Любовь Степанова. Велопоход по Онеге-2012. Часть 3

Мы почти добрались до середины нашего маршрута, условного «экватора» — Бесова носа — и заночевали в ближайшей деревне Каршево, попросившись разбить палатку во дворе. Наутро мы решали, ехать или нет на Бесов нос. Своим ходом добираться не хотелось, потому что накануне мы уже хорошо заплутали по лесу. Наш хозяин, Василий, предлагал отвезти нас на лодке. Мы призадумались, потому что это был переломный момент нашего похода: впервые приходилось серьёзно перекраивать маршрут. В изначальном плане было добраться до Бесова и отдохнуть один день на берегу Онеги, устроить «днёвку». Далее мы планировали пройти пешком около пятнадцати километров по лесной дороге вдоль берега до прибрежного поселка Шальский (напомню, что изначально нитка маршрута повторяла план велопохода восьмидесятых годов). Как вы понимаете, этот план провалился с треском, так как плутать по лесу ещё один день, когда на пятки наступают медведи, не хотелось. Мы посчитали наши финансы и решили, что можем позволить себе съездить на Бесов нос на лодке.

Оставив все вещи в доме, мы отправились к реке. Василий спустил катер на воду, мы удобно устроились, мотор заревел, и мы мягко и быстро понеслись по коричневой глади реки. Не зря она носит название Чёрная. На вид вода действительно очень тёмная. Хотя у исследователей топонимов есть гипотеза, что названия водных объектов, которые несут понятия «чёрный» и «белый», связаны с частями света. «Белое» относится к северу, «чёрное» — к югу или южному направлению.

Минут двадцать мы любовались красивыми видами проплывающих мимо поросших соснами берегов и открывающихся заболоченных пустырей, пока не вышли в Онегу. На озере был небольшой ветер и волна. Мы обогнули один мыс, и вдалеке показался другой, поросший соснами, в кронах которых угадывался маяк. Каменная оконечность мыса была полога и далеко выступала в озеро. У камней были пришвартованы несколько небольших катеров, а по камням ходили люди.

Выходим. Я прохожу буквально двадцать метров, смотрю под ноги и начинаю различать нанесенные изображения, которые с каждой секундой угадываются всё отчетливее... Я сажусь на корточки и трогаю щербатую выветренную породу камня. Как было бы здорово остаться там на денёк, не спеша всё обойти или даже прийти на скалы ночью! Я с завистью смотрю на лагерь туристов на берегу, который виден метрах в пятистах. Растянут тент, стоит внедорожник. Тот самый, который уехал от Василия накануне.

Мы прошли к маяку, прогулялись в окрестностях, потом опять вернулись к петроглифам. Я с любопытством смотрела на людей вокруг. Это были такие же туристы, путешественники, как и мы с Глебом. Я стала прислушиваться и поняла, что все они были иностранцами. Французы и американцы, ни одного человека, говорящего по-русски. Стало немного обидно. Мы пробыли на Бесовом носу около получаса. Нужно было торопиться, так как впереди нас ждал полноценный ходовой день.

Вернувшись в деревню, мы открыли карту и стали вновь планировать маршрут. Я предложила заехать в старинный городок Пудож, который находился немного в стороне и куда мы изначально не планировали заезжать. Так и решили: Пудож, а дальше ехать на Повенец и Медвежьегорск.

В Пудоже оказался замечательный краеведческий музей. И замечателен он не только своей коллекцией, но и сотрудниками. По нашей просьбе нам провели интереснейшую экскурсию, хотя мы были единственными посетителями музея! Очень запомнился огромный патефон, который был в рабочем состоянии. Экскурсовод завела его, и звуки музыки хорошо дополнили интерьерную композицию начала двадцатого века, создав нужную атмосферу.

После Пудожа начался большой ходовой отрезок пути, на котором не предвиделось серьезных остановок и экскурсий. Мы останавливались только для того, чтобы посмотреть деревянные церкви. Рельеф стал ещё более складчатый: подъёмы и спуски чередовали друг друга и довольно сильно выматывали. Кроме того, качество асфальта было очень плохое. Это были не просто выбоины, а огромные ямы, чтобы объехать которые, приходилось вилять и следить, как бы не угодить туда колесом. Ехали медленно. Нас иногда обгоняли автомобили, которые двигались не намного быстрее, чем наши велосипеды. Мы с завистью смотрели на проплывающие мимо, как огромные лайнеры, междугородние автобусы. Они плавно и мягко преодолевали все ямы, грузно проседая на мощных рессорах, скользили вверх и скрывались за бровкой горы. Мы же сбрасывали цепь на самую маленькую переднюю звездочку, набирались терпения, крутили педали и с жадностью всматривались в горизонт. Когда придорожные столбы и деревья начинают вырастать из-за кромки, значит, вершина близко.

В тот день мы так устали, что не стали искать место для ночевки у водоема, а остановились на огромной вырубке. Место было голое и непривычное. Спрятались за кустами, но позднее северное солнце на безупречном голубом небе светило допоздна, за полночь, и казалось, мы были у всех на виду. Ближайший поселок Авдеево был в нескольких километрах и, конечно же, встречи с людьми не предвиделось. В тот день был единственный раз, когда нам пригодилась горелка: вырубка была чисто убрана, дров было не найти. Впрочем, мы и не особо пытались.

Следующий, восьмой день нашего похода, был похож на предыдущий. Опять рельеф, отсутствие людей, сосновые леса — красота. Восьмая ночевка была неподалеку от деревни Чёлмужи, на высоком берегу реки Немина. Настолько высоком, что даже спуска к воде не было. Купаться ходили к более пологому месту. Там же, недалеко от нашего лагеря, на самом высоком пригорке, мы обнаружили заросший окоп. Как нам позже объяснили, в том районе было много партизанских отрядов.

Следующий рывок (девятый ходовой день) был до города Повенец. В Повенце находится еще один шлюз — выход Беломорско-Балтийского канала из Онеги. Мы туда приехали под вечер, ничего толком посмотреть не успели. Нас больше заботило, где мы будем ночевать. По карте присмотрели укромный мыс на берегу Онеги, на котором был обозначен пионерский лагерь. Место оказалось красивым! Сосны, песок, гладь озера... Мы проехали несколько палаточных лагерей с туристами, забрались далеко, практически прижавшись к территории лагеря. Встали прямо на песке, за кустами. Получилось очень укромно.

По-моему, это был первый вечер, когда мы позволили себе по-настоящему отдохнуть, расслабиться, купаться вдоволь, приготовить вкусный ужин... Мы допоздна не ложились спать. Вышла полная луна и рисовала прекрасную лунную дорожку на воде. Воздух был спокоен. Ни дуновения. На другой стороне залива, в сумеречной дымке, виднелись пригороды Повенца. Вышки связи, жилые массивы, маяк.. А у нас было тихо и уютно.

Мы пили вкусный чай, смотрели на костер, обсуждали прошедший день и строили дальнейшие планы. Глеб мне рассказывал про оборонительную линию Маннергейма, доты и другие хитрости военной инженерной мысли. Это нас ждало на следующий день. Впереди у нас был Медвежьегорск...