Анна Островская. Выбор

Почему люди не рискуют строить отношения именно с теми, с кем хотят? Смотришь со стороны и видишь, что они друг друга как минимум хотят, а может быть, даже влюблены. Но при этом она делает вид, что у неё есть другой. А у него и правда есть несколько других, да все не те.

Смотришь на это шоу, и так и тянет прокричать: «Вы вообще в курсе, что жизнь одна?!» Но промолчишь и уйдёшь, потому что лезть в чужие личные границы не комильфо. Иногда так тянет... Но нет. Можно стишочек написать об этом, а лезть не надо.

Всего дважды в моей жизни случилось чудо. Мои друзья Миша и Юля, явно предназначенные друг другу, прожили счастливую совместную жизнь, а Лёша и Лена радуют меня тем, что они просто есть, вместе. Мало того, я ещё и свидетельницей у них на свадьбе была. Две пары, которые в моей голове сложились задолго до того, как осуществились наяву.

Когда заранее видишь, что люди совпадают, а они ещё этого не понимают, очень приятно наблюдать, как постепенно их две судьбы сближаются, переплетаются. Это очень красиво. Люди будто начинают светиться. В этом свете согреваются все, кто с этой парой дружен или в родстве. Это как красивый танец.

Когда люди не совпадают, это тоже со стороны в какой-то момент видно, а изнутри ещё нет. Так было со мной около 20 лет назад. Жалею ли я, что не слушала друзей? Нет. Это был мой опыт, вряд ли его можно было прожить иначе.

Не совпасть — на самом деле не так страшно. Это бывает. И я тоже не лезу, если вижу, что не совпадёт. Но плечо подставляю, и если нужно, подруга или друг могут опереться, когда иллюзия разобьётся. Я по себе помню, как это трудно, когда плеча рядом нет. Да, несовпадения случаются, все мы можем ошибиться. Но ведь можно же исправить ошибку. Перестать играть в то, что тебе не интересно, перестать жить тем, что тебе не подходит. Поменять судьбу.

Страшнее, когда один из пары играет в совпадение. Особенно если на публику. Если речь о концерте, где двое договариваются об условиях и границах и где они вместе проживают какую-то историю, это одно. А если речь о реальной жизни, и один человек любит по-настоящему, а другой вертит им, как марионеткой, то это совсем иная тема. Смотреть на это то смешно, то страшно, то удивительно, то неловко. Участвовать — наверно, одному забавно, а другому больно. Но это не точно.

У меня в жизни был период, когда я очень боялась стать вот такой марионеткой в чужих руках. Мы, творческие, все немного нарциссы и все уязвимы. И, общаясь друг с другом, периодически сталкиваемся то лбами, то душами, то сердцами, попутно их разбивая. Лекарство только одно — не играть в эти игры. Не вступать в противостояние с марионетками, не лезть в их коробочку. Не подставляться кукловоду. Уходить оттуда, где вместо настоящих чувств разворачивается шоу. Лучше с вещами, порой это бывает забавно — красиво покинуть чужой недоспектакль, прихватив вещички…

С творческими нарциссами очень душевно и сердечно дружится, если не позволять въезжать в твои личные границы и искренне гладить по шерсти. Но не дай Бог стать игрушкой, всё очарование кукловода оборачивается зубами и шипами.

Иногда эти же шипы и мне мешают строить отношения с людьми, которые пытаются приблизиться. Но они же и защищают от лишнего.

Жизнь — игра, и люди в ней актёры, как сказал Шекспир. Но что именно сыграть, мы отчасти решаем сами. Порой стоит драму превратить в комедию. Любовный роман — в повесть о дружбе. Мыльную оперу просто сократить, а то и не смотреть совсем.

Жизнь ведь правда одна. И прожить её нужно не марионеткой и не кукловодом, а человеком. А для этого быть честным с собой и, по возможности, с другими. И уж если играть в своей жизни роль, то от души, и главную.

У красивых куколок свои преимущества. Ими любуются, в них с удовольствием играют. Их коллекционируют. Их берегут. Ими гордятся и хвастаются. А потом, наигравшись, убирают временно в коробку, чтобы достать как-нибудь потом. Или выбросить, если надоели.

Занавес кукольного театра опускается, и зрители уходят по домам, кукловод идёт пить чай с друзьями или едет в гости к возлюбленной, если таковая есть. Куклы остаются в коробках до следующего спектакля.

Есть у нас, психологов, одно упражнение. Попросить человека посмотреть на свою жизнь как бы со стороны. Будто он зритель, а жизнь разыгрывается перед ним, как спектакль. Какие чувства и мысли этот сюжет у него вызовет? Что он скажет актерам?

А теперь можно представить, что этот спектакль является компьютерной игрой. И можно как угодно менять сюжет, действующих лиц, эмоции.

Жизнь всего одна, и быть её автором — выбор. Стать кому-то другом — это выбор. Любить кого-то, ничего не требуя взамен — тоже выбор. Стать одной из кукол — ведь тоже. Быть кукловодом и играть в игрушки, вместо того, чтобы выйти из театра и отправиться к себе домой или на свидание с любимой — тоже выбор. Выпить чаю с друзьями и не растрачивать себя на пустые чужие игры — тоже один из вариантов. Влюбиться и позволить себе хотеть именно те отношения, которые считаешь счастьем — тоже выбор. Свалить с вещичками оттуда, где тебе плохо — тоже выбор. Выбирая, нужно ведь хоть на минуту задуматься о последствиях. Да, многие выборы мы совершаем сердцем, на эмоциях. Но эмоции без разума приведут кого-то в ящик для кукол, а кого-то в одинокий дом, где никто не ждёт.

Я часто в этой жизни выбирала одиночество (или уединение), не желая быть ни кукловодом, ни куклой, ни хозяином театра. Мне нравились зрительские места, там можно было остаться человеком.

А ещё я часто стояла на настоящей сцене, проживая одна или с кем-то вместе маленькие отдельные жизни. Каждое стихотворение — маленький отдельный космос, вещь в себе. Каждый товарищ по сцене — огромная и искренняя любовь. И это не про обладание и не про животный инстинкт. Это про соприкосновение одного космоса с другим. Много таких моментов было прожито, абсолютно искренне, и есть теперь, с чем сравнивать силу эмоций, искренность прожитых минут, глубину чувств.

Вот чего не делаю и не люблю наблюдать, так это фальшивую кукольную возню. Каждая будет разыгрывать из себя то королеву, то несчастную жертву обстоятельств. А приглядеться — каждая просто прошла мимо своей судьбы и захотела взять себе чужую. И не вышло. Так тоже бывает. Стоит ли играть в эту игру, если победителей в ней не было и нет? Не быть куклой, а предпочесть одиночество — тоже выбор.

Меня часто упрекают в том, что я недооцениваю любовь и переоцениваю дружбу. Недавно друг упрекнул меня в том, что я слишком многое прощаю. Это не совсем так. Я искренне верю в любовь, просто она бывает разной. В человеке многое умещается, одновременно. И да, я абсолютно верю в то, что ещё будет в моей жизни и взаимность, и совершенно другой жизненный этап, когда прошлое вообще станет неважным. Но я так же искренне верю и в то, что дружба способна залечивать те раны, которые оставило прошлое. И не залечив эти раны, бросаться в новую любовь не имеет большого смысла. И дружба — это не нечто меньшее, чем любовь. Дружба — это разновидность любви. Очень мне подходящая.

Ещё я верю в то, что всё проходит. Но это и дает силы жить. Любить, дружить, не играть в то, что не радует. На сцене искренне проживать свои истории. А в жизни искренне играть только в то и с теми, с кем хорошо. Спрашивая себя периодически: как мне с этим, каково? И если дискомфортно, всегда можно взять вещички и уйти.

А клоуны и куклы всегда будут. Но, как советовала Раневская, их нужно вовремя отпускать из своей жизни. Цирк должен гастролировать. А мы пока выпьем чаю с друзьями и посмотрим, как красиво закрывается и снова открывается занавес...

А в своей жизни будем и режиссером, и сценаристом, и актрисой, и оператором, и костюмером... Человеком! Главное, чтобы не куклой.

И да, рисковать строить отношения с тем, от кого по спине мурашки от счастья, а не от тревоги. А если не сложилось, не падать духом, а идти своей дорогой дальше, не затаив зла, зависти или уныния. Порой мы перерастаем свои влюблённости и дорастаем до такой дружбы и до такого покоя, что страшный Карабас Барабас со своими куклами вместе становится просто персонажем детской книги, и не более чем. Всегда можно открыть другую.

Всегда можно написать другую... Ведь быть автором — тоже выбор.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.