Оксана Чиркова. Произведения искусства в детской

«Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу!»

П.И. Чайковский

Малыш ещё не родился и смотрит на мир изнутри: "Мамочка, подари мне свой мир! Что ты любишь? Что видишь? Что слышишь?" Это первое и инстинктивное, но очень важное узнавание жизни ребёнком — глазами мамы.

Почему это важно? Потому что первые и, пожалуй, самые важные впечатления и критерии мы впитываем не логикой и головой, но чувствами, пропускаем их через сердце, через свое естество. Именно эти эмоциональные, еще глубже чувствительные моменты жизни и остаются с нами как самые важные, самые надежные воспоминания!

Что вы любите? Чем дорожите? Чем питается душа вашего ребенка? Что видит, когда просыпается? С чем засыпает? Эти и многие вопросы имеют особенный приоритет, ведь именно в них скрывается счастье!

Что хранит наша память из детства?

Прикосновение маминых рук, особенный голос, которым впервые позвали нас по имени, неожиданные истории, окрашенные нашими неповторимыми впечатлениями, наброски неудовольствий, обид, радости, нежности, мелодии и песни, которые звучали вокруг, родная, та самая, игрушка, с которой можно было разделить буквально все, сказки и переживания за любимых героев, чувство, что ты чей-то малыш, самый лучший и самый любимый; снег, санки, солнце, море, подарки, сладости, лужи, землю под ногами и невероятное чувство удивления перед огромным и волшебным миром! Каждый может продолжить свой список... Порадуйте себя, вернитесь пусть ненадолго, но в самые лучшие моменты сопричастности сокровенному смыслу жизни.

И сегодня мы поговорим о силе красоты, заключенной в той самой "картине", которая висела над кроватью, столом, в библиотеке, в особенном месте дома. Но именно её образ мы проносим через всю жизнь.

Картину, которую ребенок видит осознанно или неосознанно, закладывает в нем код на всю оставшуюся жизнь. Когда ребенок приобщается к красивому, он выступает и в роли творца, и в роли зрителя. Малыш смотрит уже на мир другими глазами, видит и бережет его красоту.

Многие дети интуитивно воспринимают искусство. И ребенок, и художник смотрят на мир одинаково — словно бы открывая его в первый раз. Им не нужно многое объяснять. Картины воспринимаются не умом. Вопросы — тоже важный этап познания, но намного важнее — внутренняя тишина и сопричастность увиденному. А кто-то способен и услышать картину, словно образы оживают в сопровождении звуков и мелодий.

Какие картины выбирать для детской комнаты? Не детские! Но обязательно сильные по внутреннему содержанию!

Именно среди множества детских игрушек, образов, поделок должно быть особенное место! И именно здесь находится сокровищница — та самая картина. А может и не одна. Это словно прыгать, бегать, кувыркаться, стоять на голове, и вдруг — это невероятное присутствие и .... — тишина, успокоение, созерцание силы красоты!

Искусство говорит образным языком, а всматриваясь в знакомые образы, ребенок вступает в диалог с произведением, воспринимая эмоциональное состояние и его характер. Оно как воздух необходимо для нормального развития детей, а особенно оно необходимо детям с какими-либо нарушениями развития. Ведь уже давно известно, что творчество имеет способность исцелять, а так же изменять последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неспроста все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Для детей время течет медленнее, а все что происходит в их жизни, является чрезвычайно важным. Для правильно развития ребенка надо, что бы внешние проявления его интеллекта и психики, то есть мысли, эмоции и т.д. были направлены в «мирное русло». Говоря иначе, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать эти самые переживания в каком-либо творчестве.

Человек, лишенный в детстве творчества, нередко испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому, приобщение детей к искусству начинать нужно с самого раннего детства — с особенного!

Несколько зарисовок для детской

«Скажи, кто твой герой, и я скажу тебе, кем ты станешь через 20 лет!»

Картина «Богатыри» — одно из самых известных произведений выдающегося русского художника Виктора Васнецова (1848-1926).

Трепетно-бережливо относился к «Богатырям» сам художник, понимая, что они самая высокая вершина в его творчестве. Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Три всадника в древнерусском снаряжении на борзых конях. Эта застава богатырская, грозная, мимо неё даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной. Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри. Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском вороном коне, приложил десницу к челу и всматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца. Богатырь, что справа на белом, словно вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать из ножен тяжёлый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо.

Третий всадник кажется спокойным и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — любимые русские богатыри.

«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина (1832-1998) и Константина Савицкого (1844-1905).

Перед нами — не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Проснулись обитатели чащи — три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нём — всё это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

«Радуга» — картина Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910)

Широкая степь с извилистой, бегущей вдаль дорогой. Изумрудное разнотравье равнины только что осветилось первыми лучами солнца, которые смогли пробиться сквозь грозовые тучи.

Глядя на картину, кажется, что чувствуешь эту свежесть, оставшуюся после проливного дождя. И вот тёмное небо расступилось и явило миру прекрасную разноцветную радугу, которая в виде прекрасного воздушного мостика соединяет одну часть неба с другой. Хочется любоваться красотой природы постоянно. Радуга на картине также может выступать и символом победы добра над злом. Небо занимает большую часть картины. Возможно, таким образом автор побуждает нас задуматься о таинственности мироздания и секретах Вселенной. Удивительное сочетание тёплых и холодных цветов на холсте даёт ощущение спокойствия и умиротворения.

Продолжите примеры сами. У каждого из нас, если позволить себе остановиться и побродить по просторам памяти, найдутся дорогие сердцу образы и воспоминания.

Комментарии

Спасибо вам большое за статью!

В доме моей бабушки висели копии картин Шишкина. Не просто так. Во-первых, бабушка жила именно в тех местах, где эти картины были написаны художником. А во-вторых, в посёлке жил замечательный человек, миллиционер по профессии, но художник в душе. И вот он и рисовал эти картины. Холсты были не слишком хорошие, потом пришлось повозиться с восстановлением. Но точность копий просто поражала. Мне очень нравилось смотреть на эти работы.

А дома, в Петербурге, меня окружали работы отца. И сейчас у меня дома висит одна из его картин, которая когда-то висела и над детской кроваткой. Георгий Победоносец занёс копьё над Драконом. Красивая работа, но мне всегда было жутко жаль дракона. Мне всё время казалось, что можно было по-другому как-то с ним — договориться :) 

Анна, спасибо! Рада, что есть созвучие и отклик. И спасибо, что поделились своими воспоминаниями! Словно породнили всех нас со своей бабушкой, отцом, милиционером.... Это дорогого стоит. 

А с драконом можно договориться))). В более ранних фресках (например, фреска на храме в Старой Ладоге) дракона на цепочке ведет за собой Дева в белом, а Георгий спокоен и преисполнен величия. 

Спасибо за поднятую тему. Очень интересно было взглянуть с такой точки зрения на те картины, что было постоянно перед глазами в детстве дома и у бабушек-дедушек.. Не знаю, случайность ли это или нет, но вся жизнь окрашена тонами и образами этих картин. Неслучайность может быть вполне обоснованной - не "мистическим" образом, а простой логикой - если мои родные выбирали эти картины, это соответствует их душевному строю, который однозначно передается детям. Есть о чем подумать:) Что любишь и чем себя окружаешь, на что смотрят твои близкие...

У меня не было "детской комнаты" в детстве, мы выросли вместе с сестрой в одной комнате коммунальной квартиры, и картин там никаких не висело. Но зато стены комнаты были не оклеены обоями, а помню, что оштукатурены и покрашены, и на них рисунок - тонкие линии, составлявшие такие своеобразные квадраты, и вдоль этих линий - цветы, может быть, цветы яблони. И я даже помню один момент, как нам их разрисовывали, и стояла на стуле художница с красками, а я почему-то плакала, и она спрашивает у меня: "Почему ты плачешь? Вот смотри - ты плачешь - лепесточек оторвался и полетел..." Картины были в доме у бабушки. Всего две, и каких-то неизвестных мне художников, наверное, местных. На одной - осенний лес с лежащим в кустах оленем - очень яркая, красивая, сочная. А на другой - вечернее море с закатом. Золотой такой закат, и рыбацкая лодка. Вторая картина так и висит сейчас теперь уже в нашем доме.

Большое спасибо за эту историю из вашего детства, Оксана! Действительно, впечатления, которые мы получили в самом раннем детстве - остаются потом с нами на всю жизнь!

В нашем с сестрёнкой детстве в комнате родителей висела репродукция картины Крамского "Неизвестная". Когда к нам приходили в гости подруги, то обязательно кто-нибудь спрашивал:"Это ваша мама?" Эта картина жива до сих пор, правда она переехала на дачу, хотя уже и дачный домик перестроили...

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.