Ирина Гуськова. Карелия и Кижи

«Но вреден север для меня…» Я всегда так считала! И вот в разгар лета и просто непомерной загрузки на работе мне предложили поездку на самый настоящий север. Карелия! Я о ней ничего не знала, да и желания такого не было.

И вот в пятницу, после работы, еле живая от усталости, я собираю свою дорожную сумку, чтобы в полночь сесть в поезд «Санкт-Петербург — Петрозаводск», уходящий с Ладожского вокзала, то есть с другого конца города.

Вышла из дома поздновато, и уже в метро равнодушно размышляла, что если опоздаю на поезд, то вернусь домой и… наконец высплюсь! Успела… И даже вальяжной походкой, совершенно не спеша, прошла по перрону, хотя до этого в буквальном смысле бежала вверх по эскалатору. Теперь можно было спать на замечательной нижней полочке до самого утра… Какое же это блаженство!

Утром на вокзале нас встретил мужчина.

— Деда дали, — прокомментировала моя подруга.

Мы ездили от турфирмы. Дед отвёз нас в гостиницу, где мы оставили вещи, позавтракали и поехали на обзорную экскурсию. Вот он — новый для меня город, Петрозаводск! Зелёный, уютный и такой тихий ранним утром.

О завтраке стоит рассказать отдельно. Настоящий шведский стол, украшенный не только большим разнообразием блюд, но и шампанским… для аристократов… Признаюсь честно — первый день я привыкала к неожиданному для себя статусу, но на второй… очень даже понравилось, особенно если учесть тот факт, что я вообще не пью спиртное.

Программа нашего путешествия оказалась хорошо продуманной. Экскурсия на автобусе, потом поездка на метеоре на остров Кижи. Настроение портил только прогноз погоды: всюду нас или ждал, или настигал дождь. Метеору дождь тоже не нравился, и он совсем не торопился, неуклюже переваливаясь с волны на волну.

А вот и заветный берег! Нас встретил деревянный настил и избушка-кафе совсем рядом с причалом. Но проверить, что там, времени пока не было совершенно.

Чтобы множество ног не портило местную флору, девушка-гид лукаво сообщила, что на острове водятся гадюки, и поэтому лучше не сходить с настила. Однако на тот момент нас больше волновала погода, чем местные обитатели. И — о, Чудо! — специально для аристократов вопреки всем прогнозам выглянуло солнышко!

Из яркой зелёной травы вдруг появились полевые цветы. Нежные и прекрасные, они начали танцевать в обнимку с ветерком. А какой воздух!!! Его ни с чем не сравнить. Чем же мы дышим в своих городах… Уютный… Какой же он уютный, этот небольшой, даже можно сказать, крошечный островок…

А вот и знаменитый собор, построенный без единого гвоздя, хорошо знакомый по фотографиям, словно умытый и сияющий. Оказалось, что его совсем недавно обновили снаружи.

Мы заходили в дома крестьян, привезённые на остров из разных мест. Молодые девушки в красивых платьях давно прошедшего времени рассказывали нашей группе о старинных ремёслах. И это было очень интересно! Я не люблю историю, но тут всё по-другому. Нам показали, как прясть, как делать пояса, рассказали, чем занимались люди и каким сложным был быт, пока не появилось всё то, к чему мы уже так привыкли: стиральные машины, холодильники и другие полезные, даже необходимые в хозяйстве вещи. А ведь это север! Просто немного суши, со всех сторон окружённой водой. Мы видели очень много лодок, они были везде — и на берегу в том числе. Здесь живут в основном те, кто работает на острове. И какой же он сейчас летний, красивый, чистый, яркий, гостеприимный!

Тёмные тучи быстро разошлись, и стало даже жарко. Наша программа закончилась. После экскурсии мы с удовольствием бродили по траве, забыв про предупреждение о змеях, пока не дошли до конца южной части острова. Там нас бесплатно напоили вкусным чаем, и даже можно поесть гречневую кашу! Вот это гостеприимство!

И вдруг откуда-то показался огромный корабль, возникший словно из-под воды! Я прочитала название на носу: «Виссарион Белинский». Надо же, даже не слышала о таком! Прекрасный белый лайнер причалил к острову, который забурлил народом. Немецкая речь, французская и ещё какая-то непонятная. Все туристы потоком устремились к прекрасному храму, а нас уже ждал на пристани зелёненький метеорчик, больше похожий на кузнечика рядом с большим лайнером.

Есть ещё не хотелось, но по программе был запланировал ужин в гостинице, и мы как-то само собой настроились на продолжение банкета.

К счастью, дождь забыл о нас, и набережная в Петрозаводске встретила тёплым, по-настоящему летним вечером. Примечательно, что обратный путь занял меньше времени. Вот что делает хорошая погода!

Нас встречали. Дед уже превратился во Владимира Фёдоровича, который с такой любовью говорил о своём городе, что мы тоже влюбились во всех сразу. Я увидела и красоту этого скромного человека, и красоту края, о котором он так интересно рассказывал.

Вечерний Петрозаводск оказался очень оживлённым, не то, что утром. Заполнились кафе и ресторанчики на берегу Онежского озера, было много гуляющих и просто отдыхающих на набережной. Усталые (а вообще-то, если честно, еле живые), мы добрались до гостиницы и… первым делом отправились ужинать! Наелись как следует, и даже веселье в соседнем зале (там праздновали свадьбу) нам не смогло помешать.

Так я и заснула под грохот свадебного салюта. Как хорошо, когда праздник на улице! Но ночью проснулась от настойчивого шума дождя. Эх, как же водопад Кивач?! С нетерпением ждала встречи с этим природным карельским памятником.

Завтрак (да, да, опять с шампанским!) значительно улучшил наше настроение, и мы вновь помчались навстречу приключениям и новым впечатлениям. Пора было писать ещё одну оду дождю, но когда автобус свернул с шоссе к водопаду, небо очистилось от туч!!! Чудо настоящее… необыкновенное…

Нас встретила ухоженная территория, всё написано, куда идти и где сворачивать. Кафе, сувенирные магазинчики, много лавочек и беседок для отдыха.

Наш Владимир Фёдорович не только провёл по всей территории, но и показал, где пекут вкуснейшие калитки, открытые пирожки с начинкой из картофеля и пшена. Удивительный человек — наш гид. Такой колоссальный объём информации, но всё гармонично! И слушать не устаёшь. И даже стихи, не только наших знаменитых поэтов, но и его собственные, были к месту. Любовь к стране, к своему краю… Я чувствовала, что это не просто слова… Это действительно Любовь. Я видела всё, о чём он рассказывал, хотя обычно быстро перестаю слушать и запоминать новую информацию, особенно если её так много.

Сам водопад не произвёл на меня особого впечатления, видимо, из-за неудачно выбранных смотровых площадок: сбоку и далековато. Но в таких местах красота природы, от которой мы себя так отделили, завораживает настолько, что ты растворяешься и ощущаешь только восторг и нежность к каждой травинке и листику. А ведь это гораздо больше, чем просто полюбоваться стремительно несущейся водой!

Такое знакомство с новым местом, как и с интересным человеком, всегда наполняет меня яркими чувствами, которые так трудно передать словами! Всего за два дня, за столь короткое время — множество впечатлений, мыслей и… пожалуй, самое главное… убегает скучное однообразие привычных дел и забот.

Для полноты счастья мы снова выпили кофе, а потом заметили огромный чайник с моим любимым иван-чаем! Бесплатно! Он стоял на столике возле палаток с сувенирами.

Ну и север! То чай с гречневой кашей, то иван-чай — и всё это без дождя! Он обрушился на наш автобус на обратном пути, но теперь я смело показала ему язык: мы победили непогоду!

Как же мне понравился этот гостеприимный озёрный край! Уезжать, конечно, не хотелось. Но Карелия преподнесла нам ещё один великолепный подарок: едва «Ласточка» набрала ход, увозя нашу группу домой, в Петербург, за окном в небо взмыла роскошная яркая радуга!

Я смотрела на неё и улыбалась: это хорошая примета! А значит, обязательно надо вернуться!..