Наталия Булатова. Престиж и не престиж

Сегодня мы поговорим о «престижных» и «не престижных» работах танцора/хореографа/педагога и о том, существует ли вообще такая градация работ? Стыдно или нет профессиональному танцору работать, скажем, в фитнес-клубе или другом частном учреждении, не преследующем цели профессионального развития в танце?

Давайте для начала разберёмся в словах «профессиональный танцор». В основном, профессионалом принято считать человека с дипломом о профильном образовании и «бэкграундом» в одном из основных танцевальных направлений, имеющих систему преподавания: классический, народный, бальный танец или джаз-модерн. Все остальные современные стили танца являются дополнительными к основному профилю образования и повышают универсальность и многопрофильность танцора, а также его навыки. Всё это, конечно, условности, и танцевать можно хорошо и без диплома, но главное здесь не бумажка, а навыки в 4-х вышеперечисленных танцевальных направлениях, и то, есть они у вас или нет, в целом определяет ваш профессиональный уровень.

Теперь поговорим о работах, которые, по общепринятым понятиям, являются "престижными" для профтанцора. Наивысшей точкой профессиональной реализации для артиста высокого уровня, безусловно, является хороший театр, где он будет поддерживать и улучшать свой уровень мастерства и демонстрировать его на большой профессиональной сцене! Так же ситуация обстоит и у балетмейстеров. А вот для педагогов выбор «престижных» работ чуть шире: помимо работы репетитором в театре, есть ещё профессиональные государственные или коммерческие учреждения, где танцу люди приходят обучаться серьёзно, а педагога на такую работу берут только в том случае, если позволяет его квалификация и уровень знаний. Также есть ниша детских профессиональных коллективов, откуда в результате дети тоже выходят готовыми высокоуровневыми артистами, но таких заведений существует крайне мало.

Есть ещё пара коммерческих школ для взрослых, где также образование происходит профессионально, но в основном такие заведения есть за границей, у нас пока с этим довольно туго... Пожалуй, вот и всё: театры, университеты, академии, училища, хореографические школы или школы искусств и профессиональные детские коллективы. Работа в таких местах указывает на высокий уровень мастерства артиста, педагога либо балетмейстера и его профессиональную востребованность. Часто люди в таких государственных учреждениях зарабатывают совсем немного, но при этом честно служат Терпсихоре и могут с гордостью заявлять, что занимаются настоящим искусством!

Но именно финансовый вопрос довольно часто является причиной перехода профартиста на «менее профессиональные работы», где просто лучше и больше платят и в случаях совмещения «работ для денег» и «работ ради искусства» можно держать высокую планку и не терять своего уровня.

Также следует не забывать, что далеко не все танцоры мечтают работать в театрах и многие из них стремятся в шоу-бизнес либо другие телевизионные проекты, где также нужно обладать высоким уровнем мастерства, только в коммерческом контексте! Здесь каждому своё, мечты и вкусы-то у всех разные:) Но ключевым моментом и критерием всё равно является высокий исполнительский/постановочный уровень и его постоянное поддержание.

А как же быть тогда с другими танцевальными сферами и частными школами, в которых танцует и преподаёт огромное количество профессионально воспитанных ребят? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу рассказать о ГЛАВНОМ!

Давайте поговорим об истинных творческих целях. Только о тех, которые действительно настоящие и в которых мы часто боимся себе признаться.

Закройте глаза и постарайтесь представить, что вы живёте в идеальных условиях, где нет жизненной необходимости зарабатывать себе на хлеб и ежемесячно платить по счетам, где вы можете свободно выбирать, чем хотите заниматься и тратить на это столько времени, сколько нужно и хочется. Подумайте, чего бы вам действительно хотелось? Кем вы себя видите и чем хотите заниматься в танце? Как только вы найдёте своё истинное желание, вы тут же почувствуете «бабочек в животе» и это верный указатель, что вы отыскали в себе то самое. Теперь сформулируйте свою творческую цель так, чтобы она обрела чёткие очертания и все свои дальнейшие работы всегда рассматривайте через призму этой цели!

Осознавая свою творческую цель, вы можете адекватно посмотреть на свою жизнь и оценить свои нынешние работы. Ведут ли эти работы к достижению вашей цели или препятствуют этому? Для чего вы на них работаете, видите ли какую-то для себя перспективу и рост, получаете ли вы настоящее удовольствие, или вас радует только зарплата? Ответьте себе на эти вопросы честно, и в зависимости от этого принимайте дальнейшие решения. Все ваши работы, на которые вы соглашаетесь, не должны уводить вас в сторону от реализации вашего главного желания! Всегда оценивайте это именно с позиции истинной цели и тогда любая работа, которую вы берёте или от которой сознательно отказываетесь, будет новым трамплином на пути к достижению задуманного!

И даже если работы не приносят вам ни роста, ни удовольствия, и вы осознаете, что это нужно менять, но обстоятельства не позволяют отовсюду сразу уволиться, не спешите расстраиваться! Просто держите в голове эту мысль, что нужно постепенно менять свою жизнь и на данном этапе постарайтесь изменить к нынешним работам своё отношение и извлекать из них все возможные для вас плюсы: например, это может быть отличная фигура и физическая выносливость, которую вы сами можете получить в результате своих же тренировок и которая вам очень пригодится однажды на кастинге в театр вашей мечты. А параллельно начинайте искать другие возможности для своей реализации и потихоньку менять работу на более вам подходящую!

Теперь, когда этот момент мы обсудили, вернёмся к вопросу о работах "более низкого ранга" и вопросу, есть ли вообще какая-то градация или можно все работы считать равноценно профессиональными? Ответом на этот вопрос является понимание ЦЕЛЕЙ занятий в профучреждениях и ЦЕЛЕЙ в школах танца и фитнеса, несущих более развлекательный или оздоравливающий характер. Если с целями профучреждений все и так понятно, то цели развлекательных или фитнес-направлений кажутся мне полностью очевидными: девушки, занимающиеся, скажем, стриппластикой или тверком, скорее всего делают это чисто для себя: для похудения, для мужа и для развития сексуальности, и эти навыки точно не приведут их к «высокому искусству», а значит, они несут чисто аматорский развлекательный подтекст и ничего большего. В этом нет ничего предосудительного, с обыкновенной жизненной стороны это прекрасно, ведь люди занимаются своим телом и здоровьем, но ВАМ, как педагогу важно оценить этот результат относительно СВОИХ творческих амбиций и целей и понять, по пути вам и вашим целям с этим направлением или нет!

 Лично я всегда за то, чтоб расширять границы своих навыков и изучать разные стили танца в небольшом количестве, быть разносторонне развитым танцором и компетентным хореографом, но важно понимать, что основным у вас все же должно быть одно направление (в некоторых случаях может быть два), развитию в котором вы должны посвящать максимум своего времени! Очень важно не размениваться на множественные работы в не родных вам стилях, иначе вы будете распыляться и никогда не дойдёте к вашим целям! Выбирайте себе работы грамотно и всегда анализируйте возможный результат: если вы модернист, то, преподавая модерн, вы будете все время как минимум в форме сами, а вот преподавая совершенно несвязанные с вашим стилем направления только для заработка, вы вряд ли сможете все успевать и будете терять свою танцевальную и педагогическую форму в основном стиле. Поэтому даже для заработка старайтесь брать группы только по вашим профильным стилям танца, ведь это вполне реально!

Но если вы чувствуете, что вдобавок к основному своему стилю хотите начать вести ещё, допустим, йогу (а изучение йоги, например, сходится с вашей жизненной целью путём интеграции её в танец или ваше преподавание), то занимайтесь этим на здоровье и развивайтесь в том, что интересно вам! Но не набирайте много разноплановых занятий, иначе вы ни в чем не будете профессионалом, и делайте все постепенно!

Хочу также сказать, что лично я согласна с тем, что внегласная градация работ на «ранги» всё же есть, но я давно перестала относиться с осуждением к работам непрофессионального уровня и не считаю, что этого нужно стыдиться. Если вы знаете, куда по жизни идёте и для чего вам НА ДАННЫЙ МОМЕНТ нужна такая работа, то почему бы и нет, главное — не застревать в неподходящей вам сфере, чтоб не уйти от настоящей цели! Ещё хочу заметить, что если вы работаете на «разноуровневых» работах, вы можете встречать «людей чистого искусства» имеющих негативное мнение по поводу таких работ и тех, кто на них работает. Никогда не позволяйте себе принимать негативное чужое мнение на свой счёт и знайте, что у каждого — своя жизнь и своя история, единственное, что должно беспокоить вас — это ВАШИ цели и ВАШИ методы их достижения! Если чувствуете, что вам нужен контракт за границей и деньги — поезжайте на него, если чувствуете, что ведение аматорской группы на данный момент может решить ваши финансовые трудности и дать возможность идти к вашей цели, берите её! Не думайте, что скажут другие, главное — что это даёт ВАМ и к чему это вас ведёт в итоге!

Кроме того, из любой работы мы выносим бесценный опыт и финансовые возможности для реализации задуманного! К примеру, после работы в школах с постоянной текучкой клиентов, мы обретаем способность быстро переключаться и адаптировать информацию на уроке для разного уровня людей; после проведения фитнес-уроков, мы обретаем больше знаний о теле и его архитектуре, знакомимся с комплексом новых для нас упражнений и приводим в порядок собственную фигуру; после работы на круизных лайнерах, в цирках и диннер-шоу, мы обретаем новый сценический опыт (даже если это не та хореография и образы, которые нам хотелось бы танцевать), а также зарабатываем деньги, которые затем можем вложить в интересное для нас обучение или собственный проект, а также расширяем свой кругозор и обновляемся за счёт путешествий и новых знакомств! Главное в таких работах — осознавать уровень, на котором вы работаете сейчас, и уровень, на котором вы работать стремитесь и делать все возможное в своей жизни, чтобы этот уровень повышать. Для этого просто необходимо обучаться, менять работы и выходить из зоны комфорта, а иногда уметь отказываться от предложений, которые довольно соблазнительны, но могут сильно увести вас от ваших планов и творческих целей. 

Хочу отметить, что довольно часто профессиональные артисты выбирают менее профессиональные работы по двум причинам: 1) не получается реализовать себя в высокопрофессиональной сфере; 2) нужны деньги на жизнь, а «искусством заработать не получается». И если одна или обе сразу истории про вас, возможно, пришло время вспомнить о своих истинных целях и пересмотреть свои перспективы на нынешних работах относительно ваших настоящих желаний, ведь никогда не поздно передумать и вернуться на свою творческую тропу. 

В завершение хочу сказать, что не бывает хорошей или плохой работы, бывает та, что вам подходит и та, что не подходит, вот и все! Мечты и цели у всех разные, поэтому равняться на чужой опыт и пример никогда не стоит! Ищите работы по своему сердцу и не слушайте чужое мнение по этому поводу. Лично мне, например, очень страшно пожизненно выполнять работу, которая ни к чему меня не ведёт, поэтому я много времени уделяю оценке своих жизненных целей и анализу своих работ, а в случаях, когда я понимаю, что нынешняя работа - это утопия, я увольняюсь и иду дальше! Не страшно потерять работу, страшно надолго застрять в процессе, который вам не подходит и так и не осуществить настоящие мечты..

Желаю всем танцорам и педагогам найти своё предназначение и смело развиваться в этом направлении!

С любовью к вам, Наталия Булатова.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.