Наталия Булатова. Хореография. Взгляд педагога

Дорогие наши читатели, позвольте мне представить нового автора "Силы Красоты"! Не скрою, это моя подруга, Наталия Булатова, красавица, умница, очень талантливая танцовщица. Очень надеюсь, что цикл её статей найдёт свою аудиторию! Итак, встречайте! 

Здравствуйте!
Я профессиональная танцовщица, педагог и хореограф. Танцую я с 5 лет, перепробовала множество разных направлений современного танца и остановилась на одном из них — contemporary dance. На мой взгляд, это самый свободный, экспрессивный, театральный, синтезированный и потому самодостаточный вид танца, который позволяет танцору совмещать академизм и индивидуальность и раскрывает широкий спектр эмоций и образов танцора на любой сценической и несценической площадке.
Я активно продолжаю развиваться в этом направлении, и, помимо исполнительства, меня стала интересовать педагогическая и постановочная деятельность, в которую я с интересом окунулась и стала углубляться. На данный момент я хореограф-фрилансер и педагог с 8-милетним стажем. Меня очень интересует педагогическая деятельность и именно этой теме я посвящаю свой аккаунт в Инстаграмме.
Наблюдая за своими коллегами и общаясь с ними, я поняла, что совсем немногие действительно любят свою работу. Я считаю, что это связано с тем, что люди нашей профессии не видят в этом перспективы для развития и потому я решила писать о своих наблюдениях, выводах и собственном педагогическом опыте для того, чтобы вдохновлять других. Поверьте, быть педагогом очень интересно!!!

А ещё я создаю специализированные воркшопы и образовательные проекты по contemporary dance не только для танцоров, но и для артистов других жанров (фигуристов, пилонистов, художественных гимнастов и артистов цирка). И о своих проектах я тоже буду выкладывать здесь информацию, чтобы все, кому интересно, могли принять в этом участие!

Сегодня мне хочется поговорить о занятиях и их значимости для профессиональных танцовщиков. Каждый танцор наверняка знает, что самое главное для поддержания и усовершенствования своей формы — это ежедневные тренировки. Ключевое слово здесь — ежедневные. Каким бы стилем танца вы ни занимались, без постоянной практики не обойтись и важно отметить, что такие «опции», как баланс, гибкость тела, сила, выносливость и эластичность мышц и суставов вырабатывается долго, а вот исчезает она крайне быстро. И потому мнение о том, что пару недель без тренировок — это ерунда, лично для меня довольно спорно.

Конечно, профессиональный танцор, обладающий большим опытом и знаниями, наверняка умеет быстро приводить тело в форму после «отпуска», но вместе с тем он точно знает, какая у этого цена. И я не говорю о том, что отпуск вреден, конечно, нет! Я говорю о том, как быстро теряется танцевальная форма и о том, что проще её постоянно поддерживать, даже в отпуске (наверное, многие со мной могут не согласиться), чем восстанавливать потом её сначала. Подробнее о ежедневных тренировках для танцовщиков contemporary dance и о том, как их оптимально для себя составлять, мы поговорим в следующих номерах.

В своей педагогической практике я не раз сталкивалась с тем, что в группе всегда есть люди «старатели», готовые много и упорно трудиться и добиваться результатов, и есть основная масса тех, кто работает «в меру своего желания». И многие преподаватели любят жаловаться на своих учеников, так как не получают от них желаемых результатов, и, соответственно, процесс преподавания вызывает у них чувство усталости и разочарования.

Почему так происходит? Давайте разберём. К примеру, в классе учатся Катя, Таня и Маша. У Кати большие цели, она мечтает стать хорошей танцовщицей, попасть в танцтеатр и гастролировать по миру, Катя готова работать на износ в классе и за его пределами. Таня ходит «на танцы» ради удовольствия, мечтает стать экономистом и удачно выйти замуж, в классе Таня будет работать «в меру своего удовольствия» и редко будет выходить за его рамки. Маша — блоггер и ходит заниматься ради поддержания фигуры, удовольствия и фотоотчётов для соцсетей и подписчиков, работать в зале Маша будет «в пределах удовольствия и в зависимости от настроения», посещать занятия будет по такому же принципу.

Желание педагога состоит в том, чтобы передать свои знания и воспитать сильных танцовщиков, и получается это тогда, когда у педагога и ученика совпадают цели. В этом случае они вместе двигаются в одном направлении и достигают вершин. Когда же цели не совпадают, возникает конфликт интересов. А теперь представим, что таких как Катя, в группе бывает 1-2-3 человека, а основную массу составляют люди Таниного и Машиного типа. И важно понимать, что от того, что у людей могут быть другие жизненные цели и приоритеты, они не становятся «плохими», они просто не стремятся к вершинам танцевального Олимпа и заниматься будут «для себя». Чем раньше это поймёт и примет педагог, тем проще ему будет работать в классе и избегать усталости и разочарований.

И это вовсе не значит, что нужно перестать уделять внимание и быть требовательным к тем, кто занимается «для себя», это лишь значит, что, зная истинные желания своих учеников, педагогу легче избежать разочарований и эмоциональных падений, так как он заранее осознаёт, к каким результатам скорее всего придёт каждый его ученик и чего от него можно ожидать.

Вернусь к теме о «плохих» учениках. Закройте глаза и подумайте, какой ученик для вас «хороший» и какой «плохой» и почему. Наверняка черты, определяющие эти стороны, будут основаны только на ваших личных понятиях. А ведь нет ничего плохого в том, что не все люди мечтают о карьере танцовщика, и то, что они с радостью бегут позаниматься «для души», может быть не менее прекрасным, чем профессиональное развитие. На мой взгляд, педагог должен быть мудрым и щедрым человеком и не скупиться на свои знания и опыт вне зависимости от того, кем являются его ученики и какие цели в танце перед собой они ставят.

Способность анализировать, что «работает», а что нет, мыслить и на ходу менять ход урока, подстраиваться и одновременно вести за собой учеников, искать подход к каждому из них, учитывая их истинные желания, увлекать и «обнимать» их своим вниманием и заботой, создавать нужную атмосферу в зале и сохранять её — вот основные, на мой взгляд, качества, которые должен развивать в себе педагог. Осознание того, что подопечные ничего вам не должны и чувство благодарности за то, что они просто приходят и работают в зале, кто как может, даёт возможность стать более требовательными к себе и менее агрессивными к ученикам! Заведите себе дневник и после каждого урока пишите заметки: с какими трудностями я сегодня столкнулся и как я с ними справился; если не справился, то какие методы я могу ещё попробовать применить на следующем уроке? Примите на себя ответственность за ВАШИ действия и занятия и постоянно анализируйте и улучшайте ваш метод преподавания. Поймите, что действительно требовать вы можете только от себя, и ваша способность «разруливать» любую ситуацию на уроке, и, несмотря ни на что, приводить учеников к возможным для них результатам, определяет ваш уровень педагогического профессионализма! Будьте требовательны к СЕБЕ и поймите, что единственный стабильный результат, на который стоит рассчитывать — это ваш собственный результат, ваша компетентность и профессионализм!

Продолжение следует!

Комментарии

Большое спасибо за открытие новой серии статей о хореографии! как поётся в песне Аллы Пугачёвой - "Балет, балет, балет - несбыточный мой друг" - в детстве очень любила балет, мечтала танцевать, но так и не сбылось, в жизни было только немного художественной гимнастики, немного народных и немного бальных танцев. А потом восточных) Но танец как искусство всё равно до сих пор меня  завораживет! И всегда мне очень интересна была "кухня" - то, как, какими путями, какими трудами люди достигают того, что они умеют делать? До сих пор очень люблю два фильма, наш - "Танцующие призраки" - про хореографическое училище, про его жёсткий, порой даже жестокий ритм с каждодневными тренировками, и французский - "Танцевальная машина" - ну, кто смотрел, тот поймёт...Я не сильна в контемпе, не всё там понимаю, но тем интереснее будет узнавать из этих статей что-то новое для себя!

Спасибо за ваш ответ, очень рада, что статья понравилась вам! Да, в танце есть некое волшебство и так здорово, что можно до него "дотронуться" и зрителю, и самому танцору в процессе исполнения:) Контемпорари есть очень разный, пожалуй, это самый самобытный и свободный стиль потому что он может базироваться на совершенно разных основах. В балетные труппах контемпорари базируется на классическом танце конечно и благодаря синтезу получаются интересные работы, сохраняя при этом и классические линии и возможности тела балетных танцоров:) Есть контемпорари, который базируется на движенческих тренингах и через импровизацию и собственную пластику тела каждый находит "свой" танец. Лично я приверженец системы и воспитанного сильного тела, поэтому я люблю и преподаю контемпорари через систему классического танца, джаз-модерн танца и движенческих тренингов в небольшом количестве. На мой взгляд, такой подход дает наилучшие результаты, так как и тело воспитывается, и индивидуальность не теряется:)

Спасибо, Наташа, за Т А Н Е Ц!

Благодарю и вас за внимание к моей статье!)

Наташенька - умница и красавица, удачи тебе!

Очень Вас благодарю! Всего самого доброго и Вам!)

Здравствуйте! Есть девочка которая может работать бесконечно! Ищу для нее педагога.как с Вами связаться?

Добрый день!!! Если у девочки есть такое желание - это очень важно и конечно нужно не упустить из виду, потому что желание - это как раз то, что нужно для занятий! Со мной можно связаться в соц сетях (Вконтакте или Фейсбуке, я там подписана так же - Наталия Булатова), а также в Инстаграмме: natalia_bulatova. Либо пишите на мою почту natalia_aisedora@mail.ru К сожалению из-за гастрольного образа жизни я на данный момент не веду постоянные занятия в одном месте, я в основном даю мастер-классы в разных школах танца, но все же возможно мы найдем какой-то удачный вариант вместе с вами, либо возможно я смогу вам кого-то посоветовать. Так что пишите, будем думать:)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.