Анна Островская. Арт-терапия

Мы живём сейчас (и всегда) в быстро меняющемся, динамичном мире, полном задач, целей, проблем, радостей, возможностей. В ситуации неопределенности и постоянной тревоги есть давно известные способы помочь себе обрести баланс. Ипполит Терентьев в романе Достоевского «Идиот» спрашивает: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»?» Да, правда, но не обязательно красота, а вообще ТВОРЧЕСТВО. Оно не всегда красиво — главное, чтобы было искренним, и тогда оно действительно спасает, помогает, лечит.

Уже много лет я занимаюсь арт-терапией. Теперь уже и веду обучающие мастер-классы и интервизии (встречи для коллег). Могу совершенно точно утверждать: это направление психологии и творчества успешно помогает множеству людей в самых разных ситуациях. И не только при стрессе, депрессиях, сниженном настроении, но и, например, при сложностях в развитии детей, при эмоциональной неустойчивости взрослых, при утрате смыслов у пожилых людей. Арт-терапию также относят к одному из рекомендуемых направлений при работе с чувством одиночества, межличностными конфликтами, проблемами в семейных отношениях. Справляется этот метод (в сочетании с другими) также и с повышенной тревожностью, страхами, фобиями, низкой самооценкой.

Как вы, наверное, уже поняли, слово «арт-терапи́я» в своём корне имеет английское art — «искусство». В узком смысле можно сказать так: это направление в психотерапии и психологическом консультировании, основанное на применении творчества, искусства для терапии и коррекции. Если ещё уже, в бытовом смысле арт-терапией обычно называют терапию именно изобразительным творчеством. На самом же деле это изотерапия — лишь одно из направлений арт-терапии в целом. Если вам интересно это направление, почитайте замечательные книги Александра Ивановича Копытина. Вообще, именно с них можно начать погружаться в мир арт-терапии, а уж потом окажется, что прочитать и узнать нужно столько всего...
А направлений арт-терапии ещё много, не только рисуночное. Вот наиболее популярные из них.

Музыкотерапия — воздействие музыки на наше настроение и поведение невозможно переоценить, оно огромно. Психологи, врачи, учёные давно изучают музыку как самое настоящее лекарство. Владимир Михайлович Элькин, знаменитый петербургский музыкотерапевт, написал об этом направлении очень хорошие книги. Если вам интересно, почитайте.

Драматерапия — терапия с помощью театрального искусства, точнее — разыгрывания сюжетов; отдельно внутри этого направления хорошо себя чувствует и активно развивается направление плэйбек-театров. В Петербурге есть такие театры, на их представления можно попасть. Это не только интересно, но и целительно.

Магии никакой нет, просто вдумываясь в сюжеты, переживая их вместе с актерами, мы что-то понимаем и про себя, корректируем какие-то свои чувства и мысли.

Танцевальная терапия — одно из направлений на стыке арт-терапии и телесной психотерапии. Этот метод прекрасно работает с зажимами в теле, а значит, с психосоматическими заболеваниями (теми, что в народе именуются «болезни от нервов»).

Куклотерапия, очень любимая и часто применяемая психотерапевтами юнгианского направления. Создавая куклу своими руками, мы, конечно же, вкладываем в процесс всего себя. Что-то мягко правим в себе, в своём внутреннем мире. А если кукла потом ещё и поучаствует в драматерапии и сыграет какой-то важный сюжет, глубокие изменения в жизни происходят как по волшебству. Между тем, магия объясняется очень просто. Любой результат творчества — это проекция нас, наше отражение во внешний мир. Работая с куклой, с внешним объектом, мы вносим корректировки в своё внутреннее самоощущение, в отношения с миром.

Песочная терапия — очень эффективная и широко применяемая методика. Используется психологами, психотерапевтами, психиатрами самых разных модальностей. Конечно, наиболее широко известно применение песка в работе юнгианских терапевтов, но психоаналитики любят его не меньше. Олег Альбертович Старостин сейчас активно развивает в Петербурге и других городах свою собственную авторскую методику, связанную с необычной по форме песочницей. Работа с песком увлекает и детей, и взрослых. Фигурки, использующиеся в песочной терапии (кстати, не всегда, но чаще всего) подобраны определённым образом, в каждой из них архетипический смысл. Зачастую процесс работы с песочницей психотерапевт даже не комментирует, а клиенту становится легче, просто от взаимодействия с материалом. Песок даже просто как тактильное ощущение оказывает благотворное действие на человека, а уж в сочетании с психотерапевтической работой даёт колоссальные результаты.

Скульптуротерапия — работа чаще всего с пластилином, глиной, пластикой.

Фототерапия активно развивается вместе с усовершенствованием фототехники.

Игровая терапия активно применяется не только с детишками, но и отлично работает в корпоративном командообразовании, в тренингах для подростков и семей. В игровом пространстве человек может увидеть стереотипы своего поведения и реакцию людей на них. Там же, в безопасном пространстве игры, можно примерить на себя другие способы реагирования, другое поведение, новые роли, и посмотреть, что изменится. Постепенно человек может начать переносить приобретенные в игре навыки во внешний мир, он может по-другому вести себя, ставить себе новые цели и видеть новые возможности.

Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

Сказкотерапия — это вообще целый отдельный мир, погрузившись в который однажды, вы уже не сможете по-старому смотреть на жизнь. В Петербурге живёт знаменитый сказочник Балу — Андрей Владимирович Гнездилов. Раньше он принимал у себя в старинной квартире гостей, беседовал по душам и рассказывал сказки. Сейчас доступны его замечательные книги. Вообще сказкотерапия — это отдельная огромная тема, внутри неё множество направлений. Юнгианское, конечно, очень глубокое, а я ещё очень люблю сама, как клиент, поучаствовать в процессуальной сказкотерапии. Поиграть в сказку, побыть внутри, чтобы выйти из процесса обновлённой.

В арт-терапии много и успешно применяются готовые изображения. Обсуждая произведения искусства, работая с репродукциями картин, мы можем очень глубоко поработать с множеством проблем. Подойдут и открытки, есть даже специальные открытки для арт-терапевтической работы, а также метафорические карты. Обсуждая с психотерапевтом и с группой изображённые на них сюжеты, мы будто путешествуем по дорогам своего внутреннего мира, открываем что-то новое в себе, в своей жизни.

На своих занятиях я использую в основном методы изотерапии, но не только. Очень люблю и открытки, и работу с репродукциями картин, и игровые тренинги, использую методы драматерапии и, конечно же, иногда подключаю и фототерапию. Сказкотерапия — отдельная моя любовь, не только в работе, вообще. По образованию я психолог психоаналитической ориентации, поэтому и подход к арт-терапии у меня психоаналитический. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация — это зрелый защитный механизм человеческой психики, при котором социально неприемлемые импульсы или идеализации преобразуются в социально приемлемые действия или поведение. При этом первоначальный импульс или эмоция может полностью преобразоваться. Например, благодаря сублимации безответная любовь или черное отчаяние преобразуется в прекрасный кинофильм или картину, а агрессия — в страстную скульптуру или музыкальное произведение. Человеку становится легче, он может идти дальше, в глубине души избавившись от того, что его мучило, отпустив прошлое, переоценив его.

Главное отличие психоаналитической арт-терапии от просто творчества заключается как раз в том, что психолог (или психотерапевт) анализирует процесс творчества, эмоции и чувства человека, возникающие в этом процессе. Микродвижения, случайно брошенные слова, улыбка или ухмылка — всё рассказывает нам свою историю, всё мы используем для процесса помощи клиенту. Результат творчества мы также можем анализировать, обязательно вместе с автором, ведь только автор точно знает, про что это.

В этом заключается также главное и очень важное отличие арт-терапии от рисуночной диагностики. При диагностике по рисунку специалист может делать какие-то выводы об авторе рисунка, предположения о его психическом состоянии и проблемах. В психоаналитической арт-терапии мы анализируем рисунок (или любой другой результат творчества) только вместе с человеком и главным смысловым слоем для нас является индивидуальный.

Рисунок (и любой другой результат нашего творчества) состоит из множества смысловых слоёв, как торт или слоеный пирог. Мы отражаемся в своём творчестве. будто в волшебном зеркале. Проецируем в свою работу свои чувства и мысли, эмоции и фобии, желания и ограничения. Мы рисуем не только своё сегодняшнее настроение, но и свои привычки и болячки, мысли и страхи, мечты и возможности. Всё это зависит от нашей личной истории, от каждодневной жизни, от детства и характера, от темперамента и места проживания, но также и от актуальных событий: что с нами произошло вот именно сегодня, перед тем, как мы сели рисовать.

Попадает в наш «пирог» и слой семейных смыслов. Стереотипы и традиции, секреты и ограничения, принятые в нашей семье. Нарисуем мы и наши национальные черты, и особенности нашего города. Нарисуем наше время, эпоху и особенности нашей страны. Нарисуем общемировые проблемы и задачи. Нарисуем и общечеловеческие смыслы, экзистенциальные данности. Нарисуем и нечто такое общее, непознаваемое, чему даже не сможем подобрать подходящее слово. Но у каждого человека свой набор вот этих слоёв, и работать мы будем в первую очередь с индивидуальным слоем, ведь он у каждого человека уникален. Обязательно при этом будем вспоминать и про все другие смысловые наполнения, которые есть не только в каждом рисунке, но и в глубине души у каждого из нас. Содержание нашего внутреннего «Я» каждый раз отражается во всем, что мы делаем. Кстати, не только в творчестве, но и вообще в нашей жизни. Хотя, собственно, а что такое жизнь? Это и есть творчество, во всех сферах. Главная цель арт-терапии как метода состоит в том, чтобы гармонизировать психическое состояние через развитие способности самовыражения и самопознания.

С помощью искусства, творчества можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции, а чем глубже мы узнаём себя, тем в большей степени мы можем влиять осознанно на перемены к лучшему в нашей жизни. У нас появляются новые возможности, новые ресурсы, о которых прежде мы даже не догадывались, потому что не рассматривали, не видели их.

Сам термин «арт-терапия» ввёл в употребление художник Адриан Хилл ещё в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. У метода длинная и непростая история. Например, арт-терапия применялась в США в работе с детьми, вывезенными из нацистских лагерей во время Второй мировой войны. Поначалу арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. Юнг, кстати, считал, что продукт творчества, как цветок, лишь произрастает из психики автора будто из почвы, но является уже самостоятельным смысловым целым, и объяснить его только через личность автора возможным не представляется. В 1969 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. На данный момент арт-терапия развивается по всему миру, в том числе очень активно и в России. Для меня большое удовольствие и честь участвовать в этом процессе развития. Это очень интересно, и я очень верю в большое будущее методов арт-терапии.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.