

Поднимается четыре руки.

—Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время».

И он прочёл курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они всё поняли. Без единого математического знака и формулы».

Вот в чём суть этого человека, вот где Красота и Сила — в простоте, в желании и умении донести даже самую сложную информацию до любого, в том, чтобы добиваться цели, найдя самое красивое и простое решение!

Таков для меня Алексей Николаевич Крылов. А Вы как думаете?!

 

Комментарии

Очень увлекательно! Я работала на судоремонтном заводе технологом, самая моя интересная работа, а о таком человеке даже не слышала.... Спасибо! Сколько же настоящих специалистов и в других областях мы не знаем... 

Ирина, я очень рада, что есть возможность делиться с людьми интересными фактами и своими знаниями! Спасибо за это Силе Красоты и нашей Ирине Анцуповой!!!
Спасибо Вам за отзыв!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.