Наталья Черных. Метро

Здравствуйте, дорогие читатели!

Многие из нас любят метро — его эскалаторы, поезда, станции…

— Ура!!! Мы завтра едем в деревню! — кричала я, будучи ещё ребёнком.

— Подъём в пять утра! — папин голос звучит утвердительно и строго. Это значит, что надо найти и собрать всё необходимое, так как путь будет долгим.

Едем сначала 40 минут на первом автобусе, потом 30 минут на метро, заплатив по пять копеек с человека. И вот она — станция, от которой мы помчимся к нашей бабушке в деревню.

С годами и расширением линий метро ритуал входа в метро, как и его оплата, менялась. В Москве и Санкт-Петербурге всё было по-разному.

Я помню, когда в автоматы бросали 5 копеек, которые по диаметру были как нынешние пять рублей, и проходили через две скрипучие створки, автоматически выдвигающиеся. Как же я боялась, что меня раздавит ими или прищемит одежду, и я не смогу пройти. Но это было недолго. Я росла, и с возрастом поездка на метро в центр без родителей перестала казаться такой страшной.

В начале девяностых я хорошо помню реформы в московском метрополитене, когда вместо 5 копеек появились жетоны из прозрачного пластика с символикой метрополитена. Они были нереально кислотного цвета — ярко-жёлтые и красные. Отношение к метро это нововведение никак не изменило. Многие хранят те жетончики как талисманы, а в моей семье они служат напоминанием об эпохе перерождения и реформ.

Когда я училась в лицее, то ездила в метро и на всех видах транспорта бесплатно. Проезд оплачивала только в электричках дальнего следования. У меня была справка с печатью, которая выдавалась исключительно детям из многодетных семей. Мои однокурсники сначала удивлялись этому, а потом привыкли.

Потом придумали магнитные картонные карточки, которые работали, конечно, со сбоями, но зато сейчас действительно можно экономить на проезде, потому что действует карта «Тройка».

Сейчас даже уже и не скажу, удобно ли было мне или нет платить за проезд пятачками, но то, что в метро стояли автоматы по размеру денег — это было здорово.

Метро — место встреч, расставаний, признаний, а ещё памятник архитектуры. Московское метро очень красивое, старые станции являются произведением не только искусства, но и исторически ценными объектами нашего наследия.

Про каждую станцию можно рассказывать и писать очень много. Как проектировалась, возводилась, кто строил, каким трудом это все было создано. Современные станции — это своего рода дань моде и продолжение развития человечества. Каждые полгода в нашем метро происходят изменения. То ветка становится длиннее, то проводят реконструкцию входов и выходов, строительство новых станций и улучшение работы поездов.

Нам кажется, что спускаясь в метро, мы просто едем до места назначения, но могу вас заверить — это не совсем так. Метрополитен позволяет не отставать не на минуту от жизни на земле. Да, нас везёт электропоезд, да, максимум через полтора часа мы можем добраться до конечной станции метро в любом направлении. При этом в метро организован свободный доступ к интернету и созданы площадки для музыкантов, которые несут музыку в массы. Также во многих поездах созданы выставки картин, воспроизведены исторические моменты, например, поезд «Красная звезда», имя которого было очень известно в военные годы. Но мы не замечаем времени, которое проходит как миг. Мы едем кто в своих мыслях, кто в телефонах, кто в книгах.

В истории моей жизни станция метро, где я живу, является важным фактором развития и исторической памяти нашего района. Ведь у метро стояли большие автоматы с газированной водой за 1 копейку — просто газированная вода наливалась в гранёный стакан, а за три копейки — вода с сиропом. Там же стояли палатки с мороженым, а из соседней кулинарии привозили хачапури. Родных встречали с работы и учёбы возле выхода из метро. Если мы хотели с друзьями или одни поехать в центральный «Детский мир» на Лубянку, нас ничего не останавливало — там царило ощущение какого-то волшебства, и это незабываемо.

Помню, однажды на птичьем рынке купила свою первую собаку. Я обнимала этот комочек счастья, и весь вагон метро мне улыбался. Было много таких моментов… Однажды мне в 16 лет подарили букет роз, объяснили, что я понравилась, и пожелали счастья. А в другой раз я сама подарила цветы бабушке, которая в переходе шила и продавала куколки. Мне так стало на душе нехорошо от того, что все проходят мимо, а на календаре 8 марта.,Я отдала свой букет этому человеку, просто поделилась настроением.

Вы замечали хотя бы раз, какие люди едут в метро? Нет? Устройте эксперимент, и вы сразу поймёте, чем дышит наше метро и какая энергия протекает в нём.

Если уже на последних секундах при закрытии в двери влетает молодая пара, смеясь и озорно оглядываясь, это означает, что они счастливы и в их жизни приключение, даже такое, как забежать в закрывающиеся двери вагона. Конечно, многие делают вид, что спят. Есть пожилые бабушки, еле стоящие на ногах, но при этом они ни за что не сядут, а будут стоять, мило улыбаясь и утверждая, что на следующей станции они выходят. Иногда пожилые мужчины отказываются присесть, эти люди ещё старой закалки, воспитанные по другим канонам и правилам, они не считают нужным сидеть. На станции «Воробьёвы горы» все дети прилипают к окнам — там на открытой станции можно сразу увидеть и Москва-реку, и спорткомплекс, и канатную дорогу, а также МГУ им. Ломоносова. Когда выходишь на станцию, то посередине стоят в больших витринах исторические инсталляции, которые рассказывают о разных событиях всех сфер жизни от советских времён до наших дней. А когда-то эту станцию поезда проезжали не останавливаясь, это длилось примерно пятнадцать лет, всегда было интересно, как же измениться облик металлического тоннеля…. И вот спустя годы мы можем наслаждаться замечательным видом и прекрасной станцией. Многие станции заслуживают нашего внимания, и «Курская», и «Марксистская», и «Площадь Революции»... Множество интереснейших решений и скульптурных образов, гранитных плит мозаики на полах, огромные люстры и светильники разных эпох… Всё это заставляет задуматься о грандиозности проекта под названием «метрополитен».

Сколько в нашем метро проводят экскурсий — не сосчитать! Многое мы не знаем, но для любознательных есть бесплатный музей, в котором можно узнать не только историю метро, но и зайти в кабину электропоезда и ощутить себя частью этого волнительного процесса управления такого большого состава.

Скажу вам по секрету: в моей жизни был удивительный случай. Я поздно ночью возвращалась после работы домой. Поезда в метро ходили с большими интервалами, и пришлось ждать его целых десять минут. Когда он наконец подъехал, открылась кабина машиниста.

—Привет, — говорит молодой человек. — Хочешь в кабине прокатиться?

Стою… молчу… Но потом меня осенило, что это мой шанс доехать до следующей станции и увидеть всё своими глазами. Мало того, мне всегда было интересно, с какой скоростью едет электропоезд.

Девушка я была боевая, не побоялась, а поддалась любопытству и щемящему чувству неизведанного. Я зашла в кабину и встала возле дверей, которые выводятся в вагоне наружу, держась за ручку, и замерла, когда поезд начал движение. Свет от фар был тусклым, но фонари в тоннеле освещали наш путь. Я начала задавать вопросы: «А с какой скоростью едет поезд? Не скучно ли столько кругов наматывать каждый день? Почему вы выбрали такую профессию?». И вот что за это время мне ответили: во-первых, электропоезд идёт со скоростью 90 км/ч, во-вторых, работают посменно по 6 часов, а то можно просто перестать понимать, что происходит. И в-третьих, он всегда любил поезда. Мы попрощались, даже не представились друг другу, но я до сих пор благодарна этому машинисту.

Вот такая короткая поездка в одну станцию, а эмоций на всю жизнь.

Какие получаются истории в метро и как мы себя ощущаем, конечно, зависит от нас, но я люблю ездить в метро. Мои любимые станции — «Таганская», «Кузнецкий мост», «Красные ворота», «Чистые пруды», «Спортивная». Нет людей,  равнодушных к метро. Все мы так или иначе связаны с этим видом транспорта,  наши исследования станции и веток метро — это путешествие в отдельный интересный и захватывающий мир.

В Барселоне метро невзрачное, но станции некоторые яркие и красочные. В Вене интересные станции метро только в центре, зато я никогда не видела, как трамвайчик может быть и электропоездом, и трамваем и электричкой одновременно, впечатлил размах универсальности. В Афинах каждая станция как музей археологии и истории тематической направленности.

У меня есть мечта побывать в метро в крупных городах всех стран мира, и сравнить, чьё же метро самое привлекательное, удивительное, комфортное, интересное и необычное.

Комментарии

Здравствуйте все! Здравствуйте, дорогой Автор! Я получила большое удовольствие от Вашего рассказа о московском метро. Ностальгия о прошлом в сочетании с удивлением о настоящем. Будучи москвичкой, мне кажется, я провела 1/3 жизни в московском метро, ну, может быть, всё-таки 1/4. Помню и 5 копеек, и старые голубые вагоны с кожаными коричневыми  сиденьями, и  автоматы с газированной водой на улице, пили из одного стакана и ничего не боялись. Когда мои знакомые иностранцы собираются посетить Москву, всегда говорю им - обязательно прокатитесь по кольцевой линии метрополитена и дальше, не пожалеете. Все слушаются, а потом делятся восторженными впечатлениями. Метро Москвы - это часть моей жизни. В Европе метро практичное, часто без украшений, сделано в зависимости от условий города, почвы и т.д. Для меня до сих пор московское метро - дворцы. Спасибо. 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.