Алеся Крашенинникова. "Знакомьтесь: Учитель"

Я не знал большего наслаждения 
в жизни, чем благодарный взгляд 
и доверчивое рукопожатие. 
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) 

Здравствуйте, дорогие читатели! 
Сегодня я бы хотела поделиться с Вами своим восхищением человеком, труды которого совсем недавно открыла для себя. Этот человек может показаться несуразным, непрактичным, слегка сумасшедшим и очень эгоистичным в некоторых житейских вопросах, но я не отношусь к тем людям, которые так считают! Для меня он — великий педагог, которому революция дала возможность развить своё призвание, великий мыслитель и Человек с огромным сердцем! 
Итак, разрешите Вам представить — Иоганн Генрих Песталоцци! 
С Песталоцци я познакомилась совершенно случайно. Мне в руки попала книга замечательного психолога и философа, журналиста, писателя, драматурга, создателя совершенно нового направления в психологии — психофилософии, Андрея Максимова. Об этом уникальном человеке я расскажу Вам в одном из следующих номеров журнала, а сейчас вернёмся к его книге «Песталоцци XXI». 
Эта книга перевернула мои представления о воспитании детей, заставила серьёзно задуматься над многими вещами, переосмыслить моё общение с собственным сыном. Но также во многих моих поступках, не одобряемых окружающими, я нашла поддержку и ещё раз убедилась в том, что не всегда стоит поступать так, как этого требуют «более опытные» люди. 
Статью я не зря начала той же цитатой, с которой начинается книга о Песталоцци А. Максимова — я считаю, что в этой фразе заключена вся та любовь к миру, к детям и к педагогике ДЛЯ ДЕТЕЙ, которую Иоганн Генрих всю жизнь пытался донести до мира. 
А теперь давайте познакомимся с Великим педагогом немного ближе… 
Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью, Сусанной Песталоцци. Хотя… воспитывать сына Сусанне было совершенно неинтересно! Она любила его баловать, но учение утомляло её. Поэтому по-настоящему воспитывал юного Иоганна Генриха его дед, сельский священник. Ребёнок задавал вопросы, старик на них отвечал. Юный Иоганн Генрих был уверен, что обучение — это интересное и естественное познание мира. Но… 
В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, богословским учением. В школе он считался неспособным учеником. По собственному признанию Песталоцци, он учился очень скверно: улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое внимание; особенно не давалась ему орфография. Великий педагог так и не научился правильно писать. Более того, он даже не считал этот недостаток слишком существенным — ведь это не помешало ему достичь самых высоких и стремительных результатов за всю историю педагогики! 
Именно детское непонимание несоответствия природной детской тяги к знаниям и образовательной машины, пытающейся сделать всех людей одинаковыми, лишёнными своего природного дара, соответствующими одной схеме, и стало впоследствии мощнейшим толчком для создания одного из самых серьёзных педагогических открытий Песталоцци. Если ребёнок по натуре исследователь, то главная задача педагога — не уничтожить, а, наоборот, развить этот исследовательский дар. 
Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. Обучение в высшей школе дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение. Предположительно, после этого Песталоцци начал самостоятельные занятия по подготовке к деятельности юриста, но в скором времени прекратил их, т.к. возникла необходимость приобретения материального благосостояния — он выбрал себе в невесты Анну Шультес, из богатой и именитой купеческой семьи. 
В те годы, когда учился Песталоцци, в Швейцарии пылал огонь революции. Иоганн Генрих тоже принимал участие в революционном движении. Но революцию он рассматривал не более, чем метод приведения общества в чувства. 
Вот, что писал сам Песталоцци о революции: «Всю революцию с самых истоков я рассматривал как простое следствие запущенности человеческой природы и считал эту порчу человеческой природы неизбежной необходимостью, чтобы одичавших людей вновь навести на мысль о существеннейших их делах. 
Не веря в осуществление политических форм, которые масса подобных людей могла бы сама себе дать, я некоторые понятия… и интересы… считал уместными для того, чтобы изредка связывать с ними нечто действительно благое для человечества». 

Члены Гельветического общества, в котором состоял Иоганн Генрих, преуспевали не только во внедрении своих политических взглядов в массы, но и в аскетичной жизни. Один из ближайших друзей Песталоцци, Каспар Блунчи, довёл себя до полного истощения и смертельной болезни. 
У ложа больного Песталоцци и познакомился со своей будущей женой. Иоганн Генрих влюбился в Анну, несмотря на то, что она была из богатой семьи и значительно старше него (на 8 лет). После смерти друга Иоганн Генрих объясняется Анне в любви. Осенью 1769 года состоялась их свадьба. Родители Анны были против этого брака, никогда не помогали семье дочери, даже в самые трудные времена. Но, несмотря на протест родителей, на все беды и тяготы, которые обрушивались на их семью, на то, что все считали её мужа сумасшедшим и советовали отправить его в учреждение для душевнобольных… она оставалась рядом всегда. Никогда не перечила мужу, всегда поддерживала его, всегда помогала. 
Вместе с Анной Песталоцци переезжает в небольшое имение недалеко от Цюриха и называет его «Нейгоф», что в переводе означает «новый двор». Песталоцци живёт здесь со своей женой и сыном Яковом, пытается заниматься сельским хозяйством, но выходит это у него не слишком хорошо. И вот в один прекрасный момент Иоганн Генрих сообщает жене, что хочет открыть в своём доме приют для бездомных детей. Их сыну четыре года. Что делает Анна? Она помогает мужу отмывать, одевать и учить сирот и беспризорников. Свой приют Песталоцци назовёт «Учреждением для бедных». Здесь он соберёт около пятидесяти детей — сирот, беспризорников, попрошаек и воришек. 
Здесь он учит детей счёту, чтению, письму, даёт им знания о природе. Летом приучает к полевым работам, зимой обучает ремеслам. Общественность считает его сумасшедшим, но все, кто приходит в учреждение, поражаются результатам. Это не похоже на школу или приют. Это семья. Некоторые дети, конечно, убегали. Но те, кто оставался, менялись до неузнаваемости. Они становились любознательными, с удовольствием учились и помогали по хозяйству. Про педагога, который резко отозвался о его методе преподавания, Песталоцци говорит: «Этот человек не представляет себе, какой властью над людьми обладает любовь… Он не знает воздействия сердечности, пожатия руки, кивка, улыбки; он не понимает значения забавы и шутки, важности совместного переживания радости и целящего воздействия весёлого расположения духа, царящего в сердце отца и ребёнка… Он знает лишь убогие потребности своего воспитательного учреждения в показном порядке, приличии, почтении и подобострастии…» 
Песталоцци был великим педагогом, но очень плохим предпринимателем. В скором времени денег перестаёт хватать. Общественность не помогает, и учреждение приходится закрыть. «Учреждение для бедных» просуществовало немногим меньше шести лет. 
Песталоцци отказывается от своей мечты? Нет! Он считает, что получил большой опыт, убедился в том, что его схема работает и теперь он ещё больше стремится к осуществлению своей цели. На это ему понадобится 20 лет. 
С 1780 по 1798 гг. Песталоцци пишет. Первая книга, вышедшая из-под его пера — «Вечерние часы отшельника». Книга, естественно, о воспитании. Она не будет замечена и не принесёт ему ни денег, ни успеха. Какое-то время Иоганн Генрих работает журналистом. Его статьи заметили и начали обсуждать. Шесть повестей, которые он написал в это время, были им уничтожены. Близкий друг Песталоцци, продавец книг и художник Фюссли, настаивает на написании книги. Поскольку долгов у Песталоцци много, а денег совсем нет, он, в конце концов, поддаётся на уговоры и за несколько недель на свет появляется новая книга о воспитании «Лингард и Гертруда». Произведение лирическое, но с ярким и глубоким подтекстом. Гертруда, практически идеальный герой, воспитывает всех… Эта книга принесла и известность, и деньги Песталоцци. Он пишет продолжение книги, рассказы, повести. Такой литературный подъём помогает вырваться ему из нищеты и стать главным редактором «Гельветического народного листка». 
Песталоцци исполняется пятьдесят, а он до сих пор не создал своего учебного заведения. Это приносит ему сильные душевные страдания. Но великий педагог живёт во время революции. Проходит ещё два года и судьба преподносит ему «подарок»… Во время «освободительной» компании французской армии, которая всенепременно хотела освободить Швейцарию от насильственного захвата австрийскими войсками, сильнее всего пострадал небольшой городок под названием Станц. Именно туда правительство и предлагает отправиться Песталоцци для организации приюта. Постановление об открытии приюта выходит 5 декабря 1798 года. Первых детей в приют привезут 14 января 1799 года. А за это время 52-летний Песталоцци (по тем временам такой возраст считался довольно почтенным), в распоряжении которого теперь находится огромный заброшенный женский монастырь без белья, кроватей и других удобств, в помощь которому дана одна экономка, должен подготовиться к приёму детей. Но великий педагог не унывает — он с большим энтузиазмом берётся за дело, ибо чувствует — в нём нуждаются, у него снова появилась возможность обучать детей и он безгранично этому рад! 
Какие дети поступили к нему на воспитание? Давайте послушаем слова самого великого педагога: «Многие поступили с хронической чесоткой, сильно мешавшей им передвигаться, с проломленными головами, некоторые в лохмотьях, усыпанных насекомыми, худые, словно скелеты, жёлтые, со впалыми щеками, с глазами, полными страха, у некоторых лбы изрезаны морщинами — следствие недоверчивости и озабоченности; одни были отчаянно наглы, привыкли попрошайничать, лицемерить и всячески фальшивить; другие — подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестоки и робки». Именно с этими детьми предстояло работать Песталоцци. Помните, их было всего двое — он и экономка? А вот ещё одно высказывание Песталоцци об этих же детях: «В 1799 году у меня было около восьмидесяти детей. У большинства из них были хорошие, а у некоторых даже отличные способности». Перечитайте первую цитату, и подумайте, какой безграничной любовью к детям надо обладать, чтобы за всей внешней грязью разглядеть их способности! 
Прошло полгода, и в приют стали приезжать комиссии. Что же они увидели? Аккуратных, ухоженных детей, которые были вежливы, с удовольствием учились, следили за хозяйством, некоторые их них помогали педагогу присматривать за другими детьми. 
В феврале 1799 года Песталоцци пишет письмо близкой подруге жены, Франциске Романе фон Халлвиль: «Дорогой и добрый друг, всё идёт, всё идёт, всё идёт хорошо. Я смываю позор моей жизни, сила моей жизни, сила моей юности возродилась … Вот я извлечён из ничтожества; вижу и чувствую, что снова моя судьба стала равной судьбе других людей; я снова человек». Он вновь чувствовал, что живёт. Он снова обрёл своё призвание. Именно это и давало ему сил для такой обширной деятельности, ведь он был и директором, и учителем, и бухгалтером, и сиделкой. 
Отсутствие школьного обучения, по его собственным словам, не волновало Иоганна Генриха. Он знал по своему предыдущему опыту и искренне верил, что при применении его метода природа сама поможет этим детям проявить свои способности. Именно поэтому метод обучения Песталоцци и называется природосообразным. Он переживал со своими детьми каждое мгновение, всё своё время уделял им, их развитию и обучению. С утра до поздней ночи он дарил детям свою искреннюю любовь. 
«С раннего утра до самой ночи, всё время, мои дети должны были видеть на моём лице и догадываться по моим губам, что всем сердцем я с ними, что их счастье — моё счастье, а их радость — моя радость… То добро, к которому ты должен привести ребёнка, не должно быть причудой твоего настроения и твоей страсти, оно, по самой природе вещей, должно быть добром само по себе и очевидно для ребёнка». 
Детский дом в Станце просуществовал всего год. По данным из разных источников, французские войска решили устроить в здании приюта штаб или военный госпиталь. Но суть неизменна — Песталоцци со своими воспитанниками остался на улице. Посреди поля. Зимой. И снова судьба распорядилась так, что великому педагогу пришлось отпустить своих детей. Всё, что они смогли вынести из приюта, он раздал детям. 
Впоследствии этот эпизод из своей биографии Песталоцци назовёт «счастливым фундаментом», который предоставил ему «простор для накапливания решающего опыта». Но это он скажет потом. А теперь Иоганн Генрих Песталоцци, которому исполнилось 54 года, устраивается работать помощником учителя в крестьянскую школу… 
Продолжение Вы сможете найти в следующем номере журнала. До новых встреч!

 

Комментарии

Даже не думала, что бывают такие люди!!! Слов нет...

Ирина!

Такие люди встречаются не часто. Но их не так уж и мало - сколько талантливых людей только в нашей стране! Это ведь тоже люди (в большинстве своём), которые нашли своё призвание!

Иоганну Генриху пришлось пройти долгий путь, но я всё ещё не окончила своё повествование! Читайте продолжение статьи в следующем номере - думаю, Вам будет интересно узнать, чем же этот долгий путь закончится!

С наилучшими пожеланиями, Алеся.

Спасибо! Но я о том, что его жалость - действенная, а у нас это нетерпение сердца, по определению Цвейга.. никакого толка никому...

Да, Ирина, здесь я с Вами совершенно согласна! Людей, которые действительно прикладывают неимоверные усилия для того, чтобы сделать мир лучше для Людей, - единицы. Ими стоит восхищаться, о них стоит говорить, а главное, с них стоит брать пример!

Интересно, что о Песталоцци не раз и читала и слышала в разговорах,но! Оказывается ничего о нём не знала.

Спасибо огромное за рассказ об этом удивительном  человеке, буду ждать продолжения.

Ирина, спасибо Вам за отзыв! Мне очень приятно, что я смогла познакомить читателей журнала с этим Великим человеком, и что читателям это интересно! Продолжение обязательно будет в следующем номере!

С наилучшими пожеланиями, Алеся

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.