Ирина Иванова. Крым-2023

Из серии «Мечты сбываются»…

День первый, 5 марта

Ух, какой был сегодня замечательный и очень длинный день! В 5-30 приехали на поезде в Симферополь, в 6 утра уже получили новенькую «Рено-сандеро» в наше полное распоряжение на неделю, а вскоре уже стартовали в путь! Сперва — на север!

С рассветом посетили колонию ушастых сов в Новоандреевке, видели их там штук 30, если не больше. Потом отправились на северо-запад, проехали по прекрасному степному Крыму (кстати, обе были тут впервые), потом в Межводное на лиман, потом дальше на запад, через Черноморское с его историческим музеем (очень понравился) в Оленевку, самый западный кусочек Крыма, и мыс Тарханкут. Чёрное море в первый раз в эту поездку увидели в бухте Бакла, там тоже погуляли с пикником на обочине.

Погода подарила нам прекрасный солнечный, хоть и прохладный, денек. Море прекрасно! Лиманы северо-западного побережья подарили нам встречи с массой интересных птиц, в основном водоплавающих. Цапли серые и белые, поганка и гагара (их виды поточнее нам ещё предстоит выяснить, потому что кто забыл взять с собой определитель птиц, тот мы), лебеди кликуны и шипуны, лысухи, чирки и нырки, стая прекрасных красивейших уток-пеганок, чайки и бакланы. По пути в посёлках также удалось увидеть кольчатых горлиц, сирийских дятлов и много разной другой мелочи.

На самой западной точке Крыма, мысе Тарханкут, находится Тарханкутский маяк, рядом с ним в воде видна половина затонувшего корабля. Вот как он там затонул, если маяк работает?..

Закат встретили на мысе Большой Атлеш, и там нас ждало очередное чудо — удалось увидеть и заснять колонию хохлатых бакланов, средиземноморского подвида, в России он только в Крыму и гнездится. Первые пары уже сидят на яйцах, на гнездах! Там же крутилась пара пустелег, различные чайки и большие бакланы! А в пути видели ещё курганника, перепелятника, кучу галок, скворцов, грачей, жаворонков и сорок...

Про этот день можно ещё долго рассказывать, но пора спать, ведь завтра рано вставать, и — дальше в путь, к новым землям! Заночевали в Оленевке...

День второй, 6 марта

Если и были сегодня два абсолютно счастливых человека на свете, то это МЫ!!! Не отпустил нас сегодня Тарханкутский полуостров, слишком уж тут было здорово! Ночевали в летнем домике на берегу моря, с видом на него. Единственные на весь прибрежный отель «Оленевка виллэдж» — ведь сейчас не сезон!

С утра поехали опять к мысу Большой Атлеш, и там прогулялись 3 км по берегу, наблюдая за прекрасной колонией хохлатого баклана. Природа подарила нам прекрасный день, облачный, но совершенно тихий, спокойный и безветренный. Бакланы показали нам свой мир, на узких уступах на обрывах между морем и степью. И что было самое приятное: угадайте, сколько ещё людей мы встретили в эту прогулку? НИ ДУШИ!!! Это просто чудо какое-то!!! Безумно красивое море, обрывы, бакланы, чайки-хохотуньи, скальные голуби, там же летали пустельги, мимо и стая больших бакланов пролетела...

Я снимала как могла, очень жалела, что моя фототехника не слишком совершенна и не обладает максимальными возможностями. Но главное — это восторг от сегодняшнего дня, от полной безлюдности и от прикосновения к дикой природе Крыма...

Во второй половине дня, проехав через озеро Донузлав и там немного понаблюдав за стаей малых бакланов, к вечеру добрались до Евпатории. Заселились в гостиницу, пробежались по старому городу, который нас тут же совершенно очаровал.

День третий, 7 марта

Когда ты находишься в коротком путешествии, а хочешь успеть как можно больше всего посмотреть и изведать, то долго спать не приходится. Каждая минута светлого времени дорога! В 7 утра подъём, быстрый кофе с бутербродом, и вперёд, к новым местам и впечатлениям!

Сперва мы погуляли по старому центру Евпатории, и мне там очень понравилось. Узкие улочки с одно- и двухэтажными домиками разных стилей и эпох, с обилием памятников разных культур меж них, при этом здесь живут местные жители, везде ездят на машинах, а в самых узких улочках не только ездят, но и умудряются парковаться. Очень вкусные плюшки из местного хлебозавода, очень приятная атмосфера, красивые бухта и пляж с отдыхающими бакланами на пирсе. Всё как мы любим.

Попрощавшись с гостеприимной Евпаторией и загадав ещё обязательно сюда вернуться в будущем, поехали дальше. На лимане за городом остановились в интересном месте — на площадке, где все кормят лебедей и других птиц. Мы тоже немного покормили и пофоткали. Шипуны берут еду с рук, а ещё там присутствовали редкие у нас и обычно осторожные пугливые красноголовые нырки. А тут они вступали с кряквами и лысухами в борьбу за право обладать кинутым тобой куском булки, ну, и попозировали с удовольствием.

С прекрасным настроением посетили ещё одно интересное место: розовое озеро в районе большого озера Сасык. Там ещё добывают соль, но розовый цвет озеру придают микроскопические водоросли, которые и окрашивают воду. Выглядит очень необычно. По пути засняли цветущий миндаль, это очень красиво. Потом рванули в Бахчисарай. К сожалению, ханский дворец оказался закрыт на реставрацию, но зато мы прогулялись по ущелью до пещерного города Чуфут-Кале и там немного полазали. Природа к нам благоволила, и погода уже третий день подряд стояла отличная, часто солнце, тепло до +10 и без осадков. В ущелье очень красиво. А ещё увидели там уже цветущий кизил, примулу и пролеску двулистную. Всё засняли для истории и радости глаза. Уже в темноте доехали до Севастополя, где поселились на ночь в бухте Омега, вид из окна номера прямо на пляж и море...

День четвертый, 8 марта

Сегодня практически весь день провели в Севастополе и его окрестностях, в основном на морском побережье. Сначала обследовали бухту Омега, на берегу которой и ночевали в отеле «Омега». Там было довольно много разной водоплавающей птицы, но интересные виды, такие, как большой баклан в брачном наряде, малая поганка, держались довольно далеко от берега и от нас, а камышница так быстро удрала в тростники, что не позволило их сфотографировать. Зато лебеди-шипуны были, как всегда, прекрасны, некоторые лысухи изображали из себя цапель (видимо, чёрных), стоя на одной ноге, а хохлатые чернети (которые, кстати, в Крыму считаются довольно редким видом) совсем по-весеннему плавали несколькими самцами за одной-двумя самочками…

В Севастополе уже вовсю цветут миндаль и алыча, это очень впечатляет. Алыча белыми цветами, миндаль розовыми, но в течение цветения они меняют цвет на более бледный.

Потом мы обследовали большой кусок побережья почти до мыса Фиолент в поисках больших бакланов, которых тут в феврале на зимовке держалось тысячи. Но так и не нашли, видимо, эти птицы уже подались к своим привычным местам гнездования, а они у них не здесь. Зато нашли опять хохлатых бакланов, уже сидящих на гнездах, а в одном гнезде увидели одного уже довольно крупного птенца. Думаю, это очень ранний случай размножения у этого вида. Хохлатый жаворонок также согласился попозировать, правда, он хорошо мимикрировал под окружающую растительность, но зато скакал на обрыве, у самого берега. Погода уже четвёртый день подряд радует нас отсутствием дождя, теплом и по временам солнышком.

Потом с нами случилось очередное чудо. Пара кекликов выпорхнула из ближайших кустов, и не улетела, а стала крутиться в пяти метрах от нас, и делала это довольно долго, меняя локации и своё поведение. Всё это удалось заснять на фотоаппарат. Впервые вижу горных куропаток (они же кеклики) в дикой природе, хотя и в ЛенЗоопарке и в юннатке они у нас жили. А тут сразу удалось и хорошо понаблюдать за ними, и всё это отснять. Восторг! Как мало мне иногда надо для счастья!

Вечером поехали дальше на восток и заночевали в Алупке…

День пятый, 9 марта

Сегодня началась горно-ботаническая часть нашего путешествия. Утром, быстренько попрощавшись с Алупкой, поехали в Ялтинский горно-лесной заповедник. Сперва на водопад Учан-Су, это самый высокий водопад в Крыму, его длина 98,5 метра. Впечатлил, да и был сейчас довольно полноводен. Потом доехали на яйлу (горное плато) горы Ай-Петри, там прекрасные виды на море и Ялту. Долго гуляли по очень живописному плоскогорью, нашли там крокусы двух видов, жёлтые и сине-белые, пролеску и галантусы. Сон-траву, или прострелы, тоже нашли, но, к сожалению, они там были все ещё в бутончиках только. Погода подарила нам опять прекрасный, солнечный день, а ранний сезон опять порадовал полным отсутствием народа. Бродили по яйле в полном одиночестве!

Уже к вечеру доехали до подножия горы Аю-Даг, успели подняться на гору до середины тропы, потом уже начало темнеть, и пришлось спускаться. Подснежники там тоже были, но они все уже закрылись на ночь… В общем, день был прекрасен, как и предыдущие… Заночевали в Гурзуфе.

День шестой, 10 марта

Сегодня сначала доехали по Южнобережному шоссе до Малореченского, там осмотрели очень красивую церковь Святителя Николая, она же Церковь-Маяк, потом рядом, в Солнечногорском, прогулялись по морю, попрощались с ним, так как в этой поездке больше его не увидим. По дороге вылезали пофотографироваться в полянах цветущих жёлтых крокусов. Потом добрались в урочище Димерджи, полазали там по Долине Привидений. Место удивительное и очень интересное. А цветущие миндаль и кизил на фоне гор смотрятся потрясающе!

Ещё один прекрасный день, дождя не было, а солнце то освещало урочище, то пряталось за тучами и посылало на землю свои светлые лучи, которые очень красиво озаряли долину.

Спустившись с урочища, погуляли вокруг, забрались на камень у ореха Никулина. Оказывается, в этих местах снимали фильм «Кавказская пленница», там и улица, ведущая к Димерджи, называется улицей Гайдая. Уже в темноте добрались до Симферополя, уставшие, но очень довольные. Одно удручало — завтра последний день нашей поездки, вечером уже поезд домой…

День седьмой, 11 марта, и, к сожалению, последний…

Сначала мы хотели его провести в Симферополе, ведь там тоже есть, что посмотреть, тем более что уже в 19 часов у нас поезд. Но!.. Мы же так и не нашли дрякву, а она, по слухам, сейчас как раз должна цвести!.. Сегодня последний шанс найти её, поскольку уезжаем… И мы рискнули!

Утром, быстро покинув отель и закинув пожитки в машину, рванули на восток, километров за 40 от Симферополя, на хребет Кубалач. И — о чудо! — мы её нашли! И она действительно была в самом цвету!!! Как только начали подниматься на хребет, в первом же ярусе дубового леса, всего обвитого плющом, стали попадаться полянки цветущей дряквы. Да что говорить, она там была везде, перемежаясь небесно-голубой пролеской! Я первый раз видела цикламены не в цветочном горшке, и хоть они и маленькие, но очень нежные и красивые, как маленькие розовые вертолетики…

Постаравшись отснять каждый цветочек, мы, пока не опоздали на поезд, стали подниматься дальше к вершине хребта. С набором высоты, цикламенчиков становилось всё меньше, но когда поднялись практически на верхний ярус (это невысокий хребет), там нас ждало очередное чудо. Все склоны были покрыты цветущими подснежниками, белоснежными галантусами. Прямо ковром росли, цвели и благоухали безумно, даже мой нос, потерявший чувствительность после ковида, почувствовал этот запах весны и проникся им!.. Пребывая в полнейшем счастье от окружающей среды, мы опять постарались отснять каждый цветочек, понимая тщетность своих усилий, и всё ещё не опаздывая на поезд…

Позже пришлось покинуть эту сказку, вернуться к машине и поехать в Симферополь. Но по дороге нас задержали теперь уже не цветы, а очаровательные ослики, проехать мимо которых было невозможно. Они нам тоже были рады и всей стайкой в 12 голов пришли пообщаться.

Еле оторвав себя от этого очередного препятствия, доехали до Симферополя, и заехали до поезда в парк Гагарина, ведь там же пруд с водоплавающими птицами. Хоть там уже были люди, тем более что сегодня суббота, выходной день, это не помешало насладиться замечательными птицами. Лебеди-шипуны лезли на ручки, на удивление камышницы, которые у нас скрытные и пугливые, вели себя как лысухи, а вперемешку с кряквами там плавали малые поганки, и охотились за рыбкой в 3-х — 5-ти метрах от нас. В общем, чудеса этого дня продолжались до последней минуты.

Крым явно не хотел нас отпускать, да и из дома друзья присылали фотографии заснеженного города и прогноза погоды с -17… Что удивительно, мы всё-таки успели на поезд, так что на этом моё крымское путешествие закончилось. Как много не успели посмотреть!..

Что ж, будет повод вернуться! Всем добра и весны!!!