Ирина Чижевская. Искусство вышивки

Здравствуйте, дорогие наши читатели! С этого номера мы начинаем публиковать целый цикл статей, посвящённых искусству вышивки. Уверяю Вас, это будет очень интересно и познавательно. Ведь Ирина Эдуардовна Чижевская, которая является автором данной статьи и основателем Школы Петербургской Вышивки — удивительный человек. Давайте знакомиться!

Начиная разговор о вышивке, мне, прежде всего, хочется сказать, что мы совершенно не умеем распоряжаться ценностями, которые нам оставлены другими поколениями. Это, наверное, самый большой грех, который есть в нашей истории на сегодняшний день. Многие умные, образованные люди, люди, думающие о России, думающие о своём городе, сделали много таких вещей, которые нельзя было утопить в идеологических болотах, а стоило принимать и развивать как бесценное наследство, давать этому новую жизнь, сохраняя и развивая.

Искусство вышивки  Петербурга  приносило не только огромный доход  городу, но и  положило начало многих вышивальных промыслов во всей России благодаря открытию Мариинской практической женской школы. Мы это не сохранили. Вышивка была заклеймена под идеологическими наветами как буржуазное рукоделие.

Пример других стран показывает, что время не властно над искусством вышивки.

Вот например. Возьмём английскую Королевскую Школу. Это учебное заведение, имеющее высочайший статус, которое полностью сохраняет традиции. У них даже стоят старинные станки, на которых делается ткань для вышивки. Но при этом там есть чудесные замечательные современные дизайны, художники, которые это делают. Но технологии и требования к этому искусству (а я говорю не о рукоделии, я говорю об искусстве!) они полностью сохранили. И в этом мы можем убедиться благодаря изданной в нашей стране книге о школе. Но, к сожалению, это можно понять лишь по прекрасным иллюстрациям, книга переведена очень плохо.

В Португалии есть институт вышивки, где хранятся высокие образцы национальной вышивки ,которые многократно варьируется в современной вышивке. Такие примеры есть и в других странах.

Если привести простой пример вышивки крестом с идеальной изнанкой, то это очень наглядно может продемонстрировать сохранение традиционного шитья в этой технике.

Очень давно я дала себе слово не участвовать в интернет-диспутах на тему «Кому нужна эта чистая изнанка». Почему-то таких диспутов не возникает, когда человек покупает себе платье. Наверное, человек подумает о том, чтобы платье и с лица, и с изнанки было сделано согласно технологиям. А вот почему-то к вышивке наши замечательные рукодельницы, которых я люблю и уважаю, которые очень много работают, решили, что вот эти технологические требования ни к чему. Лицо ладно, а изнаночка — это совершенно не проблема. Почему не проблема? Проблема. Потому что в этом случае работа не может быть оценена по технологическим параметрам, а стало быть, она ничего не стоит. То есть потрачено время, потрачены деньги на материалы, потрачена творческая энергия… И в результате мы имеем НИ-ЧЕ-ГО — то, что ничего не стоит. Вот разве это не обидно? На самом деле обидно, потому что достаточно, например, три часа, и человек может совершенно спокойно овладеть этой технологией — то есть научиться вышивать крестом так, как это полагалось всегда.

О чём мы говорим? О том, что вышивка не начиналась с самодеятельности. Городская художественная петербургская вышивка начиналась с обучения.

Сегодня очень часто в интернете пишут, что городская вышивка не представляет интереса в силу того, что она была заимствована. Да, она впитала в себя и европейскую вышивку. Особенно берлинскую. Но это совсем не означает, что она не самобытна… Дорогие мои, тогда в этом случае архитектура тоже ничего не стоит! Она же тоже была не из русских теремов! Так почему мы мировое архитектурное наследие принимаем как часть петербургского искусства? А по отношению к вышивке у нас почему-то совершенно другие требования! Оказывается, классическая вышивка нам не нужна, и вышивкой у нас называется бесконечное вышивание наборов с несоблюдением требований исполнительского мастерства.

Но у нас есть не только эта потеря. Мы потеряли систему образования в этом искусстве.

Создалась ситуация, когда художники не умеют вышивать, а вышивальщицы совсем не художники. И в результате от этого есть большие проблемы, потому что всё переходит на уровень незатейливого хобби. Это очень активно поддерживается. «Приходите на двухчасовой мастер-класс, и мы вас всему научим…» При этом требования, которые обозначены в классической вышивке как по художественному уровню, так и по технологическому, почему-то в расчёт не берутся.

С одной стороны, это очень сложная задача — вернуть историческую подлинность настоящего большого искусства, потому что только в этом случае вышивка станет нашим достоянием и городской занятостью.

В нашем городе, к сожалению, много людей с не очень хорошим здоровьем, которым необходим домашний труд. Но квалифицированный труд — это труд, который может быть оценен, и тогда это становится предметом заработка. А это требует новой системы образования в этой области.

Мариинская практическая женская школа была основана в Петербурге и стала началом высокого искусства вышивки, который был присущ этому городу. Мариинская практическая женская школа была и кружевная, и вышивальная. Открывалась она как кружевная, и только спустя некоторое время там появилось вышивальное отделение. Но совсем скоро эта школа и работы, выполненные её учениками, получила все золотые медали в Париже. Так продолжалось достаточно долго по одной простой причине — в основу положили знание и мастерство. Искусство высокое, прекрасное, искусство, имеющее огромную историю. Жаль, что в России нет ни одной книги по истории вышивки как искусства. Это касается и мировой истории.

Несколько лет назад я видела в Лувре двухтомник по истории вышивки, который я не могла купить не только в силу его стоимости, но и его веса, потому что это были два огромнейших фолианта! Я всё время с тоской об этом вспоминаю и всегда надеюсь, что однажды каким-то образом мы сумеем с этим познакомиться.

Огромное вышивальное наследие сохранено нашими музеями и в антикварных изданиях. В Петербурге было очень много приложений к журналам, которые делали очень хорошие художники. Достойные дизайны, достойное направление. И оно было общедоступное. Когда мы задумали наш проект возрождения петербургской художественной вышивки (а это было уже почти двадцать лет назад), мы очень внимательно отнеслись к этим изданиям. Особенно к приложениям журнала «Родина». Мы тогда собирали в антикварных магазинах эти приложения, небольшие альбомчики, и стоили они сравнительно недорого. Если бы сегодня мы предложили современному человеку вышить то, что там было представлено, то я скажу прямо — мало кто из вышивающих людей мог бы с этим справиться. Это не только огромный ассортимент техник и технологий, это высочайшее художественное мастерство разработок.

Кстати, недавно вышел альбом с рисунками в издательстве «Белый город» редактора–издателя А.А.Каспари. Они не стареют. Любой из этих дизайнов, выполненный сегодня, может занять место в любой квартире любого социального слоя. Не могу сказать, что там есть какие-то огромные сложности, но в этих рисунках столько вкуса, тепла и подлинной красоты, что они всегда будут современны… Когда мы вышивали такие подушки, они моментально находили своих хозяев и всегда пользовались большим спросом.

О чём это говорит? Сегодня мы этим наследием не пользуемся. Благодаря тому, что была Мариинская практическая школа, появилась профессия — учительница вышивки. Причём это было поддержано и церковью. Во многих соборах учили девочек вышиванию. Этому учили и в гимназиях. Это была целая система, которая предполагала, что одна часть будет просто уметь хорошо вышивать и отличать высокое искусство от ширпотреба, а другая часть будет этим зарабатывать. В Петербурге до революции было шестьдесят мастерских! Сегодня у нас их нет.  Они давали огромные деньги этому городу и рабочие места.

Если сегодня мы зайдём в любой дворец, где сохранилась хоть часть убранства, то можно убедиться, какая это красота, необыкновенное ощущение мира, потому что это всегда очень гармонично, всегда чётко по стилю и изящно по исполнению. Кстати, в музейных хранилищах очень много таких вещей и очень мало таких выставок. Хотя пару лет назад в Эрмитаже (не в самом здании, в другом корпусе) была выставка вышивки, и она имела огромный успех! Странно, что сегодня музейщики не откликаются на этот новый, современный и, прямо скажем, ничем не поддерживаемый интерес к вышивке.

Не могу не сказать несколько слов о том, какой бизнес строится вокруг вышивки по части аксессуаров.

Ножнички такие, ножнички другие… А ведь чтобы хорошо вышивать, нужны просто острые профессиональные ножницы. От того, какая на них будет бабочка, вышивать лучше никто не станет. Да, нам нужны очень хорошие, острые иголки, но почему-то в наборы кладут тупую и толстую иглу. Вышить такой иглой так, как полагается по технологии, очень сложно. Особенно ставя перед собой задачи чистой изнанки. Причём в любой технике.

Я всем рассказываю одну историю. У нас на выставке была скатерть, сделанная в сложной технике — и сетки, и гладьевые застилы, красивый итальянский дизайн. Она две недели пролежала изнанкой вверх, никто не заметил и все восхищались! Я и сама не усмотрела. Обратила внимание тогда, когда села за стол и увидела, что скатерть была подшита мережкой, и загиб скатерти оказался почему-то наружу, а не внутрь! Конечно, перестелили…

Очень часто люди говорят: «А мне технологии не нужны, я для себя вышиваю». А почему для себя надо вышить так, что стыдно показывать? «Багетом закроем, никто ничего не увидит…» Дорогие мои, у нас есть дети, которым можно вышить кармашек, игрушку… Им обязательно надо вышить подушку, и дитя будет очень любить её! Мой внук без своей подушки не будет ложиться спать, пока он её не найдёт! Это не говоря уже о том, что огромный интерес к вышивке в моде. В моде не только дома, но и в одежде. Как же там можно с этим мириться? Как искать из этого выход? Выход только один: всё-таки возрождать старые технологии. Поверьте, они не такие сложные. Не стоит верить многим вещам, которые выкладывают в интернет. Это путь в никуда.

У нас есть люди, действительно умеющие вышивать. Их очень мало, но они есть. Есть очень интересные люди, которые делают замечательные работы. И, как правило, они не учат вышивать в интернете. Они заняты своим делом, им не до этого. А учат чаще всего те, кто сам не умеет. Уровень дизайна, который распространяется в сети для вышивки, тоже «хромает». Много не только безграмотных вещей, но и безвкусных. Кто-то пытается прикрыться словом «современно». Но ведь искусство в любое время современно — если это искусство! Если нет — то его не надо отделять от хобби. Хобби — это тоже искусство, только в свободное время. Это чрезвычайно важно понимать. Вышивка — это не копание иголкой, это не успокоительное. Чтобы успокоиться, лучше пейте валерьянку. Это будет полезнее и не так затратно.

С другой стороны, давно известно, что вышивка — это очень серьёзное дело для женского здоровья. Это правда. Сам ритм движения, само проникновение в эту красоту и цвет даёт выравнивание нашего гормонального фона, которое действительно позволяет нам быть более здоровыми. Часто люди говорят: «Ой, это такие глаза надо иметь…» Вы знаете, глаза, конечно, в принципе, иметь хотелось бы. Но я знаю людей с разным зрением, которые прекрасно вышивают с соблюдением всех технологий. Опять же — надо понимать, где должен быть свет. Это всё знания.

Наша глобальная задача — создание российской структуры вышивального образования (а это очень сложная задача, мы уже много лет занимаемся этим и понимаем все трудности). Когда-то нас поддержали канадцы. Мы делали с ними два проекта. Один — учили многодетных мам. Всегда, когда заканчивается какой-то курс, люди благодарят. Но такого тёплого сердечного послания, которое сделали эти мамы, я давно не помню… Оно у нас хранится. Это та сила, которая не дает нам останавливаться.

Да, мы создали свою школу и работаем не благодаря, а вопреки. И уже по тому, что у нас сегодня есть, скажу, что такое мало где можно увидеть. Поэтому мы открыли и бесплатный выставочный зал. Он небольшой, но там есть что посмотреть. С одной стороны, это наша маленькая гордость, с другой стороны — это наша большая печаль, потому что нам бы хотелось, чтобы искусство вышивки максимально распространялось.

Мне очень нравится, когда приходят мои ученики и говорят: «А я свою подругу научила! А у меня дети в школе учатся, и я в школе научила»… Мне кажется, о том, что такое вышивка в жизни женщины, нужно рассказать именно в школе. Надо дать девочке иглу, материал, нитки, и она почувствует себя вышивальной феей, и жизнь её будет значительно проще, здоровее и счастливее!

Мы можем многое рассказывать об истории, мы можем многое рассказывать о технологиях (как о наших, так и о зарубежных). Мы можем многое рассказывать о том, как вышивка несёт огромный творческий потенциал, и люди начинают рисовать, понимать цвет, люди по-другому строят свои отношения с людьми. Это очень важно. Мне кажется, что вышивка — это одно из тех волшебных средств, которое может сделать нас и лучше, и здоровее.

А для Вас, дорогие читатели, вышивка является хобби или искусством? Расскажите нам, пожалуйста, о своих взглядах на это возрождающееся искусство!

Комментарии

Спалибо, Ирина Эдуардовна, за ваш проект по возрождению искусства вышивания и за ваш рассказ. Мне очень интересны разные виды рукоделия, я пробовала вышивать крестиком и гладью. И действительно, по описанию из Интернета получается очень грубо. Надеюсь, что вы сможете возродить идеи вышивки как искуства. Успехов вам!

Здравствуйте, Ирина Эдуардовна! Благодарю за Ваш рассказ, очень многое для себя почерпнула. Много лет вышивка крестом для меня хобби. Изнанка моих работ желает быть лучше... Хотелось бы научиться красивой изнанке. Именно ваш рассказ вызвал во мне это сильное желание. Спасибо за желание совершенствования и за историю искусства, очень интересно. Жду продолжения! Успехов вам, Ирина Эдуардовна.

Здравствуйте! Очень понравилась мысль, что вышивка - это настоящее искусство! Хочу теперь научиться идеальной изнанке! Возможно ли это?!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.