Анна Карандашева. Реставрации Медного Всадника

Год за годом он гарцует над Невой — «Медный всадник», на изготовление которого некогда пошло почти полторы тысячи пудов бронзы. Наш мир полон парадоксов. Скульптура, ставшая одним из главных символов Санкт-Петербурга, тому подтверждение. Если следовать исторической правде, памятник первому русскому императору следовало бы прозвать не «медным всадником», а «всадником без головы». Но обо всём по порядку!

В 2022 году завершилась третья в истории города реставрация «Медного всадника». На этот раз специалисты сконцентрировали своё внимание не на фигуре императора, а на постаменте — на Гром-камне. Ещё недавно внимательный глаз мог различить трещины на его поверхности. «Не трещины, а стыки!» — поправят меня знатоки.

Многим известна легенда об огромной гранитной глыбе, которой предназначено было стать пьедесталом бессмертному творению Мориса Фальконе. Однако на необработанном Гром-камне бронзовая фигура Петра «потерялась» бы. Именно поэтому смелый скульптор отделил от первоначального куска скалы 4 части, которые и сформировали волну, что теперь возносит самодержца над Сенатской площадью.

Реставрация Гром-камня предполагала не только устранение внешних дефектов и оценку прочности объекта. Учёные узнали в процессе много нового. Исследования велись совместно с Санкт-Петербургским горным университетом. Оказалось, что Гром-камень является одним из североевропейских гранитов. В его структуре обнаружены многочисленные вкрапления сапфиров. Отыскать родину Гром-камня пока не удалось. Вероятно, гранит был принесён ледником. Ни в Ленинградской области, ни в Карелии камней идентичного химического состава нет.

Открытия, совершённые реставраторами, коснулись не только геологической стороны вопроса. Третья точка опоры всё-таки обнаружена!

Споры о том, как «Медный всадник» держится «в седле», велись давно. Было известно, что Фальконе с невероятной точностью рассчитал толщину разных частей своего творения. Передняя стенка скульптуры тонюсенькая — сантиметр от силы, задняя — толстая и тяжёлая. Это делает памятник устойчивым. От копыт коня в толщу гранита уходят два анкера — два длинных и прочных металлических стержня. Но где же третья точка опоры? Конский хвост с землёй не соприкасается. Неужели памятник веками балансирует только на задних копытах?

Нет! Третья точка опоры существует. Третий анкер установлен под углом. Он располагается со стороны хвоста змеи таким образом, что масса верхней части Гром-камня и самого памятника используется, чтобы укрепить скульптуру, и не даёт ей упасть вперёд.

Во время реставрации 2021-22 годов люк в крупе коня не вскрывали. Да-да! Внутрь Петра I и его лошадки вполне можно забраться. В 1976 году, когда учёных обеспокоило состояние металлической фигуры, трещины на ней и изменение цвета поверхности, люк был открыт. Из недр «Медного всадника» выкачали полтора ведра воды и достали записку с отчётом о реставрационных работах, проведённых в 1909 году. В начале ХХ века Пётр начал стремительно зеленеть. Памятник открыли и извлекли более 100 вёдер воды. Целая цистерна! Как она туда попала?

«Медный Всадник» отливался в два захода. Задача, которую поставил Фальконе, была по тем временам невероятно сложной. Ни один иностранный профессионал не готов был взяться за такую работу. Наконец нашёлся смельчак — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Во время первой отливки случился пожар. Труба, по которой текла раскалённая бронза, треснула. Французский скульптор в ужасе бежал из мастерской, русский же мастер не растерялся, залатал трубу подручными средствами и тем самым спас статую. Хайлов рисковал жизнью, сильно обжёг руки и едва не лишился зрения, однако верхняя часть памятника всё-таки была испорчены. Множество дефектов обезобразили лицо государя и голову лошади. Пришлось их отрубить. Так «Медный всадник» целых три года, пока мастера готовились ко второму этапу отливки, был всадником без головы, даже без двух голов.

Памятник пришлось «достраивать», что не могло не повлиять на его внутреннюю структуру. Горячая бронза взаимодействовала с холодной и с каркасом другого металла. Именно из-за этого трещины и появились, да такие, что за 100 с небольшим лет памятник наполнился водой. В начале ХХ века большинство дефектов были аккуратно зачеканены. В 1976 году реставраторы нашли и убрали оставшиеся.

Внимательному изучению подверглась патина. В ясный день можно легко заметить: Пётр слегка идёт пятнами. Что это и насколько опасно? Реставраторы Музея городской скульптуры, экспонатом которого является памятник, ответили на вопрос совместно с реставраторами Эрмитажа. По сути, Александр Сергеевич Пушкин не так уж сильно погрешил против истины, прозвав бронзового самодержца медным. Бронза — это сплав меди с другими металлами (чаще всего с оловом). Разные части сплава, выходя на поверхность фигуры, вступают в реакцию с окружающей средой немного по-разному. Отсюда и пятна. Патина была признана «здоровой» и оставлена без изменений.

Реставрация — интереснейший процесс. Он очень далёк от банального «сделайте всё чистенько и красивенько». Во время реставрационных работ применяются новейшие технологии и совершаются научные открытия. «Медный всадник» — прекрасный тому пример.

PS: от всей души благодарю за предоставление интереснейших материалов Государственный музей городской скульптуры и конкретно Наталью Яблонскую, Александра Спиридонова и Екатерину Карпову. Кроме того, при подготовке материала использованы факты, взятые из статьи «Памятник Медный всадник», опубликованной на ресурсе СПбГид.рф (www.spb-guide.ru). Фото выполнено фотографом KOTO и получило награду на конкурсе, организованном Музеем городской скульптуры осенью 2022 года.

Комментарии

Какая интересная статья! Спасибо! Получила удовольствие от прочтения!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.