Ольга Журавлёва. Остров Родос

Родос — это изумруд, всплывший из морских глубин.

Здесь ещё слышится песнь древней Эллады и тяжёлое бряцание рыцарских доспехов, молитвы муллы и колокольный перезвон церквей. Страницы истории острова пестрят датами и событиями. Союзы и их распады. Сегодня — друг, а завтра — враг. Он принадлежал Римскому государству, Византии, Османской империи и Ордену рыцарей Святого Ионна. С Родосом хотели дружить или владеть, его творили и безжалостно грабили. Он погибал в землетрясениях и расцветал в руках мастеров. Родос участвовал в заморских походах и отражал осады врагов. Им правили античные народы, позже персы, венецианцы, генуэзцы, крестоносцы, турки. Про Родос можно написать отдельную книгу, а то и многотомник о неспокойной истории человечества.

Но сначала Родосом правили боги. Родос — имя прекрасной девы. Одна из легенд гласит, что Родос (или Рода) была дочерью бога морей Посейдона и красавицы Афродиты. Когда боги делили земли между собой, бог солнца Гелиос отсутствовал, усердно выполняя свои обязанности, путешествовал вокруг Земли. И Зевс забыл про него, а спохватившись, захотел заново начать раздел. Но в этом миг Гелиос увидел прекрасный большой остров, только что показавшийся из морских глубин. И о чудо! Остров был обитаем. Прекрасная нимфа Родос ответила взаимностью солнечному Гелию. Вот она, только что вышла из моря и сушит волосы в тёплых лучах любви Гелия. «Ро-о-ода-а-а!!!»

Зевс благоволил к Родосу и осыпал золотым дождём. Древний город познал головокружительный подъём в III-II веках до н.э. При археологических раскопках кроме стадиона, театра и храмов на Акрополе, были найдены фундаменты зданий, улицы, подземные канализационные и водопроводные сети, части древних укреплений. В это время процветали искусство и наука: живопись, ваяние, поэзия, философия, риторика, астрономия, физика, география, математика.

Школа ваяния Родоса являлась самой значительной в Греции и на Востоке.

Местные скульпторы вместо мрамора при сотворении своих работ использовали туф, который затем покрывали раствором. Творениями античных родосских мастеров гордятся лучшие музеи мира: «Лаокоон» (музей Ватикана), «Ника Самофракийская» (музей Лувра, Париж).

Когда ходишь по узким улочкам главного города среди развалин античных храмов, над которыми нависли высоченные неприступные стены, сделанные рыцарями, а за углом вдруг неожиданно взгляд упирается в стройную башню мечети по соседству с византийской старенькой церковью, понимаешь, что цивилизации, расцветшие здесь, сменялись одна за другой, обогащая остров своими ценностями.

Нигде ещё я не встречала такое богатое сочетание артефактов двух противоположных эпох. Приняв повсеместно христианство, люди покинули храмы античных богов и построили новые.

В местечке Филеримос находится археологическая зона. На древнем храме Афины (III в. до н.э.) построен византийский храм (V в. н.э.) Видимо, это место было священным, манило святым духом. В XVI в. рыцари-крестоносцы (позже Мальтийского ордена) построили новую церковь и монастырь. То, что мы видим сейчас, было выстроено итальянцами намного позже.

На острове вам везде бросится в глаза полуобнаженная атлетическая фигура Родосского КОЛОССа — одного из Чудес античного мира. Фигура изображает бога солнца Гелиоса.

Скульптуру в VI веке до н. э. сделал местный мастер Харес. Так как не сохранилось ни единой части статуи, только по описанию древних путешественников можно представить его размеры и как Колосс выглядел. Высота гиганта примерно 32 м. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был каркас из камня и железа, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. В руке Колосс, возможно, держал факел — маяк. Но сразу вопрос — что горело в факеле? Дрова? Как их поднимали наверх?

Согласно одному предположению, статуя стояла на мраморных постаментах у входа в порт, где сейчас расположены колонны с оленями. И сооружали её частями, насыпая земляной холм, который потом убрали.

Жизнь Колосса была короткой. Во время сильного землетрясения он упал в море. Жители узрели в этом плохое предзнаменование и не стали восстанавливать любимца. По преданию, через 800 лет новые хозяева, арабы Моравии, завоевавшие Родос, продали части статуи. Покупателю понадобилось 900 верблюдов, чтобы перевести металл. Вот такая история.

Но странно, что археологи до сих пор не нашли ни кусочка бронзы. Был ли, не был ли? Образ Колосса — негласная эмблема острова и так полюбился островитянам, что его именем названы рестораны, кафе, гостиницы.

Узкая улочка убегала вверх к древнему храму. Туда можно было подняться на осликах, но моя любовь к животным отгоняла эту идею… Жалко их было. Хотя местные уже привыкли. Храм на Акрополе звал… Не пошла, слишком полна была другим… ещё не время… В следующий раз.

Друзья, если вы думаете, что я рассказала вам всё или почти всё о Родосе, то должна вас разочаровать. Я только прикоснулась к этому удивительному уголку Земли. Улетая, я не простилась с Родосом, с прекрасной девой Родой, ведь впереди будет встреча на Акрополе.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.