Ольга Журавлёва. Женщины древней Греции

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вот если бы была фантастическая возможность совершить путешествие в машине времени, вы бы куда отправились — в прошлое или будущее?

Я бы хотела в античную Элладу, в то самое время, которое называется «классическим» и от которого идёт начало европейской культуры. На минуточку на Акрополь — увидеть, как же всё-таки строили Парфенон. А потом в древние города-полисы, посмотреть, как они жили-были.

Рассматривая музейные экспонаты — скульптуры, бюсты, украшения, керамику — мне неоднократно приходили вопросы о женщинах прошлого: какими они были, их положение в семье и обществе, воспитание, образование, материнство, секреты красоты и т.д. К сожалению, о женщинах древнего мира сохранилось очень мало записей. Есть записи у Платона в его трудах. Поделюсь тем, что знаю сама из различной литературы, музейной информации и собственными мыслями.

Античные эллины боготворили своих богов. Боги для них были силами и мирами Вселенной, которые присутствовали всегда и везде в их жизни. Античные богини прекрасны, их благоговейно чтили, приносили дары, ублажали, воспевали — Афина, Артемида, Гера, Афродита. А вот жизнь земных «богинь» была далека от райской. Они жили в период сурового патриархата — от отца к мужу.

В Афинах отец и муж имели полную власть над женщиной. Не обладая гражданскими правами, которыми обладали мужчины, женщины не имели права голоса в общественной жизни.

На острове Миконос в местном археологическом музее есть интереснейшие экспонаты. Лебес гамикос — древнегреческий глиняный сосуд, использовался на свадьбах, его преподносили в подарок невестам и в дар богам плодородия. Мне очень понравились эти три красавицы V века до н. э. на высоких подставках.

Античный художник тщательно изобразил сцену танца нарядно одетых женщин, танцующими рука об руку под звуки лиры бога Аполлона. Бог также присутствует в сцене, но на втором плане. Две другие идентичные вазы украшены сценами с изображением женщин в повседневной жизни — одежда, украшения, повседневные привычки. Вазы этого типа использовались в ритуалах на свадебных церемониях, наполненные водой, цветами, душистыми травами для свадебного омовения. По этой причине они часто украшались сценами из женского мира. Свадебные вазы часто находят в захоронениях, они были важны для женщин, во время их последнего путешествия. Выйдя замуж, эллинская женщина во всем зависела от мужа. От неё требовалось повиновение, ведение хозяйства и продолжение рода. Единственным разнообразием в жизни были религиозные обряды и жертвоприношения. Даже в собственном доме она знала свое место, должна была находиться в женской половине дома — гинекее, а на улицу могла выйти только в сопровождении рабыни.

В музеях часто археологические находки — бюсты, скульптуры — приписывают образам богинь, но мастера творили со своих современниц. Их лица прекрасны, женственны. В их чертах я вижу спокойствие, благородство, иногда печаль, что не удивительно, теперь я понимаю, почему печаль. И о да, они умели ухаживать за собой и быть красивыми. Сама природа одарила их красотой: нежно-смуглой кожей, губами цвета сочного граната, глазами цвета лазурного моря или спелой оливы. Секретами красоты были дары края — море, солнце, оливковое масло, фрукты, травы.

Несмотря на свою полную зависимость, девочки, тем не менее, получали образование, обучались чтению и письму, женским навыкам — ткачеству, прядению, домоводству.

Историки считают, что в Афинах и других частях эллинского мира девушек учили литературе и математике, танцам и гимнастике. На некоторых керамических предметах изображены ученицы V века до н.э. с дощечками для письма и стилусом, на другом мы видим девушку, читающую свиток папируса.

Обучение в школах в Афинах было раздельное. А вот в Спарте мальчики и девочки тренировались и соревновались в лёгкой атлетике рядом друг с другом. Греко-римский писатель I столетия (н.э.) Плутарх описал, как спартанские девушки должны были заниматься борьбой, бегом, метать диск, дротик в цель, чтобы их тела закалились и были здоровыми.

И всё-таки некоторые женщины преуспели в жизни, оставив после себя легенды и мифы. До нас дошли их имена.

В классических источниках есть ссылки на женщин-философов. Одна из самых известных — Диотима из Мантинеи — упоминается Платоном в «Пир». Диотима была жрицей, учила философским основам любви, в которых мудрецы стремятся обменять физическую любовь на более духовное содержание, кульминацией которого является божественное. Эта концепция сильно повлияла на средневековую и ренессансную мысль. От Диотимы ведётся понятие «Платоническая любовь». Однако слова Диотимы известны только из сообщений философов-мужчин.

Другой женщиной-философом была Аксиотея Флиусская, которая была так вдохновлена «Республикой» Платона, что, переодевшись в мужскую одежду, пошла учиться к нему в Академии. Однако её философские идеи не сохранились.

Наверное, самой выдающейся античной женщиной является лирическая поэтесса Сапфо (или Сафо) на острове Лесбос в VII-VI веках до н.э. Соловей древней Эллады,как её по праву называют поклонники её лирического творчества. О ней известно больше, чем о других женщина античного времени благодаря её поэзии, которую, кстати, изучал и восхвалял Гораций. Считается, что она написала около 10000 строк, 600 из которых, может быть, меньше, дошли до наших дней. Сапфо происходила из богатой аристократической семьи, у неё рано проявился дар  поэзии.

Есть в стихосложении понятие «сапфическая строфа», которую связывают с творчеством Сапфо, впервые употребившей строфу в своей лирике. Из богатейшего творчества поэтессы до нас дошли любовная лирика, гимны богам, свадебные песни.

Её стихи наполнены личными переживаниями; а чувства она выражала ярко, откровенно, пылко. Не зря современники называли её «страстной», а потомки по достоинству оценили творчество поэтессы, включив в канонический список «Девяти лириков» — лучших поэтов древней Греции.

У Сапфо добродетель и красота души стоят выше богатства и внешней привлекательности:

«Красивое нас привлекает только Своею внешностью; но кто душой велик, Тот истинно прекрасен. Без добродетели богатство бесполезно, Но вместе с ней оно ведет к блаженству».

На стихи Сапфо (в переводе В. Вересаева) была написана песня Давида Тухманова, вошедшая в альбом «По волне моей памяти» (1976 г.)

"Богу равным кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Пред тобой сидит, твой звучащий нежно Слушает голос И прелестный смех. У меня при этом Перестало сразу бы сердце биться: Лишь тебя увижу — уж я не в силах Вымолвить слова. Но немеет тотчас язык, под кожей Быстро легкий жар пробегает, смотрят, Ничего не видя, глаза, в ушах же — Звон непрерывный. Потом жарким я обливаюсь, дрожью Члены все охвачены, зеленее Становятся травы, и вот-вот как будто С жизнью прощусь я, Но терпи, терпи: чересчур далёко Все зашло..."

Вы только подумайте, этим строкам 2600 лет!..

Какая чувственность и выразительность, красота слова, глубокое восприятие мира, высокие вибрации души!.. Очарована!

Поэзия Сапфо заслужила признание и поклонение ещё в древности. Творчество Сапфо вдохновляло её современников и потомков, ей посвящали произведения искусства. Спустя несколько веков Гораций писал в своих «Одах», что поэзия Сапфо достойна священного поклонения.

Эти женщины были дочерьми своего времени, неспокойного, противоречивого, трудного для женщин, чем-то похожего на наше время. Но, несмотря на условия и потрясения жизни, они были вдохновлены философией гуманизма, любовью, стремлением к возвышенному.

Женщина — загадочная, необъятная, прекрасная Вселенная.

Дорогие женщины, я желаю всем нам Вдохновения жизнью.

Друзья, приходите в гости на мою страничку в Инстаграм @europeancultures (Европейская культура). Буду рада встрече!

Комментарии

Оля, как интересно, действительно, сколько прекрасных женщин, сколько поэм в их честь, а легко никому не было! И почему так?

Здравствуйте! Ира, спасибо за комментарий. Женщинам во все времена - нелегко. Вы задали вечный вопрос, на который ответ у меня один: так живёт человечество испокон веков.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.