Любовь Степанова. По воронежской земле

Часть 2-я

После посещения усадьбы мы перекусили и выдвинулись на юг вдоль Дона. Солнце светило ярко, ветер был почти встречный, а по краям дороги тянулись распаханные поля. В тот момент я вспомнила, что не люблю однообразные пейзажи, жару и встречный ветер. Причина моего плохого настроения была проста: я была совершенно не подготовлена физически для этого путешествия, и каждый километр мне давался с большими усилиями. Мы пообедали на берегу полноводного Дона, придерживая коврики и различные пакетики с едой, чтобы те не разлетелись на ветру. Солнце перешло на юго-западную сторону небосвода, и не так припекало. После обеда мы переехали Дон и продолжили движение на юг. Следующей точкой нашего интереса стало местечко Костёнки, известное своим археологическим музеем с неолитическими стоянками и костями мамонтов.

В тот день всё оставшееся время мы двигались по оживленным трассам, обгоняемые потоком автомобилей. Несколько раз мы теряли дорогу и кружили, ища нужный поворот в очередном населенном пункте. Ночь застала нас в пути. Уже ближе к одиннадцати часам, в кромешной тьме, мы отошли от трассы в дубовый лес и встали лагерем. Все очень устали. Боковой и встречный ветер, постоянный поток транспорта и немалый километраж (второй день подряд мы проезжали по 65-70 км) очень выматывали. Я даже не помню, что мы приготовили в тот день на ужин.

Утром спали мы долго, давая отдых уставшим мышцам. Погода стояла хорошая, и солнечные лучи пронизывали лес, красиво подсвечивая яркую зеленую листву. В то утро мы обнаружили в вещах много клещей, хотя впоследствии выяснилось, что к телу ни одно насекомое так и не пробралось. Третий день был самым сложным для меня. Я уже не строила иллюзий насчет «попутного ветра» и «хорошего наката». Я понимала, что мне предстоит еще один день пути через силу.

Видимо, мой настрой был написан у меня на лице, потому что Алексей, как мы потом вычислили с Татьяной, немного уменьшал километраж, чтобы не пугать меня. Так, например, в утро третьего дня он сказал, что до Костёнок оставалось ехать около 15-20 км, когда на деле получилось больше тридцати. Помню, как ехала в самом хвосте, отстав метров на двести от группы. Остальные мелькали впереди, то пропадая из виду, то появляясь вновь. Я даже передать не могу, какие мысли были у меня в голове. Одним словом, я сказала себе, что не люблю солнце, ветер, эту унылую пашню и так далее. И это говорила себе я, после стольких походов и трудностей, которые были за плечами. Я была настолько раздосадована, что когда все остановились отдохнуть на автобусной остановке, я проехала чуть дальше, прислонила велосипед к придорожному столбу, взяла туристический коврик и пошла на край пашни. Там, в жидкой тени деревьев, я расстелила коврик и вытянулась во весь рост. Разговаривать ни с кем не хотелось. За несколько лет совместных путешествий мы настолько хорошо изучили характеры друг друга, что никто не удивился моему поведению. Минут через десять ко мне подошел Алексей, спросив, как у меня дела, и сообщив, что через десять минут планировалось выдвигаться.

В Костёнках мы были часа в два дня. В музей пошли по очереди, так как побоялись оставлять велосипеды без присмотра — на территории отдыхали приехавшие с экскурсией школьники, и стоял такой гам, что порой приходилось повышать голос, чтобы тебя услышали.

«Слоновьи кости», как их называли раньше, находили в этих местах еще очень давно. Первое упоминание об этом находят в путевой записке времён Петра Перового. Тогда о существовании мамонтов, конечно, не знали, поэтому решили, что в этих местах проходил обратный путь Александра Македонского из Индии, и часть слонов полегло в наших суровых широтах. Именно благодаря таким находкам в этот населённый пункт был назван городом Костёнск, но позже статус города потерял и превратился в деревню Костёнки. Раскопки в этом районе ведутся уже более ста лет, а то место, вокруг которого в 1970-х годах возведен музей, обнаружил местный житель И. И. Протопопов в 1949 году при строительстве погреба на своём участке. Поговаривают, что и другие местные жители что-то откапывали на своих участках, но поспешно закапывали вновь, чтобы избежать шумихи.

На данный момент археологический музей Костёнки включает территорию в 9 га, на которой находится 25 открытых зон с шестьюдесятью раскопками, демонстрирующими памятники каменного века — позднего неолита —  и относящихся к огромному временному отрезку от 45 до 18 тысяч лет до нашей эры.

Когда мы вышли из музея, на улице было тихо — школьная группа уехала. Мы сели в уютную беседку и стали обсуждать дальнейшие планы. Все устали, и ехать своим ходом до конца маршрута (город Лиски) никто не хотел. Перешли к изучению карты и сверке расписания местных электричек. После долгого обсуждения было решено проехать ещё «чуть-чуть» и встать под Нововоронежем, а утром сесть на электричку до Лисок. Когда план был утвержден, все взбодрились.

К вечеру ветер стих, и ехать стало приятно. Даже плоский ландшафт не казался мне таким унылым. Третий ходовой день был не таким длинным, как два предыдущих: в лучах закатного солнца мы свернули на край поля и заночевали в берёзовом перелеске между пашней и высоким берегом Дона. Как показал одометр Алексея, мы опять проехали семьдесят километров (в тот момент мы с Татьяной и поняли, что Алексей уменьшает заявленный километраж). Из-за поздней весны пахотные работы запаздывали, и трактора работали круглосуточно, чтобы нагнать отставание. Уже в темноте, ужиная при свете фонариков, мы удивлялись странному бряцанью металла в отдалении, пока не догадались, что это шумит плуг, тянущийся за трактором. Раз в пятнадцать минут трактор проезжал вдоль нашей кромки поля, раз за разом всё удаляясь.

Это была последняя ночь нашего похода, и мы решили побаловать себя напоследок. Перед тем, как разойтись по палаткам, все четверо вышли на открытое место, в сторону Дона. Само русло было далеко внизу, за косогором. Зато вдали светился город, а над головой блистали звезды. Ночь была тихая и тёплая. Все трудности дня казались где-то далеко и теряли свою значимость перед величием и красотой Мира. В то мгновение я поняла, что ради этого я и поехала в этот поход, ведь на такие большие и яркие звезды я не смотрела очень давно!

Утром четвёртого дня мы встали рано и успели на одну из утренних электричек до Лисок. В Лиски мы приехали почти как в дом родной, ведь многие походы последних лет проходили именно через этот уютный донской городок. Наш обратный поезд уходил в пять часов дня, и впереди у нас было несколько часов. Купив всё необходимое на местном рынке, мы направились к Дону, рассчитывая побывать в том самом месте, где мы стояли два года назад. Но не тут-то было! Весна в этом году поздняя, поэтому низина реки была затоплена, и проехать до конца не удалось.

В тот день у нас возникла новая негласная традиция: заканчивать поход пикником. Мы сварили вкусный суп, выпили немного вина и полежали на ковриках, вглядываясь в высокое пастельное небо. Знали бы вы, сколько мы спорили и обсуждали всё то новое, что было увидено и познано за последние три дня! Татьяна говорила про заповедник, я всё вздыхала про Рамонский замок и шоколадную фабрику, а Алексей строил смелые гипотезы относительно мамонтов и неолитических стоянок.

Это замечательное путешествие легло в копилку моих странствий. Сколько воспоминаний я привезла домой, сколько сувениров и книг… А в планах появилось еще несколько мест, в которых хочется побывать.

Лето миновало свой зенит, и я желаю вам, дорогие читатели, в августе побывать там, где вам будет хорошо, чтобы вы немного отдохнули, сменили обстановку и вдохновились на новые планы и свершения. Хорошего вам окончания лета!