Екатерина Коваленко. Бумажное искусство

В детских садах, в начальных классах школы, а кого-то мамы, папы, бабушки, дедушки или няни учили делать аппликации из бумаги, клеить ёлочные игрушки, делать различные фигуры из папье-маше. У кого-то были книги, при открытии страниц которых вырастали объёмные замки, животные, ракеты, динозавры и различные инструменты для проведения каких-нибудь оптических опытов. Кто-то любил складывать бумагу и искусно владел техникой оригами.

В этой статье вы узнаете о происхождении техники оригами и о некоторых уже современных видах искусства, которые поразят вашу фантазию и расширят ваше видение, а также узнаете, кто уже освоил «бумажное творчество», в том числе и в России.

Своими корнями древнее искусство складывания бумаги в различные фигуры уходит в Японию. Да, да, именно японцы в 600-х годах н.э., а не изобретатели бумаги китайцы, впервые стали использовать бумагу для создания различных украшений. Поскольку бумага была дорогая, её использовали лишь для проведения религиозных ритуалов. Из бумаги делали шкатулки, в которых приносили маленькие подарочки, а в монастырях оттачивали умение складывать из бумаги причудливые фигурки, которые олицетворяли природные явления, времена года, животных, птиц и различных божеств. Такие бумажные фигурки одухотворяли, к ним делали подношения.

Фигурки складывались только из цельных листов бумаги, порвать цельный лист считалось очень плохой приметой. Постепенно, год за годом, бумага стала дешеветь, и искусство оригами вышло за пределы монастырей. Но по-прежнему фигурки олицетворяли нечто важное, являлись символами счастья и благополучия.

Бумажными цветами и птицами украшались свадебные и погребальные церемонии. Определенными фигурками приносились поздравления на день рождения или на новый год. Искусство Оригами в Японии носило философский характер. В стране Ниндзей и самураев даже послания передавались, зашифрованные в бумажных цветах или животных таким образом, что прочесть мог только человек, посвящённый в глубокие таинства оригами. Как правило, такие письма скрывались в фигурках журавлей — цуру. Поэтому журавлик и считается неофициальным символом оригами, самым важным и светлым — символом счастья и долголетия.

Спустя столетия после возникновения оригами зародилось новое искусство «pop up». В переводе с английского языка «pop up» означает «выскакивать» или «неожиданно возникать». Существует три направления, которые зарождались поочередно.

Первое направление — это книжки-раскладушки. Самые первые книжки были очень примитивными, и первый известный пример датируется 1200-1300 годами н.э. Испанский философ и поэт Раймунд Луллий на страницах своих трудов закреплял бумажные диски (круги или диски Луллия), скреплённые между собой по центру. Каждый диск представлял определённую группу. Таким образом испанец создавал классификации. На сегодняшний день круги Луллия широко используются для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно научные книги были родоначальниками объемных изданий.

Чуть позже появились более простые в конструкции «раскладушки». Художники рисовали картинки и отгибали один из элементов, в результате половина или четверть картинки меняли свой сюжет. В XVIII веке в Англии художник нарисовал и придумал целую серию книг, где использовал различные клапаны, при перемещении или дёргании которых сменялась картинка или появлялись новые элементы. Англичанам очень понравилась «движущая книга», именно так её называли.

Такое развлечение пришлось по нраву всей Европе. Увлечение такими книгами росло с геометрической прогрессией. Считается, что именно с этого момента возникло понятие об авторских правах. Активно начали появляться издательства, которые буквально дрались за художников. Переворот в книгах раскладушках произошел в середине XIX века, когда в Германии была выпущена серия детских книг, на страницах которых развивались целые сюжеты. Текста в таких книгах было минимальное количество, или он вовсе отсутствовал. 

Настолько реалистичная и тонкая была работа, что с этого времени стали выпускаться в основном книги для детей, которые стоили очень дорого, но поистине считались произведениями искусства, которые передавались из поколения в поколение. Когда в XX веке произошел скачок в развитии техники — наступил индустриальный век — интерес к книжкам раскладушкам вырос.

Не менее интересное направление в pop up — это создание фигур 3D, слайс формы, зародилось в XIX веке, но первоначально не считалось искусством. Различные геометрические фигуры создавались с целью изучения геометрии. Чем сложнее были конструкции, тем больше становились объекты для изучения. Слайс формы — это плоские детали различных форм и размеров, которые соединяются между собой комбинацией пазов и «замочков». Такая трёхмерная модель закрепляется особым способом на сгибе листа бумаги, как открытка. Самая главная задача при сборке — нигде не ошибиться, чтобы модель могла сложиться в открытку. На сегодняшний день удивительные трёхмерные фигуры создаются не только для выставок в единственном экземпляре, но и набирают обороты в индустрии развлечений. По всему миру становится популярным дарить открытки, выполненные в такой технике. Но, как правило, такие открытки выполняются только под заказ и в свободную продажу поступают в очень ограниченном количестве. Наиболее интересный и известный представитель этого искусства — японка Хироко Момои. Её изделия напоминают кружево, а масштабы такой тонкой работы просто поражают.

И последнее, третье направление — удивительное искусство киригами, умение комбинировать две техники — складывание и вырезание. На листе бумаге делаются вырезы и надрезы, а затем лист складывается под углом 90 градусов, и тут начинается волшебство. Только представьте: скучный безжизненный чистый лист бумаги превращается в удивительный город со своими улочками, переулками, домами, небоскрёбами, балкончиками, или в сказочный лес с причудливыми деревьями, лианами, тропками и полянами с фантастическими цветами.

Родоначальником киригами стал известный японский архитектор Масахиро Чатани. Это направление в искусстве относительно новое — датой рождения принято считать 80-е годы прошлого столетия, когда при изготовлении макета своего очередного архитектурного шедевра Масахиро первым решился сделать надрезы в бумаге. Только подумайте, в стране, где зародилось искусство оригами, где испокон веков к бумаге относились очень бережно и трепетно, где считалось недопустимым повредить цельный лист, японец берёт и целенаправленно режет её! Сейчас киригами, или, как его ещё называют, архитектурное оригами — лишь часть огромного направления pop-up в искусстве.

Увлечённых киригами людей в мире не так много, а профессионально занимающихся — лишь десятки. Ежегодно проводятся выставки и встречи, где главные «оригамисты» и «киригамисты» мира собираются и делятся друг с другом секретами. Так прославилась Ингрид Силиакус — норвежский архитектор. Её работы поистине удивляют и завораживают. Она не просто создаёт объемные комнаты и города-мегаполисы, она создаёт удивительный мир, умело используя игру света и тени. Смотря на её творения, превращаешься в Алису, заглядывающую в крохотную дверку, приоткрытую в страну чудес. Рассматривая мелкие детали, перескакивая с яруса на ярус, становишься ребенком и понимаешь, что человеческая фантазия безгранична.

В России мастеров искусства киригами и слайс форм можно пересчитать по пальцам. Одного из таких мастеров я нашла в Санкт-Петербурге. В самом сердце культурной столицы находится творческая студия «Kisspaper» Юлии Валерьяновой. Почти десять лет назад Юлия успешно окончила институт технологии и дизайна по специальности дизайн одежды и защитила международный диплом магистра искусства De Montfort University. Спустя пять лет, с головой погрузившись в скрапбукинг, Юлия увлеклась 3D. Идея создания необычных открыток воплотилась в реальность. Сегодня дизайнер успешно конструирует объёмные открытки любой сложности для частных заказчиков, а также в качестве приглашений, элементов декора на свадьбы или крупные корпоративные мероприятия.

 К чемпионату мира по футболу 2018 года Юлия создала уникальную коллекцию с видами Санкт-Петербурга, а также с российской символикой: матрёшка, Исаакиевский собор, Медный всадник, Алые паруса и многое другое. 

Оригами и все выходящие из этого вида искусства направления – это лишь малая часть того, что можно творить из бумаги. Из года в год появляются новые материалы и осваиваются новые техники. И всё это для того, чтобы мы могли восхищаться мастерством и тонкостью работы, любоваться причудливыми формами макетов, на основе которых позже создаются поистине величественные творения.

 

Комментарии

Здравствуйте! Дорогая Катя! Спасибо, что познакомили с таким необычным видом искусства. Поделки очень красивые. Ведь нужно огромное терпение , а главное - безусловная увлеченность.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.