Наталия Булатова. Стопы

Давайте поговорим сегодня о подъёме, о том, как можно его развивать и полезно ли это в целом.

Начнем мы с понимания того, что тот подъём, о котором мечтают артисты сценических профессий, это красивая, но не здоровая стопа. Ведь тех, кто родился с хорошей стопой, не так уж много, всем остальным такие данные приходится развивать. Я расскажу, как это делать, но прежде всего хочу, чтобы вы понимали, что эта тема — не про здоровые стопы, и ниже вам будет понятно, почему.

Как я уже говорила, физиология играет важную роль: ведь если стопа имеет природный изгиб и горбинку подъема, то вашей работы здесь будет немного — лишь укрепить мышечный корсет, и «дело в кармане». Но как быть тем, кому повезло с этим меньше?

Давайте для начала рассмотрим, как анатомически устроена наша стопа.
Скелет стопы образуют 26 костей и 24 межкостных сустава. В задней части стопы располагаются таранная и пяточная кости. Таранная кость сверху соединяется с костями голени и является частью голеностопного сустава, а снизу с пяточной костью и образует подтаранный сустав. Спереди таранная и пяточная кости соединяются с костями предплюсны. Эти кости подвижны, за счет чего происходит амортизация и балансировка тела человека. Далее кости предплюсны соединяются с плюсневыми костями, а те в свою очередь с фалангами пальцев. К костям стопы со всех сторон прикрепляются связки и сухожилия мышц, а к пяточной кости прикрепляется ахилловое сухожилие, о котором мы поговорим в отдельном посте. Сверху располагаются мышцы и все они вместе принимают на себя вес и нагрузку всего тела.

Наша стопа имеет арочное строение, и именно благодаря этому, несмотря на ее незначительные в сравнении в общей массой тела, размеры, она отлично выносит и распределяет весь наш вес. При ходьбе, беге и прыжках именно стопа является тем самым органом, который принимает на себя основной «удар», она же его и смягчает, амортизируя благодаря своему арочному своду. Таким образом, голени достается всего 30% от удара, бедру - 20%, тазовой области - 15%, а до головы доходит от 2,5 до 5%.

Здоровье стопы играет очень большую роль, ведь если есть сдвиги в её функциональности, амортизация ухудшается, и это влияет на силу удара, доходящего до головы, что в свою очередь может вызывать небольшие сотрясения мозга, которые влияют на состояние и здоровье других органов нашего организма!
В норме нагрузка на передний отдел стопы при ходьбе приходится на 1-ю и 5-ю плюсневые кости, 2, 3 и 4 плюсневые кости несут меньшую нагрузку.

Профессиональная нагрузка танцоров, разработка стоп, а также неудобная обувь (как повседневная, так и профессиональная), первоочередно влияют на способность стопы амортизировать. (Именно поэтому, кстати, у артистов так часто наблюдается плоскостопие!)

Теперь перейдем непосредственно к самой теме о разработке стопы.

Способы разработать стопу общеизвестны, и никакого здесь секрета нет. Многие люди ищут волшебный способ разработать подъем, но правда в том, что его нет, друзья. Единственно, что работает — это ежедневная большая работа над собой и своими данными! Опять-таки, имеет значение ваш возраст и физиология, не все могут разработать стопу будучи взрослыми, и в случае плохой гуттаперчивости, но слишком большой настойчивости в данном вопросе можно её просто сломать. Если стопа ваша совсем не гнется, работайте с ней аккуратно! Это не значит, что совсем нельзя её сгибать, просто не стоит делать это слишком настойчиво и резко, в таком случае лучше ежедневно и по чуть-чуть идти к возможным улучшениям и обязательно стопу закачивать.

Теперь о самих способах: для разработки подъёма стоп. На них можно стоять/сидеть/ходить (имеется в виду стопа с завернутыми вниз пальцами), их можно фиксировать под низкой плоской поверхностью на длительное время либо использовать специальный реквизит для разработки стоп, который вырезается из дерева под каждого индивидуально. Чем больше и дольше вы воздействуете на стопы с помощью таких упражнений, тем больших результатов есть шанс добиться. Также, для закрепления успеха вам нужно обязательно закачивать стопу. Вы можете делать это с помощью классического партерного тренажа и класс-урока, а также с помощью эластичной ленты. Ленту можно приобрести в любом спортмагазине, либо же её можно заменить элементарными прочными нейлоновыми колготами (эффект будет похожий, но более слабый). Для этого поместите пальцы и подушечки стопы на середину эластичной ленты так, чтобы при натяжении подъема лента закрывала только половину вашей стопы (пальцы и подушечки). Крепко удерживая края ленты руками, создайте сопротивление при натяжении стопы (point-position), чтобы вытягивать подъем вам было непросто. Чередуйте натяжение стопы с расслаблением либо переведением стопы в сокращенное положение (flex-position). С помощью такого упражнения вы можете развить и закачать мышечный скелет стопы, который помимо того, что будет фиксировать ваши достижения после растяжки стоп (методы мы обсудили выше), также убережет ваши стопы и голеностопные суставы от случайной травматизации в танце и в повседневной жизни. В целом, весь секрет развития стоп заключается в этих двух простых принципах: сначала развиваем гибкость с помощью упражнений на стопах, затем закачиваем стопы и голеностоп с помощью ленты, партерного тренажа и класс-урока (идеально здесь подойдет система классического танца).

Теперь вернемся к разработке стоп. Как мы уже обсудили, на заломанных стопах ходят, сидят и приседают. Художественных гимнасток, например, заставляют ходить на стопах по кругу, приседать на стопах у станка и на середине зала, а также на них продолжительное время сидеть и именно поэтому у них такие красивые (с эстетической стороны) подъемы. Недаром о таком способе говорят «ломать стопу», примерно это с ней и происходит, под весом тела и нагрузки она деформируется. Так вот, несложно догадаться, что это положение далеко от природного, и в ходе этих упражнений наши стопы здоровее не становятся. Что происходит — так это деформация стопы, когда кости и межкостные суставы привыкают к тому, что данное положение будет для них функциональным. Так появляется «высокий полупалец» и «хороший подъём», а также ряд возможных сдвигов в нашем организме.

В гимнастику, как и в классический балет, приводят детей в раннем возрасте, когда их тело ещё мягкое и податливое для того, чтобы его менять и подгонять под нужные каноны. Мышцы и связки более эластичны, а в случае травматизации процесс регенерации происходит куда быстрее, чем у взрослого человека. Тело подстраивается под специфические положения, учится с ними жить, компенсирует нагрузку с помощью небольших изменений в расположении костей, а соответственно, и в связочном и мышечном аппарате. Это нередко сказывается в более зрелом возрасте артистов и часто вытекает в совершенно других местах. Так происходит, потому что стопа является опорой нашего тела, и от того, насколько правильно она функционирует, зависит весь наш организм. Сдвиги в стопе способны спровоцировать сдвиги в других системах.

Что с этим делать, спросите вы? Выбирать. Либо вы занимаетесь профессиональным искусством/спортом и с годами имеете ряд последствий, либо вы занимаетесь искусством как любитель и избегаете любых серьёзных нагрузок на тело. Как профессиональный танцор, могу сказать одно: всего того, что знаю я сейчас, я в детстве, конечно, не знала. Более того, этого не знали и мои педагоги. Поэтому у меня много травм, как и у всех других артистов. Конечно, имея знания, можно многих травм избежать, но всё же полностью избавиться от них не получится, и к этому надо быть готовым.

Но даже если бы я знала, что последствия будут, я все равно выбрала бы этот путь, потому что профессиональный танец никогда не сравнится с любительским! Потому что с возрастом болеют все люди, только кто-то болеет от малоподвижного образа жизни, а кто-то от завышенных перегрузок, и я выбирала второе. Конечно, где-то посередине остаются те самые «любители», у кого и спорт «для здоровья» и последствий либо нет, либо минимум. Но это уж кому что по душе, все равно абсолютно здоровых людей не бывает, так что может быть лучше прожить молодость ярко с профессиональным искусством, чем никогда его не испытать?

Для тех, кто, как и я, приверженец профессиональной деятельности, есть способы поддерживать свой организм. Если вы выбираете профессиональный спорт или танец, то эти способы могут существенно поддерживать ваше здоровье и сохранять его как можно дольше. Сюда относятся регулярные добросовестные мед осмотры и диспансеризация, лечебные массажи и ЛФК, постоянные тренажи, поддерживающие ваше здоровье, правильное питание и НОРМИРОВАННЫЙ режим тренировок, а также полноценный отдых и полноценный срок на реабилитацию в случае возникновения травм, а также качественный разогрев перед занятиями и внимательное отношение к своему телу в целом. Эти методы известны всем, но мало кто их выполняет на 100%, отсюда — большинство последствий.

Возможно, от данной статьи вы ожидали другого контекста, но я сторонник того, чтобы каждый осознавал то, что он делает с собственным телом. Я выбираю профессиональный спорт и танец и осознаю, что это «не про здоровье», если серьезно и много заниматься, стремиться к вершинам искусства. Но если бы у меня была новая жизнь, я все равно бы выбрала такой путь, потому что с красотой и ощущением своей грации в сценической сфере, для меня не сравнится ничто.

Желаю всем красивых стоп, желательно от природы!

С любовью к вам, Наталия Булатова.

 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.