Ксения Морозова. Кружево старинного танца

Ощутить себя принцессой, крестьянкой или просто знатной дамой прошедшей эпохи не так уж и сложно. И для этого даже не обязательно быть актрисой. Достаточно просто заниматься историческими танцами. Движение это сегодня представлено во многих городах России, и с каждым днём число желающих окунуться в восхитительное прошлое растёт — к превеликой радости «старичков».

В мою жизнь исторические танцы (как, впрочем, и всё остальное) пришли внезапно и случайно. Находясь в поисках танцевальной студии, где не требовалось наличие постоянного партнёра, я наткнулась ВКонтакте на весьма странное сообщество под не менее странным названием — Merletto. В переводе с итальянского это значит «кружево». Хм. Кружево танца, что ли?

Смотрю фотографии… и просто теряю дар речи от восторга. Мужчины и женщины разного возраста в костюмах разных эпох, стилизованные мероприятия на открытом воздухе, балы в современных дворцах культуры… Боже мой, да это же просто мечта! Что это за секта такая и как туда попасть?

На одном дыхании настрочив сообщение руководителю группы, уже через несколько часов я радостно узнаю, что «Мерлетто» круглый год открыто для приёма новичков, а танцевальная подготовка, как ни странно, не требуется. Иду на первое занятие… а потом на второе… и на сто тридцать второе…

Пять с половиной лет пролетели незаметно. Волшебный вихрь всевозможных «аллемандов», «лодочек», «позировок», «до-за-до», «анаванов», «падебасков», «шассе», «балансе» и «па-де-коте-круазе-пируэтов» закружил меня в восхитительной карусели торжественных полонезов, аристократичных вальсов, кокетливых полек, степенных контрдансов, задорных кадрилей, а также народных шотландских и средневековых танцев — и любовь эта оказалась взаимной и безграничной. Менялись века и причёски, фасоны костюмов и движения, а мы переплывали из эпохи в эпоху, изящно переключая в мозгах нужные режимы. Ведь если, допустим, в XVIII веке исключались практически любые прикосновения к партнёру, кроме касания его ладони двумя пальцами, то в XIX веке всё стало чуть проще, хотя чрезмерно приближаться друг к другу и опускать руку ниже талии дамы всё ещё было категорически запрещено. И только в начале XX века дистанция между партнёрами значительно сократилась, благодаря чему танец обрёл большую свободу мыслей и действий.

Мало-помалу студия Merletto обретала известность в городе — всё чаще наши мероприятия посещали гости с диктофонами, фотоаппаратами и видеокамерами. Мы привыкли к тому, что периодически мелькаем в вечернем выпуске новостей на радость родственникам, привыкли читать статьи и интервью на информационных порталах… И вот, наконец, настал момент перехода на следующий уровень. Одна из участниц нашего коллектива — журналистка, поэтесса и просто красавица Маргарита Чекунова — решила снять небольшой краеведческий фильм о первом сибирском журнале «Две тысячи вёрст до Иппокрены»…

—На «Этнофестивале» в этом году мы решили представить танцы XX века. Нужно будет шить платья эпохи «модерн». А ещё Маргарита пригласила нас на съёмки в своём фильме, — закончила моя подруга Марина Щербакова (активист и одна из лучших швей студии) обзор последних «мерлеттовских» новостей за уже-не-помню-какой чашкой ароматного чёрного чая. — Ей нужна массовка. Ты с нами?

—Эээээ… У меня же нет подходящего костюма, — неуверенно пробормотала я. — А вообще не против, если я вам нужна.

—Мы можем переделать под восемнадцатый век твой голубой кринолин. Если дело только в этом, приходи завтра на репетицию к семи. Ты очень нам нужна!

…Три занятия пронеслись как миг — и вот верный Рудик (мой японский легковой «скакун») уже мчит меня сквозь мигающие жёлтым светофоры в старую Зареку, в мой любимый особняк купца Колмогорова на съёмку бальной сцены. Последний мой кинематографический опыт случился ровно шесть лет назад, поэтому предвкушение праздника (то бишь захватывающего (а для кого-то — мучительного) повторения дубля за дублем) не оставляло меня всю неделю. Но сначала нужно было включить машину времени…

Марина, как всегда, была права: моя трансформация из сумасшедшего промокодера в даму екатерининской эпохи оказалась несложной. «Второе рококо» 1850-х годов при помощи фижм, накидки-канзу, дополнительных юбок и пары лёгких движений золотых рук нашего танцмейстера и руководителя Юли Зольниковой волшебным образом преобразилось в платье XVIII века; загорелое лицо геленджикской простолюдинки (что поделать, я только две недели назад вернулась из отпуска!) благодаря золотым рукам доброй Жанны Прытких превратилось в аристократично-фарфоровый лик, а из копны непослушных волос золотые руки Марины за несколько минут сотворили аутентичную причёску былой эпохи. Я смотрю в зеркало и немею от восхищения: шальная императрица, да и только! Как девочкам это удалось? Какие же они у меня талантливые и классные!

—Просим танцоров пройти в зал! — прерывает мои восторги боевой клич Маргариты. Впереди — несколько часов монотонного повторения одного-единственного контрданса «Прихоть мистера Бевериджа», и я мысленно прошу: «Господи, дай нам терпения»…

Но на практике всё оказалось не так трагично. Где-то после десятого повторения схемы под зацикленную мелодию мой мозг за ненадобностью отключился — я расслабилась и просто «поплыла» сквозь века… Сменялись партнёры, слепил свет, шуршали кринолины, а я танцевала, как в последний раз, и поднадоевший за пять лет «Беверидж» ещё никогда не казался мне настолько прекрасным….

Изредка до нас доносились восклицания оператора: «Менуэт, молодцы!» — и замечания танцмейстера: «Артём и Ксюха, выпейте «тормозухи», не спешите!». Было очень сложно не хохотать в голос, а продолжать делать спокойное загадочное лицо, хотя меня распирало от радости, и хотелось безудержно улыбаться и смеяться от беспричинного счастья, которое ты просто не в силах держать внутри… 

К моему превеликому удовольствию, бальной сценой дело не кончилось: нас привлекли ещё к двум сценам в качестве говорящей массовки. Растянулось сие действо до одиннадцати ночи, но до чего было приятно снова окунуться в давно забытый процесс и рассказывать по три-пять раз одно и то же!

—Господа, что вы думаете по поводу нынешней экономической ситуации в Российской империи? — с ходу начал Артём, мой вечно спешащий партнёр. 

—Я думаю, что пока у нас всё хорошо. Я, например, недавно деревеньку купил. Сорок душ населения. И в Петербург успел съездить, — подхватил игру наш партнёр по эпизоду.

—Снято!

—Уже? — удивились мы.

—Ещё один дубль. Приготовились! 

—О чём сейчас будем говорить? — осторожно поинтересовалась я. 

—Мне понравилось про деревеньку. Пусть сейчас у меня уже сто душ будет. 

—Тогда к последнему дублю у вас их будет уже миллион! 

—Кстати, господа, который час? — спохватился Артём. 

—Как показывает мой брегет, который я привёз из Петербурга, сейчас без четверти одиннадцать, — ответил наш обаятельный собеседник, украдкой достав из кармана… да-да — мобильный телефон.

—А не будет ли так добра прекрасная дама подбросить меня до центра на своей карете?

—Увы, сударь, мне совершенно в другую сторону!

Вот в таком потрясающем смешении эпох и прошёл сей волшебный вечер. Сбросив на пол «сто одёжек» и аккуратно упаковав их в чехол, выхожу на улицу. Причёску по традиции не трогаю: разберу этот парикмахерский шедевр уже дома, не торопясь. Тюменская ночь начала XXI века встречает типичным майским морозом… и на редкость историчной тьмой, ведь до старой Зареки — той части города, где мы сейчас находимся — цивилизация, наверное, доберётся ещё не скоро. Несколько тусклых фонарей, неровная дорога, скромные деревянные домики и высокие тополя с пышными кронами — ах, до чего же здесь легко погрузиться в тёмное тюменское прошлое! К тому же многие постройки начала XX века сохранились на этих узких улочках практически в первозданном виде, и сей факт не может не радовать…

Где там моя карета? А, вон, под деревом. Рудик, будь так добр, отвези хозяйку в её семиэтажный кирпичный особняк. И желательно поскорее: дома ждут голодные кошки, и вообще, завтра на работу…

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.