Александра Френкель. Альтернативное образование

Образование — один из наиболее обсуждаемых вопросов в России, да и в мире. Как вы, наверное, заметили, сейчас идёт бум интернет-образования. Интересно обсудить, а какие же изменения происходят со школой?

Раньше мы все ходили в обычную школу и ни о каких вариантах не задумывались. Советское образование признавалось во всем мире одним из лучших. А в наши дни в Россию пришла новая образовательная эра.

Так сложилось, что я начала интересоваться вопросами образования ещё 4 года назад, когда моему сыну было около 3 лет. За прошедшие годы я собрала определённый опыт, посещая фестивали альтернативного образования и общаясь с ведущими педагогами-новаторами. 

Сначала мне довелось познакомиться с прекрасным педагогом и автором обучающих познавательных игр для детей — Андреем Комисаровым, самый известный его проект  называется «Mozaicum».

Так я узнала об игровой педагогике, которая, на мой взгляд, очень продуктивна для обучения. Это базовый современный подход к образованию, т.к. ведущая деятельность ребёнка — игровая деятельность. И очень хорошо, если мы говорим про первоклашек, когда игра-занятие со временем переходит в занятия с элементами игровой деятельности. Сейчас разработано уже много образовательных и психологических игр для детей и родителей. Есть игры, предназначенные для того,  чтобы понять, готова ли ваша семья к семейному образованию. Есть множество обучающих и развивающих игр, игры по английскому.

Проект «Mosaicum», на мой взгляд, один из ярких примеров того, как можно сделать игру интересной и увлекательной для ребёнка, не подменяя понятия «мы играем, чтобы учиться». В действительности — мы играем, чтобы было интересно играть, вот их главный девиз. А необходимые знания и навыки у ребёнка рождаются сами собой в процессе игры.

В 2015 году мне довелось побывать на фестивале альтернативного образования «Весь мир - наша школа». Организаторы фестиваля — Алексей Семёнычев и Светлана Марзеева, родители детей на семейном образовании, решили сделать первую в России встречу СОшников (родителей и детей, учащихся на семейном образовании). Они ждали 30-50 человек, а фестиваль оказался очень востребован и собрал порядка 300 человек со всей России и бывшего СНГ. Это точка стала отсчётом в новой эре образования, и так началось развитие альтернативного образования. 

Альтернативные подходы в образовании появились ещё в девяностые. Тогда вспыхнули звёзды Милослава Александровича Балабана (школа самоопределения — школа-парк), школа Тубельского, Виктора Федоровича Шаталова (гениальный педагог физики и математики, у которого учились сотни заинтересованных педагогов, а его ученики осваивают школьную программу в сжатые сроки), Школа вероятностного образования Александра Лобка.

Когда в 2012-2014 годах альтернативное образование стало востребованным, все опытные педагоги и их последователи вернулись на «сцену». Их стали приглашать на фестивали, чтобы поделиться своим опытом и наработками, философскими взглядами на современные потребности в образовании.

Сейчас образование стало общедоступным. Случился образовательный «бум». 
Если говорить про взрослых, то учится каждый второй. В интернете ежедневно происходят сотни и тысячи обучающих курсов и вебинаров, в том числе бесплатных. Это занятия на любые тематики: хочешь рисовать — рисуй, хочешь быть бухгалтером — пожалуйста. Хочешь осваивать работу в интернете — запросто, хочешь стать дизайнером или предпринимателем — легко. 

Какой же должна быть школа в современных условиях?

Жизнь сейчас изменилась. И дело не только в автоматизации работы и широком использовании компьютеров, а также в изменении понимания, какие навыки и знания сейчас должны быть у человека. Все перемены в обществе и системе труда привели к переменам в сознании и мышлении. На сцену вышли метапредметные навыки.

О метапредметных навыках сказано уже много, не буду на них подробно останавливаться. А суть в том, что эти навыки помогают человеку ориентироваться в огромном потоке информации современного мира, помогают быть успешным, востребованным, ощущать себя на своём месте.

Очень важно умение понимать смыслы. Часто сталкиваюсь с рассказами родителей о своих детях, что они в школе читают произведения или параграфы в учебнике и тут же забывают. Дети принимают информацию и заучивают, чтобы сразу забыть. Сдать и забыть. А смысл остаётся упущен. Поэтому очень важно научиться именно вдумчивому чтению, видеть смысл. К слову, научить ребёнка читать с интересом — залог качественного образования. Ребенок тогда будет с радостью читать — добывать информацию из книг и статей (в том числе в интернете). 

Сейчас существует невероятное количество альтернативных школ и клубов с различными методиками — от уже привычным всем Монтессори и Вальдорф до авторского подхода.

Главная тема сегодняшнего образования (в Москве точно) — это семейная школа. Такие школы в Москве растут, как грибы после дождя. Это школы, созданные родителями для образования и воспитания своих детей. Ученики семейных школ или нешкол, как правило, находятся на заочном или семейном обучении в государственных или частных школах. Инициаторами, организаторами и активными участниками всех процессов в нешколе (семейной школе) являются родители и приглашённые ими педагоги.

Но хочется отметить самое главное. Где бы ни учился ваш ребёнок (в обычной школе, гимназии, частной и семейной школе, с репетиторами или вы учите его всему самостоятельно), основное правило современного образования — вектор необходимо держать в своих руках родителю. Именно родитель лучше всего видит своё дитя, знает его интересы и наклонности, понимает потребности, ценности своей семьи, и, как следствие, своего ребёнка. Кстати, если в этом вопросе у вас есть сомнения, можно обратиться к тьютору — он поможет определить наклонности и таланты ребёнка.

Я считаю, что один из самых гениальных учителей-наставников сейчас — Анатолий Сторожев. Он автор Курса эффективного школьника (КЭШ) для детей и взрослых, руководитель Лаборатории целостного образования.

Анатолий поднимает такие важные вопросы, как понятие содержания образования; место инноватики в образовании; что предстоит менять, развивать в первую очередь, от чего отказываться, что создавать? Также для него важны следующие понятия: мета-предметный план образования, предметный план образования, мышление в образовании, место личности в образовании детей, как работать с мышлением, в том числе — на предметном материале и каким должно быть образование в современных условиях рынка труда.

Он поднимает философские вопросы, но вместе с тем даёт множество практических приёмов. Его авторские игры и задания можно использовать в семье, в компании школьников, вплетать в жизнь с ребенком, применять на предметных уроках. А эффект от внедрения такого подхода — заинтересованность в обучении, включенность, желание искать, открывать. В ближайшее время Анатолий Сторожев проведёт семинар-погружение по целостному образованию в Сочи 21-22 февраля http://sokratovkrug.ru/AStorogev. На этом семинаре вы сможете разобраться, как построить индивидуальный план образования своего ребенка, узнаете, как научить детей быть авторами собственного образования, авторами собственной жизни! А также Анатолий даст учебные программы (русский язык, математика), позволяющие осваивать школьную программу за 7 лет вместо 11. 

Интересно, что тема альтернативного образования разрастается всё больше. В Москве фестивали проходят раз в 2-3 месяца, и уже маркетологи активно включились в процесс — что и радостно, и грустно…

Альтернативное образование шагает по стране. Теперь в южной столице — Сочи — также пройдет фестиваль Разумного образования «Сократов круг» (sokratovkrug.ru). Название само говорит о подходе к этому фестивалю. Организаторы фестиваля — мамы, которым небезразлично будущее своих детей. Это «включённые» родители, не раз уже приглашавшие в Сочи различных педагогов для проведения курсов-погружений (русский язык, физика, литература, история, математика, метапредметные знания, английский и другие). А теперь настало время для такого масштабного события, как фестиваль, и построен он с учётом колеса баланса в образовании. 

Важно понимать, что образование — это целостный подход. В основе — фундаментальные знания, которыми человек может и хочет воспользоваться. И это невозможно без развития эмоционального интеллекта, мотивации, здоровья, поддерживающих отношений, яркой жизни, понимания финансовых взаимоотношений.

Приезжайте! В феврале в Сочи уже очень солнечно и тепло — пальмы, морской воздух. Красота.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.