Парк Монрепо

Выборг... Старинный маленький город... Красивая прямая Крепостная улица, замощённая брусчаткой, крепость Св. Олафа, построенная в 1293 году, Часовая башня и парк Монрепо, который называли «оазисом тишины», являются самыми известными достопримечательностями Выборга.

Парк Монрепо находится в полутора километрах от крепости Св. Олафа, он был задуман и развивался во второй половине 18-го — начале 19-го века. В это же время строились дворцы и парки пригородов Петербурга, но Монрепо — это уникальное место, в котором есть только ему присущие особенности. В нем слились и природная суровая скромность парка — гранитные глыбы и водные просторы озера, и классические строения того времени, а также хорошо продуманные детали, придающие парку особое очарование — горбатые мостики, гроты, обелиски, скульптуры и искусственные зелёные насаждения.

Первым владельцем земли, на которой сейчас располагается парк, стал военный комендант Выборга П. А. Ступишин в 1760 г. Он мог жить в имении, пользоваться земельным участком, но не имел права полной собственности. Тогда эта земля называлась Шарлотгенталь. На территории будущего парка росли только хвойные деревья, все лиственные породы — искусственные насаждения. Первый владелец имения создал множество построек — в том числе и большую оранжерею.

После смерти П. А. Ступишина парк стал принадлежать придворному советнику М. И. Донаурову, который вскоре передал его во владение выборгскому наместнику Фридриху Вюртембергскому, брату жены Павла I. Этот человек был любителем прекрасного, именно он дал парку название «Монрепо», что означает «мой отдых», возвёл большой усадебный дом, продолжал обустраивать парк, при нем были посажены вечнозелёные туи, дубы, клёны, липы, берёзы. Все деревья прижились здесь и не гибли от холода благодаря особому микроклимату, благоприятному для этих растений.

Людвиг Генрих Николаи, который в России принял имя Андрея Львовича, был человеком, полюбившим нашу страну. Он считал, что нашёл здесь вторую родину. По словам А. Л. Николаи, он прошёл путь от придворного учителя до президента Петербургской Академии Наук.

Наивысшего расцвета эта земля достигла при новом хозяине — Павел Андреевич Николаи, сын Андрея Львовича Николаи, придворного учителя, который впоследствии занимал высокий пост президента Петербургской Академии Наук, с первого взгляда оценил строгую северную красоту этих мест.

В 1788 году А. Л. Николаи купил право на владение имением Монрепо, но лишь в 1801 году он получил его в собственность. Как и отец, Павел Андреевич Николаи был ценителем красоты, любил искусство и литературу, а так же воплотил в жизнь идеи А. Л. Николаи, вплотную занимаясь декоративным убранством парка. При нем парк открыли для осмотра. За вход взималась определённая плата. Деньги, вырученные таким образом, шли на содержание дома бедных, живших на острове Сорвали, который в то время входил в границы имения. Это стало традицией и прервалось только в 1930-х годах.

Вот как описывает парк Монрепо Евгений Евгеньевич Кепп, автор книги «Выборг»:

«Самая живописная часть парка находится между естественной скальной грядой и побережьем залива протяжённостью около одного километра. Перед главным фасадом усадебного дома был разбит регулярный парк. Основой формирования парка служили оригинальные композиции строений и насаждений, подсказанные природным ландшафтом, целенаправленное чередование открытых полян с кудрявыми рощами. Рука человека деликатно кое-где чуть-чуть «подправляла» природу: сделала более удобным проход между скалами, вырубила несколько ступенек на крутом склоне горы, сложила из диких валунов экзотическую ограду... Для создания и смены настроения у посетителей в парке возводили различные павильоны и беседки, устанавливали скульптуры, создавали ложные могилы с надгробными памятниками. Парк насыщался романтическими и сентиментальными аксессуарами, которые воссоздавали романтику далёких стран Востока...

Следует отдать должное владельцам парка, поскольку А.Л. Николаи и его сын Павел создали подлинный шедевр садово-паркового искусства мирового значения. Это ценнейший вклад в сокровищницу русского искусства...»

Осмотр парка начинается от главных ворот, которые представляют собой стилизованную под готику деревянную арку с гербом Николаи над проёмом входа. Прямая аллея, ведущая к усадебному дому, была обсажена с одной стороны берёзами, а с другой — клёнами. У перекрёстка с дорожкой, ведущей к домику управляющего, располагается касса.

Огибая усадебный дом со стороны главного фасада, липовая аллея ведёт к берегу залива. Отсюда виден обелиск из серого мрамора, который называется «Обелиск Броглио», памятник двум братьям А.Л. Николаи. С вершины скалы, на котором установлен обелиск, открывается великолепный вид на парк и залив.

Несколько маленьких островков, расположенных недалеко от берега, соединялись мостиками.

Далее по прибрежной дорожке можно выйти на мыс, далеко выдающийся в залив, где стоит Храм Нептуна, похожий на древнегреческий храм. Он прекрасно смотрится между двумя могучими соснами и является одной из наиболее заметных достопримечательностей парка Монрепо. Отсюда видна панорама парка и вид на лесистый восточный берег залива.

На островке неподалёку от мыса находится фамильное кладбище Николаи, куда переправлялись на пароме. На возвышении возведена капелла — «замок Людвигштейн». На острове также находился грот Медузы — одна из его романтических достопримечательностей.

От паромной пристани аллея ведёт на запад к роднику «Сильмя», что по-фински означает «глаз». Говорили, что вода из источника может исцелить больные глаза. Родник огорожен металлической решёткой и над ним построена беседка с двускатной крышей. На дно бассейна, куда падает вода, всегда бросали серебряные монеты.

Северо-западная часть парка называлась Конец Света. С плоской гранитной террасы открывается панорама залива. В той же части парка находилась и Пещера Отшельника. Возвращаясь к выходу, посетители проходили вдоль отвесной скалы к усадьбе.

Дом видоизменялся со времен П. А. Ступишина и Фридриха Вюртембергского. Для А. Л. Николаи усадьбу перестраивал его друг Жозеф Мартинелли. Он пристроил боковые веранды, невысокий второй этаж над центральной частью здания и колонный портик перед главным входом со стороны сада. Выдвинутые чуть вперёд веранды образуют уютную террасу. Перед фасадом был разбит красивый цветник с фигурно подстриженными кустами.

На плане Монрепо, составленном в девятнадцатом веке, обозначено 68 достопримечательностей. Сейчас сохранились лишь усадебный дом с библиотечным флигелем, «замок Людвигштейн», обелиск Броглио, беседка над источником, вода в котором теперь не поднимается до прежнего уровня. Из-за разрушений во время Великой Отечественной Войны потеряна вся скульптура, большинство беседок и былое разнообразие пород деревьев и кустарников.

В чём же прелесть парка Монрепо? Несомненно, в удивительной гармонии дикой природы и талантом архитекторов, художников и садовников. И в этой гармонии важно всё — шелест листвы, плеск волн, шум падающей воды, журчание ручья и пение птиц. Сейчас Монрепо — прекрасный парк, очень уютный и просторный. Однажды вы приедете сюда, увидите гладь залива и гранитные скалы — и вам снова захочется побывать здесь!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.