Ксения Морозова. Зимний поход

Отчёт о моём первом (и пока что единственном) зимнем походе с участниками Тюменского молодёжного социально-творческого объединения «Искра». Проходил он под руководством Григория Николаевича Кудашова с 9 по 11 марта 2012 года по маршруту Матуши — Покровское.

Как это начиналось

Полтора месяца перед походом прошли быстро, и прошли они в метаниях из крайности в крайность. От «Ааааааааааа, быстрее бы уже!» до «Аааааааааааа, боюсь, не пойду, вычёркивайте меня». Но спасибо Жене Максимук, Насте Акшаевой и МарПЛ! На одной из игр «ЧГК» они меня-таки уговорили. Ладно, не я первая, не я последняя. Может, и выживу.

Как я готовилась — ооо, это отдельная песня! Конечно же, спасибо огромное Илье Шайдурову за январские занятия! В походе я не раз ловила себя на мысли, что у меня всё точно по инструкции, а вот кое-кто из товарищей что-то делает не так… Ну да ладно. На мой взгляд, я была собрана правильно: вещей был минимум, но всё нужное было и даже пригодилось. Также отдельное спасибо Галечке Новиковой за солнечные очки и Иришке Ромашовой за поппер! Отдельное спасибо моей маме за помощь в сборах, пошив бахил и многое другое.

Во вторник, шестого числа, нам подобрали лыжи, выдали спальники и рюкзаки. Я несла всё это домой и чувствовала себя супермегатуристом! (Ха-ха-ха). Нетерпение превысило все возможные рамки, я рвалась в бой.

В четверг вечером рюкзак был собран. (Кстати, это было легко! После каждого занятия у Ильи я рассказывала маме, что из вещей нужно найти и приобрести, мы складывали это в отдельную кучку, и в момент Икс, то есть восьмого марта, просто взяли эту кучку и положили в рюкзак). Всё готово. И.. часов в десять вечера меня охватил ужас. Самый настоящий. Я не могла поверить, что уже утром настанет ЭТО. Но что делать, отступать было некуда, да я и не отступила бы ни за что.

День первый. Ужасы и трудности

Придя утром в ДПТС на сбор и увидев суету вокруг, я снова почувствовала ужас. Но бояться мне к этому времени уже надоело, а желание поскорее добраться до места и взглянуть наконец страхам в глаза стало непреодолимым.

В автобусе было весело, как всегда! Я ехала с Катюшей Спицыной, ела конфетки, унимая волнение, а ещё нам дали походные имена. Так я стала КсюМором. Имя мне понравилось. Оно напомнило лингвистический термин «оксюморон», который переводится как «сочетание несочетаемого». По-моему, это лучшая характеристика моей сущности!

Но в какой-то момент автобус остановился, и я поняла: НАЧАЛОСЬ.
Деревня Матуши. Старт.

Мне помогли надеть рюкзак... Сделали фото. Солнечные очки отлично скрывали испуганные глаза. И я шагнула в неизвестность.

Так вот как оно всё на самом деле…

Первый час мы шли по лесу, держа лыжи в руках. Этакий пеше-лыжный поход. Когда минут через десять я почувствовала, что уже устала, меня охватил ужас. Самое весёлое, что мысли вернуться не возникло!

Если честно, я плохо помню, как мы добрались до реки, и таких провалов в памяти было потом ещё много. Но вот то, как я встала на лыжи, я помню очень хорошо! Первая мысль: «Аааааааа, так это же легко!!!» И, как говорится, «от радости в зобу дыханье спёрло»… Мы с Сашей Пигарёвым как-то внезапно сорвались с места… и уехали далеко вперёд.

Жизнь стала казаться чуть лучше. Я ехала и вспоминала свои былые гонки, ведь я когда-то была лучшей лыжницей в классе. Правда, лететь на легчайших пластиковых лыжах по накатанной лыжне и прокладывать себе путь в сугробах на широких деревянных (не забываем про тяжеленный рюкзак!!!) — это, мягко скажем, две большие разницы. Тем более что я бросила кататься лет пять назад. В общем, минут через пятнадцать я стала уставать.

Многие говорят, что очень важное в походе — наслаждение красотами природы. Я это дело очень люблю. Туризмом заняться решила во многом из-за этого… но в тот момент мне как-то было не до пейзажей. Было немного страшно, плюс физическая нагрузка у меня всегда отнимает всю мыслительную энергию. Так что я тихо ехала где-то в середине, смотрела под ноги, слушала шелест лыж и скрип снега… и мрачно прикидывала, на сколько меня хватит. Вот тогда случилось первое испытание.

Первый подъём

Задача была такой: нам нужно было подняться на высокий берег, пересечь поле и снова выйти на лёд. Тура — речка немного ненормальная, очень сильно петляет («меандрирует», как сказал потом географ Саша Пигарёв), и нам приходилось идти на такие меры, чтобы экономить время. Высоту я на глаз определяю плохо. Мне показалось, что было метров восемь, не меньше, но поднимались мы немного по диагонали. Поэтому ползти по склону нужно было не минуту и даже не две. Естественно, это был среднестатистический речной бережок, с кочками, корягами, неровный, страшный…

КГН сидел наверху и снимал ДЕЙСТВО на видео. В качестве мотивации он предложил вот что. Если мы поднимемся, не снимая лыж, то получим подарок.

…Спасибо парням, которые помогли мне преодолеть особо опасную кочку! Но не всё так просто в этом мире, и самое жуткое место мне пришлось проползать самой… Упершись палкой в землю, балансируя над пропастью, теряя контроль над ослабшими ногами, понимая, что зря не оставила рюкзак Саше, когда проползала мимо него пять метров назад, я настраивала саму себя: «Я же не упаду, правда?».

В какой-то момент я, конечно, чуть не упала. Как выползла, не помню. Правда. Помню только то, что на берегу скинула рюкзак и легла на него… О, как прекрасно небо, особенно если ты минуту назад был на краю обрыва.

Эпопея продолжается

Поле мы пересекли благополучно, пообедали и спустились на лёд. Это было страшно. Саша, Серёжа — снова спасибо вам за помощь!

На льду мы сфотографировались на аватарки и пошли дальше. И тут со мной приключилось непредвиденное. Меня стала мучить жажда.

Дорогие друзья, не ешьте в походе бутерброды с колбасой, умоляю вас! Вспомните мой рассказ и выложите их дома! Я самозабвенно ела снег, мрачно прикидывая, как долго проживу после этого (простужаюсь довольно легко). Ещё стало очень тяжело идти. Невыносимо болели плечи. Из середины процессии я всё чаще стала перемещаться в конец, к Грише Корякину и Ларисе Ивановне (санкам-волокушам с палатками)…

Спасибо огромное КГН! В тот день он делал остановки каждые 30-40 минут, и для меня это было спасением. Все крохи моего оптимизма стремительно терялись. Я шла и бубнила себе под нос две песни под названием «Последний герой» групп «Би-2» и «Ногу свело». Я слушала их всю неделю до похода… и вот теперь я поняла, что это такое.

Проблеск света

В какой-то момент группа разделилась. Очередная петля Туры. КГН и особо отважные участники двинулись напрямик через лес — кочки, буераки, овраги и кучу других не менее экстремальных препятствий. Те, кому было тяжело, должны были идти по реке и делать крюк. По времени должно было получиться одинаково, потому что через лес было идти сложнее. Я не боялась лесных трудностей, но, когда представила себе ещё один подъём на берег, подумала: «Я себе не враг, я ещё жить хочу».

Итак, я выбрала крюк по льду. Со мной остались Катя Спицына, Серёжа Видяев, Ира Бычкова, Эля Имашева, Саша Сушков и Гриша Корякин, который всё так же вёз Ларису Ивановну.

Этот переход получился относительно лёгким. За разговорами время пролетело быстро, настроение стремительно улучшалось. Гриша и Катя показывали мне интересные места сплавов — в частности то, где небо упало. Всё это было так интересно!

Мы нашли знак, где КГН велел останавливаться и ждать их из леса. Мы сделали привал. Длился он почти час. О, как это было здорово! О, как я отдохнула!

После воссоединения с группой, вышедшей из леса, мы двинулись дальше. Меня мучил вопрос: долго ли ещё идти? Никто мне не мог ответить.

Привожу эпичный диалог с КГН:

—Григорий Николаевич, а до стоянки ещё далеко?

—Нуууу, это глубоко философский вопрос, и однозначного ответа на него не может быть! Вот, например, относительно бабочки-однодневки он один….

—Меня ответ на этот вопрос интересует с точки зрения моего пребывания в данном пространственно-временном континууме.

—Это зависит от того, какие метафоры ты используешь для описания контекста.

—Долго ещё до стоянки?

—Ууууу, ты используешь слишком сложный понятийный аппарат!

Я поняла, что не суждено мне знать правды, и смирилась с тем, что идти придётся до полуночи. Ну или до утра. Мне было уже всё равно. Все эмоции куда-то делись.

Правда, на этой стоянке решились две мои проблемы. Серёжа Видяев спас меня двумя кружками чая, спасибо ему огромное-преогромное!!! А ещё я узнала от Насти и Гриши, что у меня неправильно затянуты ремни на рюкзаке, поэтому он и давит на плечи! Когда мне подтянули их как надо, я почти перестала его ощущать!!!! Как это было здорово!!! Мне казалось, что у меня выросли крылья за спиной!!!

Ну а когда кто-то из девочек сказал, что идти уже немного, эмоции ко мне вернулись, и на меня накатила радость. Правда, через полчаса ей суждено было надолго испариться.

Самое страшное испытание

Мы подошли к Зыряновскому бору, где мы, собственно, и должны были остановиться на ночёвку и весь второй день. «Красиво, – подумала я». Но…

…Когда я увидела почти вертикальный берег высотой чуть ли не пятнадцать метров, мне стало плохо. Вдобавок, когда мы сняли лыжи, на снегу стала проступать вода. Как сказал КГН, это потому, что у высоких берегов лёд тонкий. Меня охватил уже не ужас, а настоящий леденящий ступор.

На фоне мандража я не заметила, как подбежала к берегу, попутно издавая крики ужаса и изрядно нервируя этим друзей. Точно так же я не заметила, как стала резво взбираться по кочкам. Лучше уж карабкаться по этому склону, чем тонуть!

Правда, через минуту мой азарт улетучился. На этот раз мы поднимались совершенно вертикально, а берег был очень крутым. И высоким.

Снег, покрывавший кочки и коряги, был лёгким, рыхлым и рассыпчатым. При малейших попытках уцепиться за него или упереться он весело сваливался к моим ногам и летел на человека, который полз за мной. Рукам ничего не оставалось, как искать новую опору… Сил оставалось всё меньше, а страхов становилось всё больше. Я взяла лыжи в правую руку и стала использовать их как посох. Поставить чуть выше себя, упереться, подползти, и всё заново… «И что же  я два месяца осенью делала в тренажёрном зале???» — с отчаянием спрашивала я себя. Было невыносимо тяжело, ведь руки у меня  очень слабые, да и рюкзак давал о себе знать…

Как выползла на берег, я не помню.

Но… когда я увидела, что идущие впереди идут по узенькой тропочке прямо над пропастью ещё метра на три вверх… поняла, что не смогу. Мне захотелось выть.

…Хватаясь за сосёнку, растущую рядом, не смотря вниз, качаясь от усталости и молясь, чтобы дрожащие от усталости и боли ноги, забывшие про координацию, вставали точно на эту узенькую тропку, а не на самый край, я придумала вот что. Положить лыжи вперёд себя и подползать к ним… переставлять и подползать… Описать это сложно, это просто надо было видеть. Какой ужас я пережила, словами тоже не объяснить.

Помню, что последний метр я ползла буквально по-пластунски и думала, что сорвусь. Сил не было вообще.

Ещё помню, что когда я оказалась у подножия сосны и осознала, что ещё десять метров по сугробам – и всё, стоянка…

То и дело падая в снег, беззвучно плача от пережитого страха и усталости, я доползла до столика, на который КГН уже выгружал вещи.

Финиш.

Ночь первая. Утренний дождь

Дальнейшее я помню очень плохо. Отдельные кадры с ужина (кстати, кормили нас очень-очень вкусно!!!), песни, разговоры, непривычная для горожанки лесная тишь…

Остатками сознания я отметила, что взошла красивая полная луна, а звёзды здесь такие же, как в моей любимой Талице… Но сил ностальгировать у меня не было. Хотелось спать.

Как мы устроились на ночлег, тоже не помню. А вот то, что просыпалась каждый час от невыносимой боли во всём теле, я помню очень хорошо. Я лежала в середине, плотно прижатая Настей к Кате (ну или Катей к Насте). Перевернуться не получалось. Но каким-то неведомым образом я всё-таки переворачивалась и впадала в забытье… Через час всё повторялось…

Ближе к утру я поняла, что замерзаю. В общем, тот ещё спа-салон.

Проснувшись со всеми одновременно (не знаю, как нам это удалось), я обратила внимание на какую-то воду, которая настойчиво капала на куртку, которая служила мне подушкой. Я резко вскочила и увидела, что спальник стремительно намокает. Сил терпеть эти ужасы у меня не было. Я выскочила из палатки, нашла в рюкзаке валенки и...