Алеся Крашенинникова. «Знакомьтесь — Учитель...»

Итак, дорогие читатели, Иоганну Генриху Песталоцци 54 года, он не слишком здоровый человек, которого в очередной раз Судьба решила испытать на прочность. Он отпускает своих воспитанников, а сам отправляется в Бургдорф. Великий педагог становится помощником учителя в простой крестьянской школе в пригороде — самая низшая должность, какую только можно представить для столь выдающегося человека. Но он хочет учить детей — и ничто не может остановить его в этом желании!

Первым учителем, которому помогал Песталоцци, стал Самуил Дизли – сапожник по ремеслу. Он очень быстро разглядел в Иоганне Генрихе конкурента и, не желая терпеть гения рядом с собой, избавился от него с помощью родителей учеников. Дизли смог убедить их в том, что методы Песталоцци — это проведение опытов над «несчастными детьми». Особенно резко отнеслись к Иоганну Генриху те из родителей, кто слышал о нём и его методах. Да, было решено выгнать Песталоцци с занимаемой должности. Но надолго без работы он не остался. Его приглашают, также на должность помощника учителя, в городскую школу.

Его руководителем становится особа по имени Стелли, которая была счастлива, что ей не приходится учить самой, а можно только получать жалование. Для Песталоцци такое отношение Стелли к своим обязанностям стало очередным шансом для беспрепятственной педагогической деятельности, чем он незамедлительно и воспользовался. Уклад обычной школы был непривычен для Гения педагогики, поначалу он чувствовал себя неуверенно, скованно, боялся, что его снова выгонят из школы. Но эти временные затруднения не помешали ему изучать различные методы преподавания и совершенствовать свой собственный метод, который уже через год он представит на суд специальной образовательной комиссии. Очень скоро вести о продуктивной педагогической деятельности Иоганна Генриха дойдут до столицы, и в конце марта 1800 года в Бургдорф будет направлена та самая комиссия с проверкой.

Члены комиссии высоко оценили результаты деятельности Песталоцци и его метод. И очень скоро Иоганн Генрих получает повышение по службе — его назначают учителем во второй городской мужской школе (в те времена учитель исполнял обязанности директора школы). Невероятный карьерный рост для известного писателя в столь уважаемом возрасте, не правда ли?!

В этот же год Песталоцци знакомится с Германом Крюзи, приехавшим в Бургдорф зимой 1800 года с двадцатью шестью своими воспитанниками, ставшими сиротами в результате боевых действий 1799-го. Герман был приглашён в Бургдорф профессором Фишером, одним из деятелей министерства искусств и наук. Крюзи так же, как и Песталоцци, обладал истинной любовью к педагогике и своим воспитанникам, что и сроднило их. Знакомство с Крюзи имело для Песталоцци очень большое значение, ведь в скором времени они объединят своих учеников в новом учебном заведении — Бургдорфском институте.

Такая возможность появилась у двух педагогов благодаря профессору Фишеру, который, к сожалению, сам не смог принять активного участия в работе нового учебного заведения в связи со своей скорой кончиной. Однако, ему удалось получить под институт здание Бургдорфского замка, что и стало отправной точкой для совместной деятельности двух педагогов. Песталоцци и Крюзи объединяют своих воспитанников в стенах замка. Школа создаётся на базе приюта для сирот, но туда принимаются и ученики из относительно благополучных семей. Затем совместно со школой начинает свою работу и семинарий для учителей, которые приезжают со всех концов Европы, чтобы поучиться у Гения педагогики. Так появился Бургдорфский педагогический институт.

Песталоцци пишет: «Долго, слишком долго пришлось мне ждать сочувствия от своей эпохи и ближайшего окружения, в котором я жил. Со всей непосредственностью ещё никогда не обманутой детской души я верил, что это может произойти, что это обязательно произойдёт, я встречу доверие к своим целям, найду помощь».

И это произошло! Песталоцци снова занят любимым делом, он учит детей и знакомит со своими методами педагогов. И снова правительственная комиссия выносит положительный вердикт: «Прежде всего, мы заметили, что ученики Песталоцци удивительно скоро выучиваются читать, писать и считать. До какой ступени доведены они здесь в полгода, до такой обыкновенному сельскому учителю не довести их в три года. Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем, а это тоже немалое преимущество.

Учитель не является ученикам чем-то высшим, как это обыкновенно бывает — он минуту за минутой переживает с детьми, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится.

Система так целесообразна и даёт такие превосходные результаты, что введение её было бы желательно для всей Швейцарии».

Для Песталоцци начинается новый, весьма плодотворный этап. Именно в Бургдорфе окончательно складывается его система образования, которая готовилась к своему появлению в течение многих лет. Слава Иоганна Генриха разносится по всей Европе, отовсюду съезжаются ученики и преподаватели, желающие учиться у него. В 1802 году Педагогический институт становится государственным учреждением. В пятьдесят шесть лет Песталоцци наконец-то управляет учреждением, не нуждаясь в постоянных поисках финансирования. В эти годы из-под пера Иоганна Генриха выходят самые знаменитые его теоретические труды: «Книга для матерей», «Как Гертруда учит своих детей», «Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания», «Основы моего метода» и другие.

В эти сложные для страны годы Песталоцци смог не только в теории, но и на практике показать, как можно и нужно учить и воспитывать детей. Особый упор в своей работе он делал на то, что наряду с умственным образованием, детям необходимо развиваться нравственно, физически и эстетически.

Его возмущал тот уклад, который существует в современной ему школе. «Друг! Скажи мне, может ли удар меча, падающего на шею преступника и лишающего его жизни, произвести на его тело большее действие, чем то, которое производит на душу ребёнка переход от продолжительного, прекрасного руководства природы к жалкому ходу дела в школе?»

Песталоцци писал: «Надо следовать природе. Воспитание есть лишь умение содействовать саморазвитию организма человека». Для того чтобы это развитие шло наиболее быстро, и необходимо элементарное образование по тем методам, которыми оперирует Песталоцци в своём преподавании. Когда Иоганн Генрих говорит о созерцании, он определяет его как отправную точку для наблюдательности, которую непременно следует развивать. Он говорит: «Если мы рассмотрим созерцание в противовес искусству созерцания отдельно и само по себе, то оно окажется не чем другим, как простым стоянием внешних предметов перед чувствами и простым активизированием осознания впечатления от последних.

Из этого хаоса неясных впечатлений, которые получает человек, нужно выбрать те элементы, на основе которых создаются ясные и отчетливые суждения, ясные и отчетливые понятия».

Особый уклон в своей теории Песталоцци делает на трёх ключевых составляющих: число, форма и название. Он говорит о том, что только этими тремя составляющими обладает любой предмет наблюдения. Остальные же признаки второстепенны и не имеют весомого значения при обучении.

Авторитет Песталоцци-педагога был настолько высок, что, казалось, ничто и никто не может навредить его институту, вновь лишить его возможности преподавать. Но в этот раз Судьба выбирает для Иоганна Генриха не простого соперника — самого Наполеона!

Песталоцци был включён в делегацию, которую отправили в Париж для обсуждения будущего Швейцарии. Иоганн Генрих, понимая, что от нового императора Франции зависит будущее всей Европы, заранее написал ему записку, в которой говорил о необходимости введения народного образования и рассказывал о своём природосообразном методе воспитания. Император не понял идей педагога и оставил на записке шутливую резолюцию: «Я букварями не занимаюсь».

На встрече Песталоцци говорил о том же — о необходимости учить детей по своему методу для того, чтобы вырастить поколение истинных граждан. Эту речь Наполеон принял за речь очень умного, но очень хитрого швейцарского старика, который с помощью детей хочет достичь неких своих политических целей — ведь какие ещё цели может преследовать умный человек?! Наполеон счёл, что с помощью детей Песталоцци, возможно, хочет выбиться в правители. Император действительно не понимал, что человеком может руководить нечто иное… Так совершенно субъективная точка зрения одного очень влиятельного человека перевернула жизни многих. Шёл 1804 год — год, когда Наполеон Бонапарт стал императором. После этой встречи Бургдорфский институт закрывают. Быстро, без шума и бумажной волокиты. Для этого было достаточно всего лишь недовольства императора.

В 1804 году Песталоцци вынужден покинуть Бургдорф. Ему 58 лет. Но найдутся и те, кого не остановит мнение взбалмошного правителя и возраст педагога — в Бургдорф съезжаются многочисленные делегации, предлагающие перевести институт в их города. Ведь теперь Песталоцци не просто безумец, мечтающий учить, и не понятый современниками, он — всеми признанный педагог и основатель собственного, уникального метода обучения! Иоганн Генрих выбирает Ивертон, где под его началом основывается Ивертонский университет. Слава Песталоцци продолжает греметь по всей Европе, им восхищается даже император Александр I. Он наградит Песталоцци орденом Святого Владимира IV степени, за что педагог напишет ему в благодарственном письме: «Государь! Вы осветили вечер моей жизни! Вы увенчали честью мои труды. Приношу Вам благоговейно за то мою благодарность».

Песталоцци снова учит детей и учителей, продолжает совершенствовать свой метод. Учителя, приехавшие учиться у Великого Педагога, наблюдают за тем, как учит он, и понимают — это единственно верный и единственно возможный способ обучения детей. Так метод природосообразного обучения распространяется по всей Европе, в некоторых странах большинство школ переходит на работу «по Песталоцци». Всё своё время Иоганн Генрих проводит бок о бок с детьми, которые называют его «наш отец». Ежегодно в Ивертоне обучаются от 80 до 160 человек. Для всех этих детей он был не учителем, но близким человеком. Вот, как описывает его один из учеников: «Представьте себе человека, очень некрасивого, с взъерошенными волосами, с лицом, изрытым оспой и покрытым веснушками, всегда без галстука, в панталонах, плохо застёгнутых и сползающих на чулки, которые в свою очередь спускались на толстые башмаки, с подпрыгивающей нервной походкой, с глазами, которые то расширялись, как бы бросая молнии, то закрывались, чтобы предаться внутреннему созерцанию, с чертами лица, выражавшими то глубокую печаль, то полное неги блаженство, с речью медленной или стремительною, нежною и мелодичною или гремевшей, как гром; вот каков был тот, кого мы называли своим «отцом Песталоцци».

Песталоцци считает, что женщины и мужчины должны получать равное образование. И в 1809 году в университете открывается также женский институт. Однако все эти годы великого Педагога печалит тот факт, что обучаются по его методу дети из богатых семей. Его предложение вновь открыть «Учреждение для бедных» встречает категоричный отказ. Только в 1818 году Иоганну Генриху удастся открыть школу в Клинди для детей из бедных семей на деньги, вырученные от издания собрания его сочинений, но основное своё время он всё равно продолжит уделять институту, да и здоровье начинает подводить, Песталоцци много болеет.

В 1815 году умирает жена Песталоцци, Анна. Эта сильная духом женщина была рядом с Иоганном Генрихом почти 50 лет, переносила все лишения и невзгоды вместе с мужем, поддерживала его даже в самые сложные моменты жизни. Сила Духа и Любовь этой невероятной женщины к мужу была главной поддержкой и опорой в жизни Великого Педагога. Иоганну Генриху предстоит прожить на 12 лет дольше супруги.

Ивертонский университет просуществовал 21 год. В 1825 году Иоганн Генрих Песталоцци, который не мыслит своей жизни без педагогической деятельности, принимает решение о закрытии университета. Что же произошло? Ему 80 лет. Он глубокий старик, у которого просто закончились силы. Причиной этому послужил судебный процесс с одним из единомышленников, которому Песталоцци доверил вести все финансовые дела института. Он так доверял этому нечестному человеку, что даже не вникал в деятельность последнего. Это привело к решению закрыть институт за неимением средств на его содержание. Судебные тяжбы измотали старика, а главное — он лишился оптимизма и азарта, без которых дальнейшая педагогическая деятельность для Гения педагогики была просто невозможна.

На мой взгляд, другой причиной послужил ещё и тот факт, что тот Песталоцци, который так мечтал учить детей бедняков, который создал «Учреждение для бедных» в своём доме в Нейгофе, воспитывал и обогревал теплом своего сердца детей-сирот в Станце, остался далеко позади — Песталоцци стал директором престижного учебного заведения, в котором обучались дети из богатых семей. Вот, что об этом написал один из биографов Великого Педагога: «Из отца бедных и сирот Песталоцци стал директором Института. Он жаловался на это всегда, его заветные желания до конца дней были устремлены к учреждению для бедных. Но жажда его сердца осталась неутоленной, и мы готовы, пожалуй, вместе с ним сожалеть о том, что ему не удалось основать такого учреждения, но вряд ли, если бы последнее удалось, он стал бы благотворно влияющим на развитие культуры гением; этим гением он стал на пути, которого он не хотел и которого он не искал. Его сиротский приют в Станце и школа для бедных в Бургдорфе, которую он мог бы открыть для разоренных войной кантонов Аппенцеля и Гларуса, произвели бы слабое впечатление на большой свет. Какое дело было этому свету до бедных людей? Теперь же Песталоцци и получал от почтенных семейств детей — драгоценнейшее их достояние. Это обратило взоры всего мира на него, это завоевало для него сердца всех, это дало его благотворным идеям возможность широкого распространения, это привлекло к нему внимание знатнейших князей и власть имущих не будем поэтому сожалеть о создании Института, которому отдался Песталоцци».

В марте 1825 года Песталоцци возвращается в Нейгоф к своему внуку, Готлибу. Он приезжает умирать, но не собирается смиренно ожидать кончины. Он подводит итоги. В последние годы своей жизни из-под пера Песталоцци выходят автобиографические заметки «Судьба моей жизни», затем «Лебединая песнь». В «Лебединой песни» Иоганн Генрих подводит итоги своей педагогической деятельности, подробнейшим образом рассказывает о природосообразном методе воспитания и о том, как правильно применять его на практике. Только после того, как книга была дописана, Песталоцци заболел. И он, и его семья понимают, что это конец. Собрав родных возле себя, Песталоцци говорит: «Я прощаю врагам, да живут они в мире, а я переселяюсь к вечному миру. Я желал бы ещё пожить хотя месяц, чтобы окончить свои последние труды; но всё-таки благодарю Провидение за то, что оно отзывает меня от земной жизни. А вы, мои близкие, живите в спокойствии, ищите счастья в тихом домашнем кругу». 17 февраля 1828 года Песталоцци ушёл в иной мир, но память о нём жива и поныне...

 

Комментарии

Алеся, спасибо, что познакомили нас со столь Великим Человеком. Всего знать невозможно и я скорее всего никогда бы и не узнал кто такой Песталоцци, но благодаря Вашей статье, которая с одной стороны упрощает это знакомство, так как передает основную суть, увлекает и легко читается, так и с другой стороны - не теряет (или приобретает в Вашем изложении) редкое свойство мотивации на действительно добрые поступки, учит не сдаваться и не терять надежду.

Доброго времени суток! Уважаемый Доброжелатель, спасибо за отзыв! Мне очень приятно, что я смогла познакомить наших читателей с этим уникальным человеком, читать отзывы. Но еще более приятно, если это помогает кому-то стать чуточку лучше, не отступать от мечты и двигаться вперед - ведь именно этому Песталоцци и учит нас своим собственным примером!
С уважением, Алеся

Спасибо, Алеся, за такую познавательную статью

Александра, спасибо за отзыв! Рада, что Вам понравилось!
С наилучшими пожеланиями, Алеся

Очень интересно и познавательно! Спасибо большое за такую информацию!

Светлана, здравствуйте! Спасибо за отзыв, рада, что смогла быть полезной! Надеюсь в скором времени познакомить читателей с другими интересными людьми! С уважением, Алеся

До сих пор И.Г. Песталоцци для меня было просто фамилией известного человека. Алеся, спасибо Вам за то, что теперь это живой, яркий, настоящий Человек который следовал своему призванию.. Спасибо!

Елена!

Спасибо Вам за тёплый отзыв! Я очень рада, что смогла оживить его для наших читателей! С уважением, Алеся.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.