Татьяна Штейнман. Израиль

Земля, текущая молоком и медом

Что вы представляете себе, когда слышите слово Израиль? Стена Плача, Храм Гроба Господня, Мёртвое море и толпа мужчин с пейсами в шляпах. Мои представления ограничивались этим небольшим списком штампов, однако в процессе знакомства со страной мне открываются совершенно неожиданные стороны.

Израиль — крошечная страна, если мерить её русской линейкой бескрайних полей, степей и лесов. Население целого государства меньше, чем жителей Москвы. Почему же именно за этот клочок земли велись кровопролитные войны на протяжении многих тысяч лет? Именно здесь располагается святыня трёх религий Иерусалим и один из древнейших непрерывно населенных городов мира — порт Яффо. О некоторых территориях споры не утихают до сих пор, что не мешает Израилю процветать посреди пустыни. Небольшой участок не слишком плодородной земли, окружённый двумя морями, завораживает и раздражает, но не оставляет никого равнодушным.

Мечтатели

Несмотря на то, что история территорий исчисляется тысячелетиями, Государство Израиль совсем молодое — оно основано в 1948 году. Во многом это произошло благодаря писателю и мечтателю Теодору Герцлю, автору утопического романа «Альтнойланд», или «Старая Новая земля». В нём Герцль описал устройство нового еврейского государства, самую возможность его существования, и название современного города Тель-Авив — отсылка именно к этому роману. Герцль как бы говорит читателям: «Давайте же создадим себе дом там, где это возможно, сделаем из него цветущий сад, и пусть весь мир смеется над нами». У израильтян есть присказка «Эйн лану Эрец ахерет», что буквально означает «У нас нет другого государства». Они повторяют её с нежной горечью, подчёркивая, что устройство Израиля, несомненно, далеко от идеала, но это наша земля, нам здесь жить, и мы сделаем всё, что в наших силах, чтобы нам было здесь хорошо.

Не только мечта Герцля способствовала возникновению еврейского государства. Иврит — единственный в мире язык, который был возрожден в начале 20-го века искусственно энтузиастом Элиэзером Бен-Йегудой. В течение 18 столетий евреи, расселённые по всему миру, использовали иврит как язык молитвы и чтения священных книг, а между собой говорили на языках тех стран, в которых жили. Само собой сформировалось разделение на «язык для жизни» и «язык для священных обрядов». Элиэзеру Бен-Йегуде пришлось преодолеть огромное сопротивление, чтобы люди начали воспринимать иврит как часть повседневной рутины. Сейчас про такого человека сказали бы, что он тиран, так как запрещал жене и детям дома говорить на других языках, однако именно благодаря смелой мечте десять миллионов человек по всему миру говорят сегодня на иврите.

Контрасты

Государство религиозное, а не светское, и в самом Израиле невозможен брак между неевреями. Однако Израиль признает браки, заключенные за границей, в том числе однополые, нужно только немного терпения, процедура длинная и занимает примерно пять лет.

Для девушек обязательна служба в армии, воинская обязанность считается здесь честью. Для новоприбывших армия становится хорошей площадкой для образования необходимых связей и изучения языка.

Рабочая неделя начинается в воскресенье, а суббота — седьмой день недели в иудаизме, Шаббат, в который Тора предписывает евреям воздержаться от работы. Если вы не еврей и субботу не соблюдаете, придется учитывать, что от захода солнца в пятницу и до первой звезды в субботу не работает общественный транспорт, магазины и кафе. Самая большая ошибка путешественников — приезжать в Израиль в пятницу или субботу! Жизнь замирает, предлагая посвятить это время семье и отдыху.

Израиль считается страной стартапов и высоких технологий, однако трубы коммуникаций проложены прямо вдоль фасадов зданий. Небоскребы соседствуют с крошечными частными домами, в палисадниках которых шуршат ежи. Большую часть Израиля занимает пустыня, однако здесь сходятся границы трех растительных поясов и природа поражает разнообразием.

Израилю постоянно есть, чем меня удивить. Я живу здесь три года, и кажется, что впереди ещё много открытий. Есть ощущение, что история моей семьи сделала небольшой крюк, продолжая развиваться по единственно верному пути. У меня есть еврейские корни, которых недостаточно для репатриации, но довольно, чтобы культура и язык казались мне частью моей собственной идентичности. Право на репатриацию как на возвращение домой есть у каждого потомка еврея в третьем поколении, это знак приветствия от основателей государства потомкам тех людей, кто, по преданию, был изгнан когда-то. Мне всегда было очень интересно увидеть своими глазами, как евреи обосновались в Израиле вновь.

Я переехала очень просто — вышла замуж, но в Израиле ведь невозможно выйти замуж (только религиозные браки, помните?), так что все немного сложнее. Мы с мужем встретились в России, поженились там же, и сейчас я прохожу ступенчатую процедуру воссоединения семьи и получения гражданства. Она кажется сложной в начале, но дальше уже легче — один раз в год на протяжении пяти лет нужно приходить в отделение МВД, чтобы подтвердить подлинность совместной жизни. Проверяют документы, фотографии, письма от друзей. Обязательно раздельное собеседование, в этом году я прошла его на иврите — моя личная небольшая победа. Бюрократия в Израиле, я уверена, даст сто очков вперёд любой другой, так что русский переводчик, которого я подтверждала по телефону несколько раз, в день собеседования куда-то исчез, и мне пришлось говорить с сотрудником на иврите. Хорошо, что я здесь уже три года и всё получилось.

Мы живем в Рамат-Гане, это небольшой город восточнее Тель-Авива, собственно, его пригород, более спокойное и размеренное место для жизни, чем сам Тель-Авив. Кажется, что в Израиле всё направлено на то, чтобы встречать людей со всего мира. В каждом городе есть языковые школы, «ульпаны» («ульпан» на иврите — «студия»), в две смены идут уроки иврита для всех желающих. Я закончила два класса и после этого решила продолжать учить язык сама.

Из-за многонационального состава жителей страны возникает проблема, что считать национальной кухней. Каждое сообщество привезло сюда что-то свое, но когда говорят о традиционных блюдах, имеют в виду хумус, шакшуку и фалафель. Хумус — это перетертые зерна нута, что-то вроде гороховой каши, которая подается с грибами или мясом и обязательно лепешкой горячей питы. Шакшука — яичница в томатной пасте, а фалафель — местный фаст-фуд, это обжаренные во фритюре нутовые шарики в пите с овощами.

Израильтяне обожают собак, но кошек держать дома не принято. Есть шутка, что кота можно найти только дома у русских, но я думаю, что это неправда. Хочется думать, что котам в мягком средиземноморском климате не приходится слишком уж трудно на улице.

Несмотря на очевидную религиозность, кажется, что Израиль рад встретить других людей с интересом и без осуждения. Чем дальше, тем больше я пропитываюсь теплом местного солнца, которое садится прямо за морем, и проникаюсь контрастами оранжевых черепичных крыш на голубом небе. Похоже, эти два компонента делают жизнь действительно счастливой.

Комментарии

Очень интересно! Жду продолжения! Мне кажется, про Израиль можно ещё очень много рассказать! Пишите, Татьяна!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.