Анна Островская. Ты имеешь право быть собой
Я люблю этот момент. Когда текст в голове уже сформировался, интервью уже в памяти, его нужно только извлечь и «причесать», и теперь можно просто говорить или молчать. Я вообще сегодня поняла, что люблю людей. Потому что судьба вдруг в последнее время начала баловать меня людьми хорошими, светлыми, искренними. Заслужила что ли? Наконец-то. Спасибо.
Когда только начиналась вся эта эпопея с интервью с хорошими людьми, я и подумать не могла, что текстов будет СТОЛЬКО. Знаете, радостно, что хороших людей так много, и впереди ещё огромное количество новых историй — они расписаны уже почти до весны. Думаю, а может, оформить всё это в книгу? Все такие разные, такие интересные и такие тёплые.
Столько всего не попадает на страницы журналов и сайтов, ведь есть рамки, формат журнала, стилистика сайта, да и просто размер текста ограничен. А хочется ведь втиснуть всё! Вот эти рассказы о закулисье или о буднях химической лаборатории, вот эти шуточки о детях или о чисто женских житейских вопросах. А порой воспоминание о чьем-то муже-тиране, жене-красавице или смешной анекдот, рассказанный между делом. Но самое постоянное желание: каждый раз хочется сфотографировать своего собеседника в какой-то момент, когда он не в образе. Но нельзя. Особенно если это авторитетная персона. А тааааак хочется… Хочется всему миру показать вот эту ямочку на щеке, чернющие ресницы, прячущиеся за модными очками, веснушки на лице признанной красотки (которых она почему-то стесняется, а ведь они — это самое красивое, что в ней есть), или вот тёплые-тёплые смеющиеся глаза рок-музыканта, который на своих представлениях выглядит суровым и неприступным. Всему миру показать нельзя, но как же это красиво, Боже. Как же люди хороши, когда они без масок. Как же я люблю их вот такими, настоящими, и как я благодарна за возможность и способность видеть их именно такими — искренними, светящимися.
Я помню свое самое-самое первое интервью, которое я не брала, а наоборот, давала лет 12 назад журналу PSYCHOLOGIES. Как я нервничала, переживала. А еще нужно было сделать несколько фотографий, и фотографировал меня Олег Зотов, который уже тогда был именитым фотографом. И мне так неловко было от того, что такой большой человек тратит на меня, смешную и маленькую, свое время. А он всё щелкал и щелкал фотоаппаратом, и я думала: ну что он там пытается уловить?! Нет же там ничего. Сейчас знаю: есть. В каждом. Присмотрись внимательно — и увидишь такую красоту, что просто закачаешься. Или это мне просто на людей везет? Другие попадаться перестали, только алмазы выискиваю? Не знаю. Но есть у меня такое подозрение, что алмаз можно раскопать в каждой душе, было бы желание.
Мое самое любимое интервью в цикле «Хорошие люди» — с девочкой Ксюшей, маленькой художницей. Она нарисовала в школе на уроке ИЗО зверька — Пушистика. И учительнице он не сильно понравился, она поставила Ксюше за работу тройку. Но нарисованный зверь был категорически не согласен с оценкой и не хотел сдаваться. Ксюша со своей мамой напечатали тираж открыток с Пушистиком и поучаствовали в благотворительной акции проекта ДоброПочта. Пушистики на открытках разлетелись по всему белому свету. И Ксюша познакомилась с новыми друзьями и очень радовалась тому, что её рисунок как будто ожил, обрел свою собственную интересную жизнь. А у меня есть блокнот с Пушистиком, я его бережно храню как напоминание о том, что мы и только мы решаем, кем нам быть. Неудачной троечной работой или явлением, которому найдется место по всему миру, которому везде будут рады.
Я часто встречаю людей, не уверенных в том, что они имеют право или способность быть яркими. И по долгу основной своей работы, и в процессе подготовки интервью. Я смотрю на них и вижу их яркость уже состоявшейся, вижу, какой потенциал заложен в них. Это Красота. В чистом виде, абсолютная, невероятно простая и в то же время кажущаяся волшебством. А они не всегда это видят сами. Предположу, что я и сама такая — в приступах осеннего или весеннего нытья я себе кажусь просто букашкой, и нужна дружеская поддержка, чтобы выдернуть меня из этого неприятного состояния. Спасибо моим друзьям, которые всегда готовы протянуть руку в нужный момент. А иногда руку протягивают не близкие друзья, а кто-то более далекий, с кем меньше общаешься, но кто чувствует тебя и понимает. Со мной бывало и такое, и это тоже уникальный опыт. Вот буквально на днях мне снова сделали этот подарок — выдали порцию абсолютного, нежного, спокойного принятия меня со всем моим творчеством, со всеми эмоциями, чувствами, сомнениями и страхами, — оптом. Целиком. Вот такую, как есть, не идеальную, — просто приняли, поддержали, согрели словом и отпустили с Богом в мир — творить и вытворять.
То же самое могу давать людям и я. Принятие и поддержку. Мне кажется, что это делаю вообще не я, а жизнь — просто мной. И я чувствую большую благодарность за такие моменты. И за те, когда согревают меня, и за те, когда я вижу, что могу согреть кого-то. Вовремя сказать: не сдавайся, ты всё сможешь, всё у тебя есть для успеха и счастья, просто будь собой. Это такие простые слова, они кажутся банальными, но как же так получается, что порой их безумно, до боли не хватает? А ведь они порой меняют нашу жизнь, полностью, в основе своей.
В сентябре мы с друзьями устроили себе маленькое тёплое приключение. Ездили на международный песенный конкурс, чтобы поддержать знакомого участника. Он победил, и эмоции просто захлестывали. Ну море счастья! Конечно же, приехав в Петербург, я столкнулась с разной реакцией на этот мой восторг. Вы удивитесь, но часто встречающаяся реакция на чужое счастье — это недоумение и попытка его быстренько погасить. Мол, что ты светишься тут, как медный таз? Осень! Уймись, хандрить пора. Неприлично так радоваться, когда народ в депрессии. «Чему ты так радуешься? — спросили меня. — Это же не твоя победа, не твой результат!». Я недоуменно хлопала глазами, как маленький ребенок, и вопрошала: «А почему я не могу порадоваться чужому результату? Разве это так плохо? Или это помешает кому-то?». В ответ раздраженное: «Лучше б занималась своими делами!». Так ведь я и занимаюсь своими делами — живу и радуюсь. За себя, за близких, за далеких, которые близки мне душевно. Это мой способ развлекаться. Кто-то вот на рыбалку ходит, кто-то водку пьет, кто-то в футбол играет в свободное от работы время. А я интересуюсь людьми, мне они нравятся, и писать о них занятные истории и интервью – мой способ получать удовольствие от жизни. Почему же не порадоваться успеху того, кто его заслужил? Чем это хуже, чем вытаскивать из воды рыбу или закидывать в ворота мяч? Почему за стопку водки люди не просят оправданий, а за восторг и радость я должна оправдываться? Что ж такое-то?
Пожалуй, не должна. Я пишу свои истории не для них. Не для тех, кто не понимает, зачем я ездила в Сочи. Не для тех, кому не интересно заглянуть за образ и увидеть ресницы, веснушки или смеющиеся глаза. Не для тех, кто не способен оценить красоту вот таких моментов. Но мне ужасно грустно, когда я сталкиваюсь с такой реакцией. Когда натыкаюсь вот на такую грубость, я понимаю, что нет, нельзя на весь мир показывать эти веснушки, эти ресницы, эту улыбку. Нельзя. Образ — он ведь защищает. Он оберегает вот от такой реакции людей. Образ — это щит. А веснушки, реснички, ямочка на щеке и смеющаяся улыбка — это не для всех, это оставить себе в памяти и греться. Но…
Думаю, рано или поздно надо написать книгу. О хороших людях и для хороших людей. Чтобы нашлось в ней место для всего вот этого. Реснички, ямочки, веснушки, улыбки, анекдоты, закулисье… Все то настоящее, неподдельное, яркое, красивое, что есть в нас, в людях. Во всех без исключения. Просто кто-то «открыл в себе Пушистика», а кто-то еще в пути. Дай им Бог дороги хорошей и фонарей на обочинах. Дай им жизнь, сил и радости. Радости быть собой. И пусть у каждого на пути обязательно встретится кто-то, кто вовремя протянет руку и скажет: «Ты имеешь право быть собой, ты всё сможешь, у тебя всё получится».
Анна Островская, 09-2017
Комментарии
Кира Каменецкая (не зарегистрирован)
ср, 10/11/2017 - 21:38
Permalink
Спасибо...
Анна, спасибо! Очень-очень большое спасибо! Можете быть уверены, в Вашем списке согретых стало на одного человека больше - благодаря этой статье (да и многим Вашим стихам тоже) я теперь в их числе:)
А такую книгу лично я прочла бы с огромным удовольствием! Потому искренне желаю, чтобы мечта эта однажды воплотилась в реальность! И Бог с ними, с теми, кто не способен понять. Их бы пожалеть, бедных... Столько всего они за своими "шорами" не видят, столько всего теряют...
Анна Островская (не зарегистрирован)
птн, 10/13/2017 - 22:56
Permalink
Благодарю, Кира!
Книгу очень хочется. Если не бумажную, то хотя бы электронную. Думаю, зимой начну этим потихонечку заниматься.
Елена Барткевич (не зарегистрирован)
птн, 10/13/2017 - 00:40
Permalink
Аня, спасибо тебе за статью и
Аня, спасибо тебе за статью и за такую любовть к людям, которая живёт в тебе, бурлит и выплёскивается, даже несмотря на то, что находятся желающие перекрыть этот "фонтан" и заставить тебя хандрить, потому как осенью это подобает делать больше)) Какое же счастье, что и другие люди встречаются в твоей жизни - умеющие заставить радоваться и сиять, как медный таз)
Сразила история про девочку, нарисоавшую пушистика и получившая за это тройку. А девочка и её мама не примирились с этим, и в результате рисунок девочки стал знаменитым. Ведь всё могло бы быть совсем иначе, и поселилось бы в душе ребёнка разочарование и неуверенность в себе... Я вспомнила, как в школе нам тоже однажды дали задание нарисовать любимую игрушку. Я нарисовала любимого, подаренного дедушкой, плюшевого ослика. И подумала, что раскрашивать рисунки мы будем на следующем занятии. А на следующее занятие надо было придти уже с раскрашенным рисунком. Нам начали ставить оценки по алфавиту. Я наскоро стала раскрашивать ослика гуашью, конечно же, не успела, когда до меня дошла очередь - и получила за него тройку. Мне было обидно до слёз. Я же просто не успела... Разве это значит. что я совсем не умею рисовать? Так что девочку эту с её пушистиком я очень хорошо сейчас понимаю!
Анечка, и обязательно напиши книгу о своём "закулисье" - ты совершенно права, это самое интересное! Сама жизнь, ничем не прикрашенная, ещё не превратившаяся в лубок на фотографиях. И очень хорошо, что ты всё записываешь, - подробности, впечатления - это самое ценное, это то, что и по истечении многих лет будет волновать так же, как и в тот день, когда ты их испытала...
Анна Островская (не зарегистрирован)
птн, 10/13/2017 - 23:01
Permalink
Лена, спасибо!
К глубокому сожалению, далеко не всё я записываю. У меня, например, нет записей о Дне рождения, на который мы недавно ездили с друзьями. Когда впечатление очень сильное, оно молчаливо. Оно не дает записывать себя. Может быть, по истечении времени, когда эмоции улягутся, можно будет что-то написать, но сейчас - ни строки нет. И так же о весеннем концерте. Точно такая же история со всеми наиболее яркими эмоциями в моей жизни. В прозу они не попадают. Но у меня еще остаются... стихи... Вот там всё. Настоящее, без масок, без отговорок. Наверное, если буду делать книгу, имеет смысл стихи тоже использовать.
Елена Барткевич (не зарегистрирован)
вс, 10/15/2017 - 00:16
Permalink
О книге
Анечка, ну и пусть впечатления улягутся, если им нужно улечься. Я тоже про некоторые встречи могу написать не раньше, чем через месяц-другой после того, как всё прошло. Но всё-таки самые основные детали страюсь набросать сразу, хоть кратко, хоть каракулями на черновике - потому что многое так быстро забывается, детали, мелочи, тускнеют, а ведь они так важны...
Конечно, если впечатления очень сильные - они не набудутся, а со временем вся лишняя шелуха, напротив. отпадёт. Про одно событие я смогла написать спустя лишь год, как раз потому, что воспоминания были слишком острыми... А если ты будешь использовать для своей будущей книги ещё и стихи - это будет просто замечательно! Стихи у тебя поразительные!
А.Г. (не зарегистрирован)
вт, 10/24/2017 - 14:09
Permalink
Замучаешся у каждого спрашивать разрешения
Не каждый артист хочет , чтобы его видели настоящим, образ защищает личную жизнь человека от вмешательства. Слишком открытые люди сталкиваются со слишком большим вмешательством. Сто раз необходимо думать , надо ли писать такую книгу. Читателям она будет конечно интересна , но нужна ли самим артистам ? Закрытость защищает , черные очки ставят забор между зрителями и артистом , не дают влезть в личную жизнь. Всегда думай об артисте , с которым хочешь сотрудничать ,а не об абстрактных читателях. Зрители ( читатели ) сегодня думают одно , завтра другое, они меняются , приходят и уходят, снова приходят, а с творческими людьми тебе работать , жить, сотрудничать, дружить. Ориентируйся на них.
С.Е. (не зарегистрирован)
ср, 10/25/2017 - 23:45
Permalink
Дорогая Анечка!Спасибо за
Дорогая Анечка!Спасибо за статью. Вы бесподобно пишите,свободно и легко излагаете свои мысли,которые,кстати близки мне.Успехов Вам в творчестве и большого -пребольшого счастья.
Добавить комментарий