Любовь Степанова. Дети Природы

Родители впервые взяли меня на ночевку в лес, когда мне было полтора года. С тех пор каждое лето я ездила с ними в походы выходного дня. Выезды на природу явились для меня важной составляющей моего детства, его неотъемлемой частью, важным фактором формирования гармоничной личности и основой понимания своего места в жизни. В походных условиях я наблюдала за жизнью природы, сменой дня и ночи, изучала физические законы в действии, а главное — развивала своё воображение.

Я очень радуюсь, глядя на семьи, выезжающие на природу с детьми. Ведь такое радостное событие, как появление ребенка, зачастую меняет образ жизни родителей, заставляя временно отказаться от любимых занятий, в данном случае, туризма. Мало кто рискует выезжать на природу с грудными детьми, исходя из обычного здравого смысла. Хотя я знаю подобные случаи, они всё же редки, поэтому о них говорить не буду. Хочется поговорить о детях самостоятельно ходящих и разговаривающих, то есть от года.

Конечно, речь не идет о многодневных походах, когда нужно следовать по маршруту и передвигаться с места на место ежедневно, невзирая на дождь, жару, холод и другие походные «неудобства». С маленькими детьми о таком отдыхе все же стоит забыть. Если есть такая возможность, проще отдать детей бабушкам-дедушкам на недельку, чем везти их с собой. А вот обычные выезды на природу в выходные могут стать замечательной привычкой летнего отдыха.

Маленьким детям всё интересно, они изучают окружающий мир. Чего только стоит один костер! По собственным воспоминаниям и наблюдениям — это одна из самых интересных и захватывающих вещей. С маленькими детьми (в три-четыре года) можно собирать дрова и при помощи родителей подкладывать их в огонь, наблюдать, как они загораются, объяснять, какая веточка горит быстрее, какая — медленнее, а какая не горит вовсе, и почему дымится. Не отказывайте детям в экспериментах. Конечно, если они захотят проверить, как быстро загорятся папины кеды, стоит предложить другую альтернативу. А вот положить в огонь гнилую палку, комочек земли, гриб или наоборот, кусочек сухой газеты, бывает интересно.

С детьми постарше столь пристального внимания родителей уже не требуется. Достаточно объяснить ребенку, как вести себя у костра (не подходить близко, не стоять в дыму), дать длинную палку, и можно быть уверенным, что занятие на ближайший час найдено. Поджигание палочки и последующее наблюдение за ее тлением — это фантастический опыт для ребенка! Нет-нет, я не шучу. После нескольких десятков экспериментов опыты с поджиганием усложняются… Основная задача родителей — следить за безопасностью ребенка и окружающих, издали наблюдать за процессом познания. Не стоит беспокоиться, если ребенок захочет унести подожженную палку как можно дальше от костра — это логичный шаг в изучении окружающего мира. Ему захочется сохранить этот маленький огонек как можно дольше. Это у него вряд ли получится.

Детей сознательного возраста, школьников, обычно «отселяют» к своему маленькому костерку, который разводят метрах в тридцати от большого костра. Это прививает ответственность и показывает доверие со стороны взрослых. Детям поручается следить за огнем. Помню, как нас было около трех-четырех детей в возрасте семи-десяти лет, и мы могли весь день провести, поддерживая огонь в нашем маленьком костре. Мы следили за тем, чтобы он не потух и не разгорелся слишком сильно. Подобное отделение взрослых и детей, на мой взгляд, полезно. Дети сами находят себе занятие, придумываются свои игры, роли, ситуации вокруг этого костра. А взрослые лишь контролируют процесс редкими визитами.

Если разобраться, на природе полно занятий для детей! Я уже молчу про разные игры на свежем воздухе типа фризби, бадминтона, игры с мячом, стрельбы из лука, строительства шалаша и так далее. Но скажу по собственным воспоминаниям, для самых интересных детских игр не нужно особых спортивных или развлекательных снарядов. Достаточно воображения!

Дети исследуют окружающее пространство. Если это топкий берег ручья, ребенку нужно обязательно проверить, как близко можно подойти к воде и не провалиться. Если есть болотистый участок, можно соорудить гать, набросав веток и проверить, как они будут выдерживать вес ребенка… Подобных занятий очень много. Детям нравится строить и пробовать.

Помня об этом, родителям придется смириться с мокрыми носками и обувью, грязной одеждой, порванной, прожженной — это мелочи. Об этом следует подумать при сборах в поездку. Запасная пара обуви, две-три пары запасных носков, и, возможно, запасные штаны (если ваш ребенок уже зарекомендовал себя как истинный исследователь) будут востребованы. Кроме того, мелкие предметы одежды могут теряться безвозвратно, и не стоит ругать ребенка, если он не может вспомнить, где в последний раз снимал шапку или видел свои перчатки. Скорее всего, он не сможет точно назвать то место, где гулял пять минут назад, даже если весь день не отходил от лагеря дальше ста метров. Просто смиритесь.

Исходя из этого соображения, вся одежда, собранная в поездку на природу, должна изначально быть признана «походной» (примерно то же, что «дачной»). То есть, это одежда, которую не жалко прожечь, порвать, потерять. Всё намокшее может быть высушено на костре в течение получаса-часа. Главное, следить, чтобы одежда не сгорела и не оплавилась (например, подошвы у обуви).

Если ребенок сильно промок, и его уже не во что переодеть, придется раздеть его и посадить у костра отогреваться, разложить рядом мокрую одежду, чтобы сохла. Пусть у ребенка будет передышка. Он отогреется, будет следить за тем, как сохнут его вещи, трогать их, оценивать, сухие-мокрые… Это тоже замечательный урок познания окружающего мира. Скорее всего, посидев так у костра с мокрыми вещами, он не будет спешить лезть в воду в следующий раз.

Поверьте, все «походные дети» и прожигали одежду, и промокали насквозь, и чего только не было. Зато воспоминаний хватит на всю жизнь!

Комментарии

Спасибо ! 

Когда я читала про костер, то воспоминания детства нахлынули волной. Это правда ! Опыт с огнем должен проводить ребенок( под контролем), но сам !!!!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.