Ирина Анцупова. Абхазия. День первый

День первый. Адлер — Гагры — Пицунда — Новый Афон — Гудаута

Летом 2006 года мы были в Туапсе. Как обычно, в центре города и на пляжах сидели представители экскурсионных бюро и зазывали туристов на самые разнообразные экскурсии. В 2004 году мы не удержались от соблазна поехать на экскурсию на 33 водопада, а в этом году решились съездить в Абхазию.

Программа пребывания в Абхазии была следующей: на электричке группа следует до Адлера, потом пересаживается на автобус, пересекает границу России и Абхазии, после этого Гагры, Пицунда, Новый Афон с посещением пещеры и монастыря, ночёвка в Гудауте, на следующий день — Бзыбское, Гегское и Юпшарское ущелья и озеро Рица с возможным посещением дачи Сталина. Затем возвращение в Адлер и на электричке в Туапсе.

Программа вполне нас удовлетворила. Менеджер по туризму предупредила, чтобы мы взяли паспорта, деньги, купальники, удобную обувь и теплую одежду: в Новоафонской пещере температура воздуха всегда +7 градусов.

Ранним утром наша группа собралась около туристического агентства в ожидании гида. Татьяна Николаевна прибежала раньше всех. Её было трудно не заметить. Говорливая, невысокая женщина привлекала внимание всех экскурсантов.

Под её руководством группа прошла на вокзал и села в экспресс-электричку. Удобные мягкие откидные кресла навевали сон, но прохладный воздух и сказочно красивое море по ходу движения не позволили уснуть. Через полтора часа мы приехали в Адлер. Мне не приходилось прежде бывать здесь, поэтому я с удовольствием оглядывалась вокруг, стараясь не отстать от группы.

Татьяна Николаевна торопила всех, но мы не потерялись благодаря её ярко-жёлтому зонтику, который она держала над головой. Наконец группа подошла к самому обыкновенному экскурсионному автобусу «Икарус», мы заняли места на заднем сидении, и экскурсия началась.

Водителя звали Астамур. Он сам живёт в Гудауте, ему 25 лет, но с тяжёлой и на первый взгляд неповоротливой машиной управляется великолепно. Нам он очень понравился, и по возвращении Астамур получил вполне заслуженные аплодисменты.

Когда мы отправились в путь, Татьяна Николаевна познакомила нас с историей Абхазии. Абхазы — гордые, но гостеприимные люди. К счастью, войны не смогли окончательно ожесточить их сердца, хотя мы проезжали там, где дома были совершенно разбиты постоянной стрельбой. Люди живут на пороге бедности. А какие там ресурсы! Ведь можно было бы привести всё это великолепие в порядок, забыть о разрушительных войнах и жить, принимая туристов, делясь с ними уникальными памятниками природы!

Прохождение границы, которая пролегает через посёлок Весёлый, затянулось часа на полтора. Здесь же запаслись холодной питьевой водой. Сперва нам разрешили выйти на воздух, погреться под лучами утреннего, но уже жаркого солнца, потом порекомендовали зайти в автобус, и Астамур закрыл двери. Вот тут-то стало по-настоящему жарко. Автобус буквально раскалился добела, дышать становилось затруднительно, и пассажиры просто взмолились, чтобы он открыл хотя бы заднюю дверь. Водитель внял мольбам измученных жарой туристов, и жизнь стала ещё прекраснее.

И вот наконец строгий дядечка в форме таможенника что-то сердито сказал Астамуру, и нас высадили из автобуса вместе с вещами. Татьяна Николаевна обрадовалась, потому что процедура прохода через границу заметно ускорилась.

Сам процесс был недолгим. На КПП проверили наши паспорта и отпустили восвояси. Мы прошли через мост и остановились в тенёчке. Астамур приехал минут через десять, а перепуганная Татьяна Николаевна сообщила, что потеряла нас на контрольном пункте — мы прошли просто небывало быстро!

Довольная, что всё закончилось хорошо, она велела нам загружаться в автобус, что мы с удовольствием и сделали. Астамур тронул машину, и я стала наслаждаться изумительными видами. Только представьте: ярко-зелёные поля, вдалеке горы, подёрнутые дымкой облаков, синее высокое небо… Красота!

Это было прекрасное начало нашей экскурсии. Мы и не заметили, как выехали на берег моря, и перед нами открылись высокие горы, вершины которых были спрятаны в густых облаках. В море уходила узкая коса. Мы приближались к знаменитому городу Гагры.

В Гаграх у нас была первая остановка. В нашем распоряжении было всего полчаса, чтобы прогуляться по великолепному парку, пляжу, полюбоваться башенкой ресторана «Гагрипш», пофотографироваться на фоне моря и высоких пальм. Тут же мы запаслись батарейками для фотоаппарата, познакомились с несколькими экскурсантами, после чего была дана команда возвращаться в автобус.

Следующая короткая остановка была около Колоннады. Помните фильм «Зимний вечер в Гаграх»? Там снимали именно эту колоннаду, на фоне которой мы не преминули сфотографироваться. Возле колоннады стояла женщина, которая продавала варёные мидии на шпажках. Я не удержалась от соблазна купить этот ценный и очень вкусный морепродукт.

Спустя десять минут мы отправились дальше. Следующим пунктом назначения была Пицунда. Массу впечатлений произвела аллея из реликтовых пицундских сосен, высоких мощных деревьев, каждому из которых уже больше 200-300 лет! Мыс, на котором они растут, намыла за прошедшее тысячелетие река Бзыбь, которую мы пересекали на границе.
Шоссе, ведущее в Пицунду, украшено мозаичными сюрреалистическими остановочными павильонами в стиле Зураба Церетели. Морские раковины, осьминоги, моллюски, даже русалка… К счастью, эти «остановки» не пострадали во время войны и до сих пор удивляют туристов.

Кстати, совсем забыла про священных абхазских животных — коров! Эти любители дорожного экстрима совершенно спокойно выходят на шоссе прямо перед идущим автобусом, а на звук тормозов и беспокойные гудки просто трясли большими ушами: проезжай, чего надо? Коров не видели?!

В Пицунде мы сначала посетили музей и собор, где стоит небольшой орган и проводятся концерты органной музыки, подышали воздухом, напоенным терпким ароматом кипариса (на территории крепости-музея зачем-то повалили больше двадцати высоких, красивых, здоровых кипарисов, и их запах просто кружил голову). Я даже привезла в Питер несколько веточек этого ароматного чуда и кипарисовую шишку.

После посещения достопримечательностей мы отправились на долгожданный пляж. На всё удовольствие было отведено всего полчаса — для нас, морских, можно сказать, жителей, очень мало!

Но какой это непередаваемый восторг — быстро, с разбега, броситься в прозрачную голубую воду, подкрашенную высокой синевой неба, и плыть, опустив в ласковое море голову, чувствовать, как упругие теплые волны прикасаются к разгорячённой коже! Какое это блаженство! Море всегда живое...

С трудом выбравшись из воды, мы побежали к раздевалке, а потом в автобус. Следующим пунктом нашей программы стоял Новый Афон. Время было обеденное, экскурсанты уже нагуляли хороший аппетит, и через полчаса Астамур остановил автобус перед кафе, где соблазнительно пахло шашлыками. Мы поспешили занять очередь. Заказали солянку, шашлыки, местную выпечку, напоминающую макаронную запеканку, мандариновый сок, а потом принялись за еду, уютно устроившись на веранде с живой стеной из пассифлоры. Я даже нашла несколько крупных цветков, похожих на пришельцев из космоса.

А потом… Потом нас повезли в Новоафонскую пещеру. Это огромная карстовая пещера, возраст которой точно не определён, но вполне возможно, что около двух миллионов лет! Чтобы попасть в пещеру, необходимо подняться на второй этаж здания, в котором находятся кассы (всё это удовольствие стоит 350 р. с человека) и самая настоящая станция метрополитена. Нам напомнили, что стоит переодеться, потому что температура воздуха в пещере всего +7. Это был хороший совет.

Итак, когда мы оказались на перроне, от неожиданности все даже примолкли. Стало очень тихо. И вдруг среди этой тишины раздался звук колёс. Вскоре из тоннеля выехал гремящий маленький поезд, совсем как в метро. Контролёр разрешил посадку, и я очень удивилась, когда в вагончике не закрылись двери. Очевидно, это предусмотрено для акклиматизации туристов. Через несколько минут поезд остановился на другой станции. Нас пригласили выйти на перрон, и гид открыла тяжёлую железную дверь. Пройдя по короткому тоннелю, мы оказались совершенно в другом мире, иначе не скажешь…

Огромная пещера, которой два миллиона лет (по крайней мере, так сказала гид-спелеолог), впечатляла своими размерами. Это мир камня, древности, темноты, влаги и невидимых сводов. Подумать только, это природное сооружение старше пирамид Гизы! Мне очень понравилось, что экскурсия продумана до мелочей, отдельные участки стен и сталактиты подсвечиваются, чтобы на них вовремя обратили внимание, играет музыка, для удобства туристов сделаны железные мостки без ступеней, надо сказать, местами довольно скользкие, так что адреналин не покидал меня до момента выхода из пещеры.

В Новоафонской пещере несколько залов, украшенных не человеческими руками, а самой Природой! Фигурки черепахи, улитки, оленёнка, обезьяны, Бабки-Ежки, сталактиты и сталагмиты, кальциевые озёра, череп, даже настоящий торт и водопад!!! Чего только мы не увидели! Даже был сталагнат, это сросшиеся сталактит и сталагмит… На одном из мостков мне за шиворот упала большая холодная капля, и я не удержала вскрика. Брат долго смеялся, пока сам не оказался в такой же ситуации… В следующем зале мы с восторгом наблюдали за собственными тенями, движущимися по подсвеченной зелёной стене под «Болеро» Равеля… Зрелище как из фильма ужасов…

И ещё меня поразил воздух. Влажность в пещере 100%, а сыростью не пахнет! Там вообще ничем не пахнет! И из-за этого создавалось ощущение, что мы не на Земле, а на какой-то другой незнакомой планете… Пройдя все залы в сопровождении гида, почти ослеплённые постоянными вспышками фотоаппаратов, мы покинули пещеру и по длинному коридору вышли на другую станцию, где сели на поезд, который доставил нас наверх. Словом, на тот момент посещение Новоафонской пещеры оказалось самым сильным впечатлением.

Не дав нам придти в себя, Татьяна Николаевна повела нас в автобус, и мы поехали к Новоафонскому монастырю. Новый Афон выглядит более разбитым, чем остальные города, которые мы видели. Дома сохранили следы войны. Людей мало, только коровы и собаки бродят по дорогам, мешая транспорту. К монастырю поднялись пешком по Аллее Грешников, где был расположен настоящий рынок. Из-за жары подъем дался нелегко. Но ещё большим испытанием для нас стал великолепный вид на море! В такую жару мы думали не о грешниках, в честь которых названа аллея, а только о том, что нам очень хочется поскорее окунуться в море…

Наконец-таки наша пестрая группа собралась вместе, и мы посетили ещё две достопримечательности Нового Афона. Это рынок и водопад. На рынке происходит дегустация вина, здесь так называется коктейль из компота с добавлением спирта… Мимо рынка протекала речушка, названия которой я не знаю. Река вытекала из небольшого искусственного озера с ледяной водой, над озером стоял густой туман. Около ограждения ходил юноша лет 15-ти с молодым орлом на голой руке, без перчатки, что противоречит технике безопасности. Но у птицы были такие грустные глаза, что я не удержалась и подошла. Мы разговорились с парнем. Выяснилось, что орлёнка он вынул из гнезда, отец подрезал крылья и теперь мальчишка зарабатывает деньги, фотографируя птицу. Услышав этот откровенный разговор, орёл засвистел – тоненько и обиженно… Увидев, как я изменилась в лице, парень посадил птицу мне на руку. В первую секунду он просто впился в меня мощными когтями, но я знаю, что необходимо держать руку неподвижно, и орёл сразу ослабил хватку. Я спокойно стала гладить его по грудке, под острым, как лезвие, клювом, разговаривать с птицей, и он начал мне отвечать! Короткий жалобный свист, щелканье клювом, клёкот… Что ж, хозяин вполне мог попасть под суд за жестокое обращение с животными, если бы это случилось за границей…

В конце концов орел сам перешёл на руку мальчика, и он унёс птицу, а мы вернулись к автобусу и поехали в Гудауту, где нам предстояла ночёвка в пансионате «Черноморец», ужин и ночное купание в море.

Несмотря на опустившуюся на горы темноту, Астамур вёл автобус уверенно и быстро. Через полчаса, когда мы приехали к пансионату, высыпали звёзды. Мы с удовольствием выбрались из автобуса и последовали за Татьяной Николаевной. Нас очень быстро расселили по номерам в соответствии с просьбами туристов — предоставили двух- и трёхместные номера, и пригласили на ужин. Плов, горячий чай и пара булочек подкрепили наши силы, а потом Татьяна Николаевна пригласила нас на пляж.

—Сами не ходите, вы не знаете дорогу!!! — строго сказала она.

Мы подождали желающих купаться во дворе, успели позвонить в Туапсе, полюбоваться яркими звёздами (на территории было очень темно), потом за нами пришла Татьяна Николаевна и провела нас сквозь фойе пансионата. Мы прошли через территорию, перебрались по крутой лесенке на песчаную полоску и оказались на берегу моря. До воды было метров десять!!! Но вот мы дошли до ласково шепчущего моря, я подняла голову — и дыхание перехватило от Чуда, которое я увидела! Миллионы ярких звёзд мерцали над головой. Млечный Путь оставался немного справа, знакомые созвездия были легко узнаваемы. Наши шумные спутники даже замолчали на пару минут, любуясь бархатно-чёрным небом, расшитым россыпью звёзд. Потом опять стало шумно, и мы отошли метров на пять в сторону. Я не без трепета зашла в чёрную теплую воду, сразу окунулась и поплыла. Оглянувшись, я не увидела огней, побережье было темным. Первые мгновения было непонятно, в какой стороне берег, но Млечный Путь помог сориентироваться, так что я быстро погрузилась в черноту ласковой южной ночи. Мы были потрясены этим великолепием. Несколько раз я увидела крупные падающие звёзды, которые проносились почти над головой и таяли за какое-то мгновение.

А вода! Какая была вода! Тёплая, как парное молоко, и живая. Да, именно живая. Потому что когда мы плыли, под ладонями мерцали сотни оживших звёздочек. Яркие крохотные голубые вспышки. Что это было — до сих пор не знаю. Темнота не пугала, как ни странно. Просто в какой-то момент я поняла, что доверяю ласковой воде и южной ночи. Тем более, родные были рядом, хотя мы даже не видели друг друга, только переговаривались.

Больше часа мы сидели в море. Наша группа давно разошлась по номерам, и Татьяна Николаевна, уходя, сказала, что в одиннадцать часов по пляжу идёт патруль. Мы не торопясь вышли из воды и вернулись в гостиницу.