Ольга Журавлёва. «Ночной Дозор» Рембрандта

Здравствуйте, дорогие читатели!

Этот год в мире искусства посвящен Рембрандту. В 2019 году исполняется 350 лет со дня его ухода в Вечность. Я бы хотела на страницах журнала «Сила Красоты» уделить внимание Великому Мастеру мировой живописи и рассказать об одной из самых любимых мною картин — картина, перед которой можно стоять долго-долго, рассматривать и фантазировать, потому что Мастер, нарушив все каноны живописи своего времени, гением своего мастерства «вдохнул» в неё жизнь.

Представьте сцену: отряд мушкетеров перед выходом на улицу города. Капитан отдаёт громким голосом команды. Барабанщик отбивает мелкую дробь. Возбуждённые выкрики «Стройся!» волной катятся от одного к другому. Знаменосец разворачивает знамя. Громкий выстрел мушкета, запах пороха, лай собак... Вся сцена в движении, напряжении, волнении... Что это? Эпизод из любимой книги юности Александра Дюма «Три мушкетера»? Отважный д’Артаньян и верные друзья готовятся в поход? «Один за всех и все за одного!»

Картина была написана в 1642 г. по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Амстердама для украшения своего нового здания в городе. Официальное название картины «Отряд капитана Франса Кока и лейтенанта Вилльема Рёйтенбурга готовятся к маршу».

Картина принадлежит Амстердаму и с 1808 г. представлена в Государственном художественном музее — Рейксмюсеум, она входит в первую десятку мировых шедевров живописи. Архитектор музея Пейтер Кёйперс специально для картины спроектировал собственный зал — Зал Славы, где ежегодно более 2,2 миллиона человек восхищаются голландской живописью Золотого века Нидерландов.

К концу XVIII века картина так потемнела от времени и жизни, что трудно было разобрать изображённое на ней. Люди думали, что действо происходит в период ночного патрулирования по городу. Поэтому ей присвоили второе название — «Ночной Дозор». И о чудо, тщательная реставрация в XX веке помогла увидеть дневной свет, падающий на героев портрета. Но об этом чуть дальше.

Мои мысли о сходстве картины Рембрандта с мушкетёрами А. Дюма не случайны. Действие романа происходит в 20-40х г.г. XVII века, а картина написана в 1642 г. Оба произведения по сюжету — ровесники. Для понимания, что же происходит на картине, позволю себе небольшое отступление об истории голландских стрелков-мушкетёров.

С XVI века горожане-добровольцы Амстердама организовывались в профессиональные гильдии (сообщества) стрелков, чтобы во время войны или неспокойного времени обеспечивать безопасность Республики Нидерланды. Позже политическая власть и функции стрелков были упрощены и переросли в церемониальные с незначительным влиянием в стране. В особых случаях гильдии стрелков-мушкетеров служили в качестве почетного караула.

У стрелков было собственное здание, где они практиковались в стрельбе и собирались вместе в праздники. Для украшения здания и для увековечивания себя для потомков члены гильдии заказывали групповые портреты. Обычно их изображали бравыми, хорошо одетыми, немного помпезными — грудь вперёд, усы вразлёт, глаза сверкают геройством.

По сравнению с подобными портретами картину Рембрандта для того времени по праву можно назвать новаторской: Мастер ушёл от парадного портрета, изобразив мушкетёров в процессе подготовки к маршу. А любимая техника художника — игра тени и света — создала необыкновенный эффект движения и жизни в картине. Кажется, что движутся даже детали одежды стрелков. А если присмотреться к руке капитана, то кажется, она протянута к нам из холста.

Рембрандт — загадка своего времени. И в этом портрете он оставил нам загадки, ответы на которые знал только сам. Итак, групповой портрет — все на своих местах: капитан, лейтенант, 16 стрелков и… девочка в золотистом платье. Причём здесь девочка? Что этот ангельский ребёнок делает среди бравых мушкетёров? Она, как светлое воздушное пятнышко, приковывает к себе взгляд зрителя. Её присутствие в портрете до сих пор не известно. По мнению одних исследователей творчества Рембрандта, может быть, художник изобразил её, чтобы создать световую гармонию с белым камзолом лейтенанта. Другие считают её талисманом стрелков, потому что девочка окружена символами, относящимися к мушкетёрам: на поясе у неё прикреплены пистолет и курица. Эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Есть и ещё загадки, но на этом остановлюсь.

Стрелковая рота, заказавшая портрет, щедро заплатила художнику 1600 флоринов. Для того времени это были очень большие деньги, так как годовой доход ремесленника составлял примерно 250 флоринов. Казалось бы, все остались довольными — и заказчики, и живописец. Но ходили слухи, что стрелки были не довольны заказом. Правда ли это? Сейчас сказать трудно. Но после завершения картины Рембрандт долго не получал новых портретных заказов. Эх, знали бы они тогда, какая судьба уготовлена их портрету! А сам Мастер как будто предчувствовал необыкновенную, наполненную приключениями жизнь своего удивительного творения.

Картина жила своей жизнью, пережив и горесть, и радость, прежде чем заняла достойное место в Зале Славы музея. Как и предполагалось, портрет после завершения украшал здание Стрелкового общества. Через 70 лет его переместили в здание городской ратуши в Амстердаме. Но, к сожалению, он там не помещался на приготовленное место между дверьми. Тогда от картины с трёх сторон отрезали кусок полотна (примерно 20% от картины) и куда-то выбросили! Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. На копии худ. Геррита Люнденса, сделанной незадолго после окончания работы над оригиналом, можно увидеть, как картина выглядела раньше. Копия висит в том же зале рядом с оригиналом.

После этого картина несколько раз меняла место жительства. С конца XIX века она поселилась в специально построенном для неё зале в Рейксмюсеум. Во время Второй мировой войны её вытащили из рамки и, свернув в рулон, несколько раз прятали с другими ценными экспонатами в разных местах страны. В конце концов она оказалась в пещере на юге страны. После войны по возвращению в Амстердам на рулон картины случайно упал директор музея, вышедший встречать приплывшую баржу с ценностью. Но нет худа без добра. Именно тщательная реставрация после этого происшествия помогла восстановить свет в картине.

Но на этом испытания картины не закончились. Несколько раз на неё нападали и ранили сапожным и кухонным ножами, выливали кислоту. Когда это случилось в последний раз в 1975 г., у «Ночного дозора» появился дневной дозор — почётный караул дежурных музея, внимательно наблюдающими за публикой.

Как-то подумала, а может быть, золотистая девочка с лицом жены художника Саскии, ушедшей из жизни в год окончания портрета, есть Ангел-Хранитель картины?

Бывая в музее, я часто с интересом наблюдаю за жизнью перед портретом. Вот подошла семья с детьми 5-7 лет. У детей в руках детский путеводитель по музею с интересными для их возраста моментами коллекции. Мама отошла в сторонку, наблюдает, как дети сами открывают для себя картину. Пришла группа школьников с учителем, расположились на полу, и начался рассказ. О чём? Наверное, это урок истории. Во всём музее только перед «Ночным дозором» специально для школьников лежит ковровое покрытие. Чуть в сторонке женщина склонилась над своей спутницей в инвалидной коляске, о чем-то шепчутся, посматривая на портрет. Тишина. Иногда слышится речь народов мира. Туристы из далекой восточной страны подошли, быстро посмотрели, сделали фото-селфи и побежали дальше покорять искусство мира.

Взглянув в последний раз на шедевр, разглядела на заднем плане за плечами стрелков кусочек лица с любопытным глазом под беретом. Рембрандт? Мастер как будто через века смотрит на нас: «Эй, потомки, как живёте?...»

Рёйксмусеум в июле 2019 года приступит к крупнейшему в истории исследованию «Ночного дозора» Рембрандта. К счастью, картину никуда не перенесут и скрупулезная работа, с использованием новейших технологий, будет проходить перед зрителями в зале. Цель исследования определить, как максимально сохранить шедевр Рембрандта для будущих поколений.

Я обязательно напишу об этом на моей страничке в Инстагарме #europeancultures

А вы любите музеи? Есть ли у вас любимые произведения искусства? Поделитесь, пожалуйста.

 

Комментарии

Оля, спасибо за интересный рассказ! Вы очень хорошо написали...

Очень интересно! Рада всегда вашим наблюдениям! Сама музеи не очень люблю, устаю в них быстро.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.