Татьяна Дианова. Шведские праздники

Сегодняшний мой рассказ имеет глубокие корни. Двоюродный дедушка моего супруга Юхан Альфред был своего рода знаменитостью в Швеции — он прослыл искусным фальшивомонетчиком в конце 1800-х годов. Убежав из Стокгольмской тюрьмы, Юхан Альфред умудрился перебраться в Чикаго, там начал новую жизнь фотографа и продолжил старое занятие с подделкой денег. Над его поимкой совместно работали шведские и американские полицейские, и он погиб во время полицейской облавы в Чикаго в 1904 году.

Мой муж увлекается составлением своей родословной и знает много интересных историй про своих предков. Про Юхана Альфреда было написано несколько книг, в семье сохранились его фотографии. Лет восемь назад, когда мой муж обсуждал семейные дела со своей тётей, меня очень увлекла история про деда-фальшивомонетчика. Судя по рассказам и фотографиям, личность была неординарная. Эта ветвь родственников мужа происходит из маленькой деревни Остра Скрюкеби, километрах в тридцати от нашего города Норрчёпинга.

После этих рассказов мне стало любопытно заехать посмотреть деревню. Мы собрались и поехали. Подъехав к церкви, мы вышли из машины и начали оглядываться. Около дома напротив стояла очень старенькая дама, которая спросила нас, что мы ищем и что нам нужно. Мой супруг представился и сказал, что его родственники жили в этой деревне и он внучатый племянник Юхана Альфреда. Дама очень оживилась и обрадовалась, начала рассказывать про себя. Её покойный супруг был профессором истории и даже написал брошюру про Юхана Альфреда, мы просто обязаны были зайти к ней и посмотреть эту брошюру и другие документы. И вообще, у неё в духовке стоял яблочный пирог и надо было пить кофе.

Так мы познакомились с Эльз-Мари, ей сейчас 96 лет, очень интересная женщина. Она хотела познакомить нас со своими дочерьми и другими обитателями деревни, мы оставили свои номера телефонов и обещали вернуться. И теперь у нас есть своя деревня, куда мы ездим на все праздники и гуляния.

А деревня эта во многом замечательная, не только из-за Юхана Альфреда. В ней проживают очень интересные и душевные люди, которые стараются сохранить традиции и общинный дух своей малой родины. Население деревни примерно 200 человек, некоторые из них живут крестьянским трудом (разводят коров, засеивают поля), а некоторые работают на обычных городских работах в Норрчёпинге и Линчёпинге.

Общими усилиями поддерживается в идеальном состоянии церковь, которая была заложена ещё в 1100-х годах. Она перестраивалась и достраивалась несколько раз, но в ней сохранились старинные предметы и детали: например, деревянная дверь 1100-х годов и бронзовая купель, датированная 1665 годом, а также иконы и картины.

В здании старой школы активно работает клуб, где жители деревни и приезжие гости собираются для общения и на праздники. Деревенские энтузиасты продумывают программу праздников, украшают церковь и клуб. Две женщины организуют кафе, где по ценам себестоимости можно выпить кофе с бутербродами и печеньем. Всё очень весело, просто и по-домашнему. Уже восемь лет, как мы с семьёй влились в общину Остра Скрюкеби, и отмечаем с ними все праздники и гуляния. Сейчас немного расскажу о традиционных шведских народных праздниках и как они отмечаются.

Совсем недавно, вечером 30 апреля, мы отмечали в Остра Скрюкеби праздник Валборг (аналог немецкой Вальпургиевой ночи). Он уходит корнями в язычество, когда по поверью в ночь с 30 апреля на 1 мая оживали духи мёртвых, и ведьмы всю ночь летали на метле. Во всех деревнях собирали огромные кучи хвороста и поджигали вечером 30 апреля, чтобы защититься от нечистой силы. После принятия христианства праздник был признан церковью и символизирует собой сожжение всего старого, злого и ненужного, чтобы дать место новому и чистому. Праздник весны и обновления. До сих пор сохранилась традиция сжигания куч хвороста, обычно они бывают большими, иногда размером с двухэтажный дом. В этом году был очень тёплый и сухой апрель, и, к сожалению, по всей области запретили такие костры из-за пожарной безопасности. Поэтому пришлось разводить небольшой костёр в металлической корзине.

Следующий праздник, на который мы собираемся поехать, будет 6 июня — Национальный день Швеции. Обычно в хорошую погоду ставят столы в саду, где под кофе с булочкой можно пообщаться и послушать какой-нибудь самодеятельный концерт. В некоторые года приглашали школьные спектакли из ближней школы.

Мидсоммар (праздник Середины лета) отмечается в день летнего солнцестояния, в период 19-25 июня. 24 июня христианская церковь отмечает день Иоанна Крестителя, и праздник часто ассоциируется с этим днём. В Прибалтике он отмечается как Янко Купала. В Остра Скрюкеби этот день начинается парадным выездом на тракторах, когда несколько крестьян выстраивают вереницей свои трактора с прицепами, украшенными цветами и берёзовыми ветками, и едут по всем окрестным дворам, собирая гостей на праздник. Мы обычно приезжаем к самому началу поездки и едем с трактористами, встречаем гостей. Когда все в сборе, на поляне украшается цветами и ветками берёзовый шест, который торжественно поднимается и ставится вертикально, и вокруг него водятся традиционные хороводы.

Во втором полугодии в Швеции обычно как-то не очень празднично. Следующий после Мидсоммар большой народный праздник отмечается 13 декабря в честь святой Люсии, и эта традиция пришла в Швецию из Италии. В этом празднике смешались религиозные традиции подготовки к Рождеству и языческие обряды приглашения в дом света и тепла. В Остра Скрюкеби обычно устраивается рождественская ярмарка, где энтузиасты продают своё рукоделие и выпечку, яблоки из своего сада. Выручка от продажи идёт на организацию следующих мероприятий и поддержание в порядке церкви и клуба.

В Швеции есть аналог русского Старого Нового года — прощание с ёлкой, он обычно бывает тоже 13 января. Тогда танцуется последний хоровод вокруг ёлки, с неё снимаются и раздаются детям конфеты и украшения. В Остра Скрюкеби есть традиция всем на этом празднике угощаться рисовой кашей и бутербродами с ветчиной.

День 25 марта в Швеции — день вафель, по всей стране пекут и едят вафли, традиция такая, почему — никто уже объяснить не может. И в Остра Скрюкеби замешивается большой таз теста, несколько вафельниц пекут весь вечер без перерыва.

Вот такое оно, наше Оста Скрюкеби!

Комментарии

Здравствуйте, Таня! Спасибо за традиции в Вашем Краю. Интересно познавать народ через его традиции, и еще интересно, что некоторые традиции-праздники похожи. Украшенный березовый шест напомнил мне Майское дерево в Германии, а ваш день вафель похож на Масленицу - вкусно,  сытно, ешь сколько хочешь (но знай меру :). 

Здравствуйте, Танечка!!! Мне очень нравятся Ваши рассказы. Хорошо, что пришло время, когда о жизни и традициях людей, живущих в других странах, мы можем узнавать не из скучных новостей,а непосредственно "изнутри", от непосредственных участников этой жизни. Это всегда интересно. Спасибо, что Вы щедро делитесь своими впечатлениями.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.