Ирина Юркевич. Джорджия О'Кифф

Жизнь и творчество, преодоление себя, поиски, любовь и здоровье, талант. Вечные вопросы, которые прослеживаются в жизни интересных людей, опередивших время и ломающих стереотипы... Эта женщина во многом помогла изменить взгляд в обществе на место женщины в искусстве.

Она родилась второй девочкой в семье из семи детей фермеров O'Кифф, в штате Висконсин. Назвали её Джоржия. Семья иммигрантов из Венгрии. Долгими зимними вечерами они музицировали и обучались рисованию на глухой ферме. Неторопливая жизнь и любовь к природе навсегда остались в ней.

В 18 лет Джоржия О’Кифф (1887-1986) становится студенткой Чикагского Университета. Тяжелая эпидемия тифа свалила её, по тем временам, от этой заразной болезни многие умирали. Она вынуждена на многие месяцы вернуться домой. После она переводится в Нью-Йорк для обучения. Там она посещает галерею Альфреда Стиглица и знакомится с фотохудожниками-модернистами. Пол Стрэнд, Артур Дове и Стиглиц становятся её друзьями. Она выигрывает конкурс на лучший натюрморт в классе. Изучает живопись Огюста Родена, работы Хенри Матисса и Пикассо. Читает Кандинского, который первым высказал мысль о том, что только через цвет и форму в живописи не может быть выражена природа. А скорее, через чувства и «внутренний мир» художника. Она пытается продавать свои картины и жить в Чикаго самостоятельно, но резко падает зрение после перенесенной кори, и она бросает живопись в 1910 году. Затем поступает в Университет Учителей в Нью-Йорке, думая, что с живописью надо будет распрощаться. После окончания Университета её направляют учителем в колледж штата Южная Каролина.

Друзья решили помочь и собрали ее картины, её угольные наброски и выставили работы в галерее «291» в Нью-Йорке, принадлежащей Стиглицу. Далее её назначают директором Департамента искусств в Техасе, где она и работает до 1917 года. Альфред выставляет её пейзажи, акварели и зарисовки углём, отобрав лучшие 300, сделав свои фото её работ, создав таким образом «портрет художника». Работы стали успешно продаваться.

Постепенно она возвращается в живопись. Эта финансовая помощь позволила ей рисовать дальше, она переезжает в Нью-Йорк, становится модным художником. В 1916 году Стиглиц выставляет её картины в галерее ещё с двумя художниками, не уведомив её. Эту серию её цветов он характеризует как «экспрессию женской интуиции». У всех на слуху были новые идеи Зигмунда Фрейда о бессознательном и сексуальном. Таким манером, он сослужил ей неприятную службу, делая акцент на том, что она женщина, принижая её как художника именно в тот момент, когда она умеет выразить свою манеру и видение. Джорджия проводит много времени на вилле Стиглица, а в 1924 году в декабре она выходит замуж за Альфреда. Ей было 37 лет, а ему 60.

В 1925 году они делают совместную выставку из 51 картины Джоржии и 61 фото Стиглица в Андерсон галерее. Впервые она выставлялась наряду с другими престижными художниками на выставке «Семь американцев». Работы показаны также в Бруклинском Арт-музее и приносят новый успех.

Её живопись во многом получила своё влияние от фотографий, и она не стремится выразить правдивые натюрморты, нарушает геометрию и академические формы, а через детали и текстуру, через невыдержанные в традиционной живописи интенсивные тона, создаёт свой колорит реальности.

«Это удивляет меня, как много людей разделяют конкретное от абстрактного. Конкретная картина не может быть без чувства абстракции. Три холма и деревья не могут быть сами по себе, это линии и цвета вместе собранные так, что говорят о чём-то. Для меня это основа письма. Абстракция часто как необходимая форма, безмолвствующая во мне, и я могу прояснить это в картине».

И стали вырастать необыкновенные цветы, не как застывшие натюрморты, а живые, словно приближенные до деталей к природе, притягательные, чувственные цветы и фрукты. Критикам не нравится, что она ломает стереотипы, не нравится её напористость цвета, а во многих картинах открытое женское биение пульса через край. Но по тем временам женщин лидирующих в чём-то, притесняли мужчины. Везде и всюду только начинался, зарождался женский клич феминисток за права и за равенство. Она не слушала голос мужских критиканов, она слушала внутренний голос таланта.

1927 год — жизнь посылает новые испытания. Она вынуждена сделать две операции на грудь. Восстановление требует времени, а муж увлёкся другой женщиной. Она уже знает, что художник в ней состоялся, а в борьбе за самореализацию ей пришлось воевать с мужчинами. Она начала понимать, что с ним всегда была борьба за выживание. Джорджия была глубоко уверена, что мир женский всегда подавлялся в искусстве, и в нём ещё многое надо сказать, открыть и выразить. Эта уверенность в себе придаёт ей силы уехать от мужа.

Летом 1929 года по приглашению известной писательницы она едет впервые в штат Новая Мексика. Новый ландшафт, не из идиллистической холмистой зеленой привычной долины, а гористой и волнообразной пустынной местности красно-кораллового цвета заполнил её многие дальнейшие картины. Драматические перепады солнца и теней, дикие ветры, суховеи привлекли её, как в детстве, к изучению, постижению и отражению этой новизны. «Картины стали появляться в моей голове неизвестно откуда. Но я более приземлённый человек, чем думают люди. Иногда я ужасный реалист». Пустыня и её детали, жара стали оживать на полотнах. Её приглашают расписать стены для Радио-сити Музыкального здания. Она в восторге от красных скал и водопадов Великого каньона и дикого Запада, культуры Майя. Пробует себя в различных дизайнах торговых брендов, как сказали бы сегодня. Так, молодой и предприимчивый Долл, первым выращивающий ананасы на Гавайях, оплачивает ей поездку, чтобы она сделала несколько картин для рекламы его нового бизнеса.

В 1932 она со знакомой едет в Канаду. Позже оказалось, что известная писательница в Новой Мексике была любительницей женщин, и это надо было критикам непременно заметить в грязных откликах на чисто женское искусство Джорджии. Снова унижения...

1934 — художница пережила тяжёлый нервный срыв, лечилась в клинике. Во многом повлияли её напряженные отношения с мужем. Он писал ей письма, переживал их долгое расставание и хворал после перенесённого инфаркта. В письмах очень заметно их тесное творческое, духовное родство. Он приезжал к ней, фотографировал холсты и её за работой...

Целый год она не писала картин. Потом упоминала, что невозможно и не нужно было ничего доказывать ему. Она уже переросла всех своих друзей в творчестве, она понимала, что вокруг мужское приятие Вселенной, а ей этого было мало, она искала внутреннюю гармонию, и предчувствие воплотилось в изображении будущего... Появляются иные символы, пространственные абстракции. «Цветы реально маленькие. Каждый имеет свои ассоциации с цветком — с идеей цветов. Так, я сказала себе — Я нарисую, что Я вижу, что цветок для меня, но я сделаю его большим, и они будут удивляться со временем, глядя на это!»

Её работы покупает Метрополитен Музей, так в 1945 году она смогла купить свой дом за несколько миль от Ранчо Призрак, возвратившись на дикий Запад. Дом был большой и примитивный, но имел великолепную панораму на красный горный массив. На ремонт ушло три года. Он становится местом посещения знаменитых актеров, фотографов, коллекционеров, художников. До сих пор писатели и художники часто приезжают в Новую Мексику, в Санта-Фэ, благодаря Музею О.Кифф.

Её избирают одной из 12 выдающихся женщин Америки для участия и награждения в Нью-Йоркской Международной выставке «Завтрашний Мир». Чикагский Арт-институт приобретает часть её лучших работ в 1946. Впервые для женщины — была собрана коллекция только её работ и выставлена в Нью-Йорке в Modern Art museum. Выставка прошла в мае, а в июле этого года умер муж. После всех юридических проблем передачи его работ в различные музеи и институты, она уезжает жить постоянно в Новую Мексику.

Казалось бы, такая больная, нервная женщина, в постоянной борьбе за своё место в искусстве, за выживание, получив признание и почёт в свои 65 лет, могла бы почивать на лаврах. Но, оказывается, чтобы жить дальше, художнику надо продолжать творить. Она окунается в новые поиски себя через другие культуры и впервые в жизни посещает Европу, изучает искусство Испании. Через два года посещает Перу, изучая культуру инков, Мачу-Пикчу и другие места, только открытые археологами... Три месяца живёт в Индии и далее изучает острова Индонезии, Японии. Летом с друзьями они дрейфуют на плотах реки Колорадо, что потом она повторяет три года подряд. Её жизнь только начинается, и та маленькая девочка с фермы наконец увидела мир за забором. «Лестница к Луне», 1958.

В 1962 году О’Кифф избрали членом Американской Академии искусств. После 15-летнего перерыва гигантская выставка работ О’Кифф в Музее Уитни в 1972 году привлекла к ней внимание молодого поколения, в том числе молодых женщин феминисткого движения. На картинах был свет и откровение, волнения и радость жизни. А сама художница в 1970-х начала терять зрение. Тогда она увлеклась работой с керамикой, написала автобиографическую книгу. Рядом с ней ассистент, помогающий в работе и в путешествиях. Хуан Гамильтон был её единственный ученик до конца дней. В 1973 году, благодаря ему, она смогла увидеть Марокко, Коста-Рику, Гватемалу, но работает всё меньше и меньше, не видя всех оттенков красок и деталей.

В 1977 году о ней был снят документальный фильм для телевидения. Её картины в лучших музеях мира... Каждое полотно — это огромное окно во Вселенную. Последние путешествия в далекие страны были в 1983 в Египет и Грецию, через Коста-Рику, в возрасте 95 лет!

В 1986 году Национальная Галлерея искусств Вашингтона обсуждает с ней огромную творческую выставку, посвященную столетию художницы. Это случилось уже без неё, Джоржия умирает в возрасте 98 лет в Санта-Фэ. В 2001 году в Санта-Фэ открыт музей Джорджии О’Кифф.

Поиски вдохновения, сомнения, борьба за гармонию, без которой невозможно творчество, умение слушать свою интуицию — всё есть работа Души. Для меня это прекрасный пример наполненной творческой жизни, видимо, потому и долгой, с далёким светлым лучом в будущее.

 

Комментарии

Здравствуйте! Спасибо за рассказ об удивительном человеке, не сломленного ни болезнью, ни потрясениями. Женщина.... удивительное создание Творца, женщина, созидающая, творящая свою жизнь, и вдохновляющаяся от Жизни. Очень интересная тема о женщинах  в искусстве. Спасибо!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.