Людмила Старшинова. Многомерность образов

Здравствуйте, дорогие друзья.

Я не хочу сейчас гулять по всей Третьяковке, а остановлюсь на двух наших русских художниках. Я говорю об Иванове — русский, потому что, хоть и прожил он долгое время в Италии, и огромное влияние на его творчество оказали художники эпохи Возрождения, он остался русским художником, подарившим нам такой шедевр и рассказавшим нам посредством искусства что-то такое, что можно только лишь почувствовать. Это стоит увидеть, как и картины Ивана Крамского, все-все, что выставлены в Третьяковской галерее. Он хоть и не учился в Италии, однако овладел искусством изображения образов в нескольких реальностях, достаточно рассмотреть его картину «Лунная ночь».

Однако вернёмся к предмету начала моего рассказа.

Совсем недавно я имела счастье посмотреть фильмы замечательного искусствоведа Паолы Волковой. И как же я была удивлена, когда услышала от неё своё восприятие картины «Джоконда» и, как говорят сейчас наши дети: «Сошлись все паззлы». Я наконец-то поняла, чего не хватило мне тогда в те далёкие семидесятые.

А не хватило ещё двух шедевров, которые, на мой взгляд, должны выставляться вместе с картиной «Джоконда», когда она путешествует по миру. Это — звенья одной цепи, это не меньшие шедевры: картина «Анна, Мария младенец и агнец» и картина «Мадонна в гроте». Все эти произведения принадлежат Лувру и висят рядом. Присмотревшись, видим у Анны, Ангела, Мадонны и Моны Лизы – одно лицо, одна улыбка. В интернете можно найти эскизы к картине «Мадонна в гроте», и вторую картину рассмотреть и понять. И не только это связывает эти картины.

Ах, Леонардо! Великий и загадочный Леонардо, сумевший в те запретные времена рассказать о запредельном так ярко. Нашёл способ и краски передающие запредельность, изобразив женщину, находящуюся в двух мирах. Она принадлежит земле и Вселенной. В какой-то точке сливаются две стихии, две реальности. В этих картинах перекликаются темы, ландшафты и мысли, спрятанные от нас. В этих картинах репродуцирована одна и та же мысль: Творение мира, связи мира проявленного с миром невидимым, связи разных стихий. Даже вода, источник жизни, на этих картинах разная, живая. Вода написана бесподобно, она прозрачна, виден каждый камушек, и, кажется, что если зачерпнуть её, то можно напиться.

А ещё... просматривается великая миссия Женщины. Женщины Праматери, той юной и нежной девственной Вселенной, которая выражает себя и проявляет в улыбке. Улыбка на трёх картинах Леонардо одинаковая, впрочем, как и на картинах Крамского и Иванова. Именно это и завораживает в этих шедеврах. Как? В такие непростые времена возникла эта смелость? Именно смелость, ведь о таком даже шёпотом нельзя было говорить, а здесь... Воплотили на холсте. Как можно было изобразить просто женщину, находящуюся в двух пространствах, без рассказа из событий Ветхого и Нового завета? Нет сюжета и рассказа в картине «Мадонна в гроте», да и третья картина отдалённо напоминает рассказ. Это великое мастерство и талант, ниспосланные Оттуда.

 Я думаю, что можно учиться у великих учителей, но если нет таланта, то передать так ярко то, что живёт в Душе, невозможно. Леонардо. Великий Леонардо, не только художник, но и великий Учёный, именно с большой буквы Ученый, передавший великие Знания, которые, на удивление, не потерялись. Эти же Знания заложены в его картины.

Аналогично художникам античности и наши русские художники сумели уловить и передать тоже слово и те же мысли в своих картинах-шедеврах, о которых я рассказала выше. Если появится возможность, непременно посмотрите эти картины. Возможно, пройдясь по залам Третьяковской галереи, Эрмитажу, Русскому музею, Пушкинскому музею и другим знаменитым музеям с живописью, кто-то найдет отголоски того, что почувствовала я. Несомненно, есть ещё великие художники, способные разговаривать на языке чувств и двух реальностей.

А в конце своего рассказа хочу сказать: как же здорово, что музеи мира обмениваются экспонатами, пусть не надолго, пусть в процессе выставок, но мы имеем возможность лицезреть шедевры!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.