Елена Гамза. Поход по Камчатке

Сложность писать посты во время путешествия заключается в трёх вещах: во-первых, не всегда есть доступ к интернету. Во-вторых, не всегда есть возможность зарядить аккумулятор, то есть если телефон сел и все power-банки тоже - то уже ничего не поделать до встречи с цивилизацией. А в-третьих, не всегда хочется отрываться от реальности ради виртуальности... На Камчатке мы столкнулись со всеми тремя сложностями.

Итак, здесь хлеб стоит 50 рублей, как 1 кг арбуза, то есть хлеб даже дороже; зато дыня — 450 руб/кг. Здесь пельмени преимущественно с рыбной начинкой, икра — вовсе не деликатес, а медведи — почти домашние животные. Здесь отпуск больше 60 дней, а 80-летние бабушки бегом взбираются на домашние вулканы. Я и не мечтала когда-нибудь попасть сюда, но так уж удивительно сложилось. И так хочется, чтобы сложилось когда-нибудь ещё!

История начинается с того, что мы чуть не опоздали на регистрацию багажа — сдали его за 2 минуты до закрытия стойки. Тут нужно учитывать, что у нас в рюкзаках половина общественного снаряжения нашей группы — 3 палатки, горелки, котелки, тент и пр. Опаздывать нам было никак нельзя... Всего нас будет 8 человек. В Петропавловске-Камчатском обнаруживается, что багаж одного из участников доблестные сотрудники Аэрофлота оставили в Новосибирске на пересадке, забыв загрузить его в самолет. Ситуация патовая: посуда, спальник, одежда, походный рюкзак в конце концов — все, что нажито непосильным трудом, всем этим не воспользоваться. Сейчас ничего сделать нельзя, багаж приедет только завтра, но нам надо выезжать сегодня. Наш водитель обзванивает друзей в поисках необходимого рюкзака, находит, делится своим спальником, покупаем посуду — необходимый минимум присутствует, хоть так... Закупаем продукты, забираем газ — готовы! Едем на турбазу, где решили заночевать, отдохнуть после перелета, покупаться в бассейне с термальной водой, а еще надо расфасовать продукты и снаряжение по рюкзакам.

Выезжаем после завтрака, в 9:40. Впереди около 400км, так что выехали мы довольно поздно — дороги здесь не очень, и едем мы на ГАЗе. Водитель рассказывает истории про медведей, чтоб мы подготовились к возможным вариантам. В целом, правила при встрече с медведем несложные, главное — не забыть о них в момент самой встречи, и не начать убегать — это первое, чего делать нельзя, потому что медведь автоматически принимает убегающего за потенциальную жертву. А ещё нежелательно женщинам появляться в медвежьем краю во время гона в критические дни — несколько лет назад был печальный случай.

Пересекаем реку Студеную — вообще-то она довольно бурная, но часто меняет свое русло, так что нам повезло, и мы не застряли. Делаем остановку возле лавового потока 2012 года. Зрелище ошеломляет: как поток расплавленной таблицы Менделеева смёл все на своем пути. Направляемся в сторону Мёртвого леса, но закат застаёт нас в лесу живом, с зелеными деревьями. Выезжаем на безграничное поле шлакового песка и теряемся в тумане. Прид ётся отложить встречу с вулканами до утра, на сон всего 4 часа.

Утром туман рассеялся. Над Толбачиком висит столь редкое для нас лентикулярное облако. Рассветные краски, марсианский пейзаж. Красота. Все бросились врассыпную. Неподалеку из земли торчит хвост вертолета — говорят, это не результат ЧП, а шутка местных. Ещё сегодня в программе лавовые пещеры, и потом наконец-то Мёртвый лес. Дико хочется спать, но любопытство пересиливает: спускаемся в дыру в земле и ползем по туннелю. На «потолке» — острые базальтовые образования, внизу тоже не зеленая травка. Колени чувствуют каждый камушек, голову высоко не поднять. Но это испытание быстро заканчивается, уже видно свет в конце туннеля.

На закат идём на Северный конус БТТИ (Большое трещинное Толбачинское извержение 75-76гг). 40 минут поднимаемся туда в «молоке», но погода позволяет нам посмотреть на просторы, на лавовые застывшие потоки — облака рассеялись или их сдуло ветром. Видно кратер внизу, а наверху из трещин парит, пахнет хлором. Планета дышит.

Мы на Клешне. Сопка так называется. Вообще, названия стоянок здесь какие-то все про ноги: Клешня, Копыто, Подкова — легко перепутать. Здесь мы прощаемся с водителем на неделю, начинается наша пешая часть маршрута, в нацпарке известная как «Толбачинское кольцо». Ближе к вечеру поднимаемся на эту самую Клешню, я сажусь немного порисовать, но пошел дождь, размывая все краски, так что у меня получилась «камчатская абстракция», или «камчатсткий дождь», или что-то о трудностях жизни. Благо, хоть цвета яркие — неподалёку стоит вулкан красного оттенка, который мы между собой прозвали «красный», а он, оказывается, так и называется.

Утром дождь, мы в «молоке». Восхождение отменяется! Хорошо, что вчера прислушались к старшему и остались внизу. К обеду дождь заканчивается, приезжает группа туристов, которые выдвигаются по такому же маршруту, что и у нас. И мы собираемся и выходим тоже.

Приятно идти без дождя! Снова проходим путь в 25 минут — на этот раз они даются проще, что мы даже без остановки проходим час, до места пересечения лавового поля на другую сторону. Делаем небольшую остановку. Я лежу и наслаждаюсь моментом лежания на лаве и наблюдения за плывущими вверху облаками. На поле явно теплее: вышло солнышко, да и поле местами ещё парит. Говорят, ночью здесь можно найти открытые трещины, где видно горячую красную лаву.

Двигаемся дальше по меткам — кто-то заботливо указал удобную тропу, потому что в целом бродить по лаве — не самое приятное занятие. Как много времени уходит на то, чтоб обойти это поле! Потом идём по чёрному песку, постепенно начинают попадаться растения, и вот мы уже топаем по зелёно-жёлтым холмам, периодически перешагивая через горные ручьи, коих сейчас достаточно много, видимо, из-за частых дождей. На одном таком ручье мы делаем привал, воду приходится фильтровать от шлаков, но счастье, что она есть. Я читала некоторые отчеты, что с водой в этих места в принципе не очень хорошо. Вуаля, суп готов, чей-то рюкзак немного полегчал. Надо двигать дальше — скоро закат, а впереди еще 4-6км.

Но закат мы не увидим. Солнце спрячется за холмом, по темноте идти не хочется, и мы выбираем местечко, где бы переночевать. Поблизости река — нам надо перебраться через неё. Мы сбились немного с gps-трека, надо бы на него вернуться, но Рафаэль идёт своим путем. Он переходит реку в не очень удобном месте, девочки там не перейдут — я ищу другие узкие места. Тут какой-то вопль, возглас, оборачиваюсь — Рафаэль распластался на камнях, не встаёт. Парни бросились к нему, кто-то, не разбирая, даже ступает в воду, промочив ботинки (сушить их будет сложно — дров для костра здесь нет), снимают рюкзак, пытаются поднять — не получается. Что-то с ногой. Так Раф оглянулся посмотреть на заходящее солнце. В общем, ситуация непростая, мы в растерянности.

Большая вероятность, что Раф сам отсюда уйти не сможет, так что надо его как-то транспортировать. Из нескольких вариантов мы выбираем самый простой: раз уж одна нога цела, то пусть больной опирается на плечи товарищей и перемещается на одной ноге. Другие два товарища пусть несут рюкзаки. Таким образом, 4 товарища + Рафаэль должны будут вернуться назад все пройденные за день 8-10 км (но в гораздо более замедленном темпе), чтобы посадить Рафа на попутную машину до ближайшего поселка, где есть травмпункт. А три подруги должны остаться в ожидании возвращения четырёх товарищей в месте, где вокруг полно ягод и медвежьих следов, а ожидание это может затянуться на сутки. Еще и полнолуние. Тяжелые думы.

Утром чуда не случилось, вчерашние события нам не приснились, опухоль на ноге Рафа не рассосалась... Собираем парней в дорогу, а сами остаемся сторожить и ждать. Не могу сказать, что мне страшно, но явно не по себе, не в своей тарелке. Чувствую, что девочки смотрят на меня, как на старшую, и думают, что я знаю, что делать при встрече с медведем. А я вроде много об этом читала, но не встречалась сама лицом к лицу. Понимая, что волнение не поможет, вспоминая известную всем фразу «в любой непонятной ситуации ложись спать» и принимая во внимание, что в полнолуние я очень плохо сплю — ложусь досыпать днем! Время тянется несоизмеримо. Чем бы тут заняться ещё..?

К вечеру парни не возвращаются, мы понимаем, что ждать их ночью не стоит. Сооружаем своеобразную «музыку ветра»: подвешиваем к палатке колокольчики и устанавливаем пустые баллоны из-под газа, чтоб они соприкасались — благо, дует ветер, и всё это звенит. Ужин и сон, втроем в «двойке». Сигнал охотника в кармане, фальшфейер под рукой. А это поможет?

Чем позже я проснусь — тем меньше ждать парней. Медведь ночью не приходил, сегодня о нём думать уже не так страшно. К обеду из-за холмов появляются ребята: варить завтрак уже веселее, слушая историю спасения Рафаэля, да и чувствовать себя «защищенной» лучше, чем «защитницей». Пора двигаться дальше, иначе мы рискуем не успеть дойти до точки встречи с водителем вовремя.

Саня всячески пытается обнаружить тропу, но её нет и в помине. Мы петляем по полям, по холмам. Хочется устроить привал, но воду обнаружить не удаётся. Аккурат к закату находим родник у перевала, хорошую стоянку рядом, где можно спрятаться от ветра, гуляющего по «трубе» между Толбачиком и Удиной. Родник этот помечен на gps-карте, но мне до последнего мгновения не верилось, что он тут есть — очень уж непохожее место для родника.

Очень хочется сегодня перевалить за следующий перевал до стоянки Марсово поле. Уже отстаем от графика километров на пять, надо наверстывать. Выдвигаемся опять к полудню (мягко говоря, не вовремя), идем медленно, собирая по пути грибы. Впереди еще 3-4 ходовых часа. Идём в сторону перевала после обеда уже бодрее, много и хорошо перескакивая через ручьи, научились уже. Но на подходе к заветной цели нас накрывает буря: дождь, молнии, ветер... Пока решали: идти или останавливаться — вымокли значительно. Решили остановиться. Где-то в поле есть камни-холмы, прячемся среди них от ветра. Дождь постепенно прекращается, даже видно голубое небо и подсвеченную гору-вулкан Зимина. Но вскоре опять затягивает. Это даёт нам возможность растянуть тент и собрать дождевой воды для питья и еды.

Темнеет, а ужинать мы и не думали. Но все же хорошо, когда рядом есть кто-то, на кого можно положиться. В соседней мужской палатке заварили чай, почистили и пожарили грибы. И вот когда Вадим вышел на улицу собрать со всех тарелки — он увидел красные потоки лавы с горы. И мы все вывалились из палаток, чтоб понять как это, и о чем речь. А там — мощные красные реки ползут с Ключевской в нашу сторону. Утром их не было — получается, она прямо сегодня начала извергаться, сопровождаемая молниями и бурей?!

Зрелище просто изумительное! А вдруг лава и до нас дотечёт? Тут всего-то 20 км по прямой, кто ж её знает... О, ничего себе, тут новое ответвление полилось... Ух ты! Это какое-то изменение в привычном ходе событий. Все выскочили со штативами и фотоаппаратами. Снимаем, что получается, ещё и полная луна освещает передний план. Ну просто какие-то нереальные совпадения. Возможно, именно ради этого мы переносили страдания и лишения всех прошлых дней. Снимаем, пока вулкан окончательно не прячется за тучи. Теперь можно и пюре заварить с грибочками. К часу все засыпают, и даже я, хоть и переживаю, что нас зальет лавовым потоком. Какой насыщенный день! Мы сегодня видели какое-то потрясающее действо!

На завтрак — чай из дождевой воды. Мы как настоящие геологи-вулканологи-горетуристы-фотографы. Лавовые потоки с вулкана при свете дня не видать. Делаем ставки — льётся ли она ещё. Конечно же! Просто это значит, что льётся она уже давно, а не вчера начала, как мы думали.

Наконец-то мы идем до Марсова поля, и есть большая доля вероятности, что дойдем — через перевал 5-6 км. А еще то тут, то там снуют суслики, так что проще сделать остановку на обед, чтобы все поснимали вдоволь. Приходится прятаться в ложбину — дует просто ураганный, очень холодный ветер. Обсуждаем: если пойдем дальше, то не увидим уже извержения, не поснимаем долину сверху. А если останемся — придется нагонять километраж, учитывая что мы и сегодня не дошли до предполагаемой точки. В итоге опять решили остаться. И не зря, потому что пробивает фантастический закат! И извержение видно, потому что ночью тучи разошлись, стало ясно. И холодает очень. Периодически вокруг громыхает, летают вертолёты.

Завтра вечером нас будет встречать водитель с Рафаэлем в машине. Так что у нас 2 дня и около 30 км ходу. В попытке срезать мы идём через поле, поросшее мхом, так что очень скоро становится ясно, что скорость наша значительно ниже, чем могла бы быть, иди мы по руслу пересохшей реки. Это была неверная затея, но уйти с поля не так-то просто. Марсово поле явно не для длительных прогулок: холмы, ухабы, камни, глубокий мох, трещины в земле, поросшие травой. Мы сбиваем ноги, но в итоге доходим до нужного русла, видим там свежие следы людей и идём за ними. Постепенно следов становится меньше и уже появляются медвежьи. Это заставляет нас сгруппироваться и двигаться быстрее. Мы шутим, что скорость нашу 2 км/ч = 5/9 м/с медведь воспринимает как медленно ползущее перекати поле и потому не проявляет к нам интереса. А ещё меня постоянно преследует запах уксуса — наверное, мы все им пропахли, так что медведь учует нас издалека и пойдет восвояси.

Виды с обеих сторон долины просто завораживают: Ушковский, Толбачики, Камень, Зимина, Безымянный, Ключевская. И мы лилипуты среди них, идём уже 4 часа. Воды в русле не появилось, надо искать родник. На карте помечены координаты ближайшего — до него 40 минут. Идём опять по мху, неудобно, но ничего не поделать. Закралось сомнение, что ручей этот ещё функционирует, но мы находим его в указанном месте. Вот уж правда, вода — основа жизни. Все в восторге, решаем даже дальше не идти, а остаться ночевать тут. Вот как все рады, несмотря на необходимость прошагать завтра 13 км (вообще-то я думаю, что 16-18, но никому не озвучиваю свои подозрения, чтоб не выглядеть как паникёр). Виды здесь и правда потрясающие! Долина вулканов-великанов. Жаль только, что я приболела, и сил гулять особо нет.

День Х настал. Сегодня нас забирает водитель, так что пора бежать, хотя в нашем случае скорее ползти, или плестись. Выходим в 10:40 (это время для нас уже стало привычным), особенно благодарим этот оазис посреди огненных гор. Кстати, утром ручей был замерзший, то есть температура явно была ниже нуля.

Некоторые из нас решили, что душераздирающих видов нам уже не встретится, так что упаковали рюкзаки основательно. Но не тут-то было. Мы доходим до каньона, где зависаем на часок, не меньше. Очень атмосферное место, напомнило мне ущелье мертвых из фильма «Властелин Колец». Тут даже явно холоднее на несколько градусов. Но долго задерживаться нельзя.

В попытке срезать или найти лучшую тропу мы опять блуждаем по полям и холмам — благо хоть насобирали грибов. На очередном холме вдруг раздается от Сергея, идущего впереди: «Слева медведица с медвежатами». Все оборачиваются налево, продолжаем идти почти боком. Не успеваем что-либо предпринять (даже камеру не успела достать из кармана), она собрала медвежат и спряталась за холмом. Красивая такая, пепельная, а детишки темненькие.

Однозначно решаем вернуться на тропу — она оказалась всего в 200 метрах от нас, явно протоптана, идти стало легче и веселее. Через 40 минут доходим до стола с навесом, от него тропа поднимается в очень крутой холм. Начинает накрапывать, а наверху еще и дует сильно. Если бы не рюкзаки — нас бы снесло. Хорошо, что ветер хотя бы в спину. Очень надеемся, что на финише нас ждет что-нибудь горячительное. Дорога тут около 10 км до инспекторского домика. Их мы прошли, а может пробежали-пролетели всего за 2 часа 20 минут. Ноги вымокли, вещи промокли. Шли без остановок — иначе замёрзли бы. На подходе видим нашу машину А623ОК с рисунком медведя на капоте — счастью нет предела, оставшиеся метры до нее я бегу.

Внутри спасительное тепло, хоть машину и шатает от порывов ветра. Есть горячие булочки, свежий хлеб и уже полюбившийся всем нам напиток "Камчатка" лично от водителя. Он у нас просто золотой — могу подкинуть телефончик. А ещё в машине Раф с гипсом — оказался перелом с допустимым смещением. Он улыбается своими появившимися в стационаре щеками, потому что он был единственный пациент, и его откормили. Вся команда в сборе, мы дошли, счастью нет предела! Разлюбить Камчатку невозможно!

Дорогие читатели, если Вы заинтересовались путешествиями Елены — добро пожаловать на её страницу ВКонтакте: vk.com/id19215