Ольга Журавлёва. Девушка с жемчужной серёжкой

Здравствуйте, друзья!

Зимним вечером 1881 г. два почтенных гражданина Гааги, адвокат Де Стюэрс и его сосед Дес Томбе, сидели перед камином в доме адвоката. Покуривая трубочку, беседовали о том, о сём, но разговор незаметно, как всегда, перешёл на любимую тему — искусство. Соседи были не просто любителями высокого искусства. Де Стюэрс с молодости увлекался поиском работ старых голландских мастеров. Позже, будучи высокопоставленным чиновником в области искусства, способствовал строительству Государственного музея в Амстердаме — Рейксмюзеюм. Его сосед Дес Томбе имел внушительную коллекцию уникальных произведений искусства, которые позже по его завещанию обогатили разные музеи Нидерландов.

— Послушайте, дружище, Вы видели в сегодняшнем «Куранте» объявление о предстоящих торгах антиквариата? В списке картин значится старый портрет неизвестного мастера «Девушка в тюрбане». Я знаю только один такой портрет девушки в тюрбане. По-моему, это Вермеер. Почему бы Вам не купить его?

— Хм, говорят, картины в очень плохом состоянии. Пролежали где-то в сырости на чердаке. На реставрацию уйдут большие средства. А если это не Вермеер?

— Не скупитесь, дружище. У Вашего реставратора золотые руки. Если это Вермеер, то Вам повезло, и Вы — обладатель уникальной работы. Если все-таки окажется подделкой, то ей не меньше лет, как и самому оригиналу, а значит — тоже интересная находка. Не раздумывайте. Я не буду ставить против Вас. Из-за плохого состояния не найдется много желающих. Рискните. Не пожалеете.

Сказано — сделано. Коллекционер Дес Томбе из любопытства решил купить старую картину на аукционе и заплатил за неё 2 гульдена 30 центов. Ему повезло, портрет действительно оказался работой Йоганнеса Вермеера. Наряду с Рембрандтом Вермеер считается одним из величайших художников Золотого века (XVII в.) искусства Голландии.

На тех торгах повезло не только коллекционеру Дес Томбе, повезло любителям искусства всего мира. Считается, что Вермеер писал по две-три картины в год. Предположительно его творчество составляло около 45 картин, из которых сохранились только 35.

Портрет долгое время жил с названием «Девушка в тюрбане». И только недавно в 1995 г. в Галерее его переименовали — «Девушка с жемчужной серёжкой». Картина входит в первую десятку мировых шедевров живописи. В 2006 г. её выбрали как «Самую красивую картину Нидерландов». Портрет еще называют голландской Моной Лизой. И правда, он чем-то напоминает картину Да Винчи, такая же очаровательная и загадочная.

Портрет написан в жанре Трони (Tronie) — разновидность портретной живописи, получившая распространение в Голландии в XVII веке. Портреты-трони часто изображали моделей с характерным выражением лица или в необычном костюме.

Вермеер запечатлел момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя, которого только что заметила. Блеск в глазах, отблески на губах, загадочный поблёскивание жемчужины… Вермеера по праву называют Мастером света.

В портрете много загадок. До сих пор неизвестно, кого изобразил художник в экзотической одежде. Предполагают, что моделью была его дочь Мария. Но, впрочем, и это взято под сомнение. Книга и поставленный по ней фильм – всего лишь фантазия американской писательницы XX века. Одежда девушки совершенно не соответствует одежде XVII века в Голландии: никто в то время не носил тюрбаны. По словам консерватора Художественной галереи господина Буфелота, портрет похож на удачный снимок фотоаппаратом. Поза героини совсем не соответствует позе для портрета. Да и сама девушка очень идеализирована, слишком красива, чтобы быть реальной, а жемчужина — неправдоподобно велика.

«Может быть, у художника вообще не было модели? Может быть, он изобразил свою мечту?» — как-то подумала я перед портретом. Ведь есть и такие примеры в мировой живописи.

До сих пор остается загадкой, кто был заказчиком картины. Наверное, мы никогда об этом не узнаем. Но во всех отношениях это необычный портрет с не менее необычной судьбою.

Сначала он оказался в семье мецената художника. Через 20 лет портрет был продан вместе с другими картинами Вермеера на торгах в Амстердаме и исчез почти на 200 лет, вдруг появившись на торгах 1881г. в Гааге. Портрет действительно был в очень плохом состоянии. И кто знает, что было бы с ним, если бы тогда вечером у камина не состоялся разговор двух друзей-любителей искусства, а сам разговор, как не трудно догадаться, всего лишь плод моего воображения, но является историческим фактом. По завещанию последнего владельца – коллекционера Дес Томбе портрет был дарован Художественной Галерее Маурицхёйс в Гааге, где находится и сейчас.

Чёрный фон, шёлковый тюрбан, взгляд через плечо, полуоткрытый влажный рот и огромная жемчужина — как мало составляющих всемирно известной картины Йоганнеса Вермеера, ставшей символом необыкновенно плодотворного искусства мастеров Золотого века. Почему именно она захватывает зрителя?

Я уходила от картины в другие залы и опять возвращалась. Перед ней всегда стоят долго: некоторые в задумчивости, другие фотографируют, чтобы унести незабываемое мгновение с собой. Глаза… они как магнит, от которого трудно оторваться. Вот-вот с губ сорвется слово, а может быть вскрик или смех? Картина напоминает мне интригующий пролог в хорошем романе со всеми его составляющими — любовь и ненависть, дружба и месть, война и мир, разлука и радость встречи — всё сплелось друг с другом в увлекательнейший рассказ, уносящий читателя в чарующий реально-нереальный мир.

«Девушка с жемчужной серёжкой» вне времени, на века. Её очарование и загадочность всегда будут удивлять и будоражить воображение зрителей.

Спасибо всем за внимание.

Приглашаю вас заглянуть на мою страничку в Инстаграме: @europeancultures (Европейская Культура). Все сообщения на русском языке, фотографии мои.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.