Мария Савостина. Астрид Линдгрен
14 декабря исполнилось 109 лет со дня рождения А́стрид А́нны Эми́лии Ли́ндгрен — шведской писательницы, автора ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинныйчулок. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.
Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, на хуторе Нес близ Виммербю в лене Кальмар, в крестьянской семье. Её родители — отец Самуэль Август Эрикссон и мать Ханна Йонссон — познакомились на рынке, когда ему было 17, а ей 14 лет. В 1905 году, когда Ханне исполнилось 18 лет, они поженились. Астрид стала их вторым ребёнком. У неё был старший брат Гуннар и две младшие сестры — Ханна Ингрид Стина и Ингегерд.
Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, — «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (1973).
В 18 лет Астрид забеременела от редактора журнала «Вимербю» Акселя Густафа Райнхольда Блумберга. Однако, у Блумберга тогда был тяжёлый период — он разводился со своей прежней женой Оливией Фролунд, и хотя они уже не жили вместе, но формально были женаты, из-за чего беременность Астрид могла породить вокруг Блумберга порочащую репутацию супружеской измены, и поэтому они не могли пожениться. Из-за этого Астрид, чтобы избежать слухов, вынуждена была уехать из Виммербю, и в декабре 1926 года она родила в Копенгагене (в Дании матерям-одиночкам тогда разрешалось рожать не раскрывая имени биологического отца) сына Ларса , а поскольку денег не хватало, то Астрид пришлось оставить горячо любимого сына там же в Дании в семье приёмных родителей по фамилии Стивенсы. Оставив должность младшего репортёра, она уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. Перед этим, в 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась с Нильсом Стуре Линдгреном. Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой. В браке с Линдгреном у Астрид родилась дочь Карин Ниман.
В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей — «Мио, мой Мио!». В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей. Возможно, эта книга является своего рода покаянием перед оставленным в детстве с чужими людьми сыном писательницы Ларсом...
По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Каринтее заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930—40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.
Одно из популярнейших произведений Линдгрен — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Оно написано в 1955 году и представляет собой оригинальную, реалистическую и современную сказку, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Несомненно, Карлсон является фантазией ребёнка, однако сама Астрид Линдгрен всегда говорила, что всё происходящее в книге вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Только Малыш твёрдо знает — Карлсон есть, и никто не может переубедить его в этом.
Карлсона автор наделила некоторыми отрицательными качествами, но они уравновешены качествами положительными. Малыш же познаёт мир, он интересуется всем, шалости друга ему забавны и интересны, но как только они переходят определённые границы, мальчик отказывается принимать в них участие.
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — книга, которая восхищает и удивляет, радует и смешит, и в то же время не может не удивлять знанием психологии детей, юмором. Её, а впрочем, и другие творения Астрид Линдгрен хочется заново читать и перечитывать в любом возрасте.
Комментарии
Наталья (не зарегистрирован)
вт, 12/13/2016 - 10:04
Permalink
Мне очень нравится творчество
Мне очень нравится творчество этой женщины, особенно "Эмиль из Лённеберги"... Спасибо!
Добавить комментарий