Любовь Степанова. Коммуникативная методика в обучении
В девяностые годы произошел прорыв в представлении о преподавании иностранного языка: появилась коммуникативная методика. Сначала она была опробована и введена в США и Европе, а сейчас повсеместно применяется в России. Так что это такое и в чем её основное отличие от всех остальных методик?
В основе этой методики лежит тезис о том, что изучение иностранного языка должно быть максимально приближено к жизненным ситуациям реального общения. На уроке или в ходе выполнения задания языковой материал преподносится в контексте такой ситуации. Таким образом, говоря научным языком, происходит актуализация знаний. Учащийся понимает, как и где он сможет применить полученные знания, осознает их важность и необходимость. Это сильно влияет на мотивацию к изучению языка. Ученики во многом становятся активными участниками познания, и это сказывается на эффективности обучения.
Основным ядром в коммуникативной методике является не просто жизненная ситуация, которая моделируется в ходе выполнения задания, а коммуникативная задача, которая требует решения. Давайте рассмотрим пример.
Преподаватель описывает ситуацию: «Вы идете по городу с картой, ищете дорогу к парку. Вам непременно нужно попасть в парк через полчаса, так как у вас там встреча с другом». Далее преподаватель ставит коммуникативную задачу: «Вы продумали маршрут заранее, но на одной из улиц проход оказался закрыт, и вам срочно нужно узнать, как обойти этот участок. Обратитесь к прохожему и узнайте, как добраться до парка и сколько это займет времени. Помните, что вы торопитесь». То есть, по сценарию возникает некая заминка, проблема, требующая решения. Именно она побуждает ученика к говорению. Выполняя такое задание, он понимает, зачем он говорит.
В педагогических ВУЗах уделяют отдельное внимание постановке таких коммуникативных задач. Школьным преподавателям зачастую приходится работать по старым учебникам и самим придумывать, как обыграть то или иное задание. Ученики же воспринимают такие упражнения больше как игру, чем серьезную учебу, и с азартом принимаются выполнять задания.
То же я советую родителям школьников (особенно младших школьников, у которых еще не выработался учебный навык, и им сложно осилить домашнее задание самостоятельно). Попробуйте придумать ситуацию из реальной жизни и поставить коммуникативную задачу, которую можно решить, выполняя одно из упражнений домашнего задания. Даже если из всего списка домашних упражнений только одно будет выполнено в таком ключе — это будет большой вклад в мотивацию ребенка к изучению иностранного языка.
Эта же идея применима и к взрослым людям, пытающимся выучить иностранный язык самостоятельно. Даже самые скучные и сухие в изложении самоучители можно самостоятельно превратить в увлекательные пособия!
Вот три простых совета:
—Постоянно переносите языковой материал в максимально приближенные жизненные условия, выдумывайте ситуации, включите воображение!
—Определите ваш тип памяти и помогайте себе. Слушайте, читайте, произносите вслух новые фразы и целые предложения. Помните, что каждое новое слово должно быть прочитано, прописано и произнесено не менее семи раз. Тогда оно запомнится и войдет в ваш активный словарный запас.
—Не спешите освоить новое правило от и до. Познавайте постепенно. В методике существует три этапа обучения: ознакомление — закрепление (тренировка) — повторение.
Благодарю за внимание!
Добавить комментарий