Виктория Ходос. Лхаса

28 апреля утро. Лхаса.

Лхаса. Наш поезд прибыл в пункт назначения — заветное место всех буддистов из разных стран. Быстро опустел перрон. Тибетцы, китайцы и малочисленные туристы мгновенно, словно растворившись, исчезли. Мы не спеша проходим сквозь кордон китайских военных. Сердце трепещет, мы шагаем по земле Тибета — покорённой снаружи, но неприступной изнутри.

С одной стороны радость от того, что наши ноги коснулись священной земли. С другой, некий трепет, как при встрече с другом с которым ты не виделся с раннего детства: узнает ли, примет, и сохранилось ли между вами то общее, что некогда объединяло вас?

Нас встречает наш проводник Санму, он радостно улыбается и приветствует каждого по очереди. Мы получаем в дар белые шарфы — хадаки. В Тибете это символизирует чистоту намерений и начало отношений между людьми. Быстро познакомившись, мы садимся в машину и сквозь окна автомобиля пытливо вглядываемся в город-загадку, город-магнит, овеянный легендами, тайнами и запретами.

Первые впечатления просто ошеломляющие, кажется, будто современность лишь немного прикрыла своим шлейфом древний город. На улицах много монахов в красных одеяниях и простых горожан с тибетским молитвенным колесом в руках, которое, словно солнце, не останавливает свой ход в тёмных натруженных руках. Состояние просто ликующее, внутри все встрепенулось и душа с интересом и глубоким удивлением рассматривает мелькающие за окном виды. Охватывает странное ощущение, как будто ты всё это знаешь — то ли помнишь из детства, то ли видел во сне.

Лхаса, Лхаса, Лхаса — основание для нашего восхождения, первая ступень на Пути. Йог в своих прохождениях слагает новые ступени Духа, по которым пройдут другие. Он зажжёт в пространстве Огни, которые станут маяками для идущих следом.

Размещение в гестхаузе, недалеко от храма Джоканг. Из окон нашего номера открывается вид на овощной базарчик. Здесь, на высоте 3650 метров, разнообразие зелени, овощей и фруктов просто поражает, ведь многие из них доставляются из Непала и Индии через высокие перевалы. Вообще, физическое состояние не очень, голова болит, подташнивает, тяжесть в ногах и ощущение, что ты трава, которую скосили, так мало сил на преодоление горной болезни. Но внутреннее воодушевление творит чудеса, сознание, словно после большого взрыва, впечатляется неимоверно всем увиденным.

Перед поездкой в монастырь мы вышли немного прогуляться и попривыкнуть к высоте в движении. Неторопливо прохаживаясь, дышим напряжённым воздухом. Ощущение, что вдыхаем и выдыхаем огонь. Осматриваем уклад местных жителей, вглядываемся в их лица, прикасаясь к невидимому слою тибетской духовной культуры. И хотя китайское влияние уже глубоко проникло в сердце Тибета, но внутреннее искание из мелькающих картинок выхватывает именно исконное тибетское звучание в лицах, одеждах, постройках.

Монастырь Дрепунг

Нас окружают горы — сухие, серые, без снега. Тибет.

Среди этих гор стоит многоэтажный, белоснежный, великолепный огромный комплекс — монастырь Дрепунг, построенный в XV веке учеником ламы Цонгкапы. Храмы, молитвенные дома, колледж, помещения для ретрита и т.д.

Слово «дрепунг» переводится как «гора риса», из-за того, что склоны гор вокруг монастыря просто усыпаны монашескими жилищами, выкрашенными в белый цвет. В этом монастыре хранится самая большая танка (изображение религиозного характера на шёлке или хлопчатобумажной ткани) во всём Тибете. Один раз в год её выносят и раскатывают на склоне горы на специальной конструкции.

Мы в первом храме монастырского комплекса. Огромные, в два человеческих роста статуи Манчжруши, Майтрейи, Ваджрапани, Будды прошлого, настоящего и будущего. Остановились возле огромной статуи Цонгкапы говорящего.

Интересно, что перед нашей поездкой в Тибет мы изучали разные течения в буддизме. И теперь, проезжая монастыри, принадлежащие к разным школам, нам гораздо легче ориентироваться. Некоторые практики нам даже знакомы, они сохранились в памяти духа и всплывают в сознании совершенно неожиданно, но так ясно.

Видение

Когда я стояла возле одной из статуй, неожиданно увидела внутренним взором много существ и божеств на разных планах. И как только мысленно прикасаешься к какому-нибудь одному плану, они начинают ещё сильнее проявляться, словно разворачиваться, их очень много, просто бесчисленное множество, и невозможно сознанию вместить эту иерархию, возникает такое ощущение, что голову просто «сносит», а таких планов целая бесконечность. Очень помогает расширению сознания такая попытка вмещения. Человеку часто кажется, что он один, а вокруг него столько Сил помогающих и оказывающих сопротивление, и совсем нелегкая это задача научиться распознаванию. Своими мыслями, желаниями и поступками, своим состоянием духа, он постоянно ещё и привлекает к себе самые разные Силы из множества планов и сфер. Довольно часто потом ему нелегко совладать со всем этим, даже если он и осознает их присутствие.

Мы медленно проходили вдоль галереи статуй, сердцем глубоко прикасаясь к некоторым из них, стараясь вместить и осознать энергии этих божеств. В этом здании монастыря все время звучал гонг, довольно громкий и резкий, но он создавал определенное напряжение в пространстве. Тибетцы, которые приходили в этот храм, довольно быстро обходили божества, преклонялись перед ними и слушали этот призыв гонга, а некоторые просто проходили, словно ничего не видя и не слыша. Почему-то возникла ассоциация, что звуки гонга — это шаги Майтрейи (Будда будущего) — непреложные и громкие, одни их слышат, а другие нет. И наверно, даже если бы разверзся гром небесный, они бы не услышали и не обернулись.

В одном из зданий монастыря увидели большую статую Ямантаки – покровителя Пятого Далай Ламы. Она была освящена самим Цонкапой, величайшим реформатором тибетского буддизма, основателем новой традиции, которая уделяла большое внимание строгой монашеской дисциплине, глубокому изучению буддийской философии и очищению тантрической практики. Цонкапа назвал свою школу Гелуг, что в переводе означает «добродетель». Ямантака – один из защитников и покровителей этой школы. Считается, что Ямантака является гневным проявлением Бодхисаттвы Манджушри, у которого Цонкапа в чистых видениях напрямую получал указания и ответы на свои вопросы. Созерцание Ямантаки особенно помогает, когда требуется стойкость в преодолении трудностей и удержание высоких нравственных принципов. Огромный, тысячерукий, с тремя большими головами. Нижняя голова — зверя-быка синего цвета, в середине — голова Махакала, и сверху золотая красивая голова Белой Тары и Манджушри. Очень сильное впечатление, действительно покровитель сильный и «высокий».

Сами тибетцы считают, что их великий царь Трисонг Децен и Цонкапа — это земные воплощения Манджушри.

Мы с удивлением заметили, что здесь, Манджушри, Владыка совершенной мудрости, часто представлен в благостном виде — высокого роста, красивый, светлым ликом напоминающий Будду, а не привычный для нас образ с устрашающим обличьем с мечом в руках, рассекающий тьму и невежество. Конечно, я обратилась к нему за помощью о даровании мне истинного знания и об отсечении корней невежества. Вообще, надо помнить о том, что в Тибете ужасающий вид не говорит о демоническом свойстве божества. Когда у Бодхисаттв заканчиваются благие методы воздействия на человека, то они призывают Ямантаки, который разит не самого человека, а корни его эгоизма и заблуждений.

В одном из небольших храмов Дрепунга, где тоже была довольно впечатляющая статуя Ямантаки, находился отсек для преклонения головы паломников. Мы, конечно, тоже не прошли мимо. Я испытала удивительное переживание, как будто помещаешь голову не просто в каменный отсек, а внутрь большого звенящего колокола — слышишь очень сильный гул, и все пространство вмиг заливается насыщенным голубым светом. Этот свет еще долго «стоит» в глазах. Вот такое «живое» состояние очищения сознания. Надеюсь, хоть некоторая часть моего невежества все-таки отвалилась.

 

Комментарии

Потрясающе! Просто потрясающе! Это же надо... Тибет... В юности зачитывались ведь - помните? Вторник Лобсанг Рампа... А Вы там были и все это видели своими глазами!!!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.