Анастасия Минина. Практика в Петербурге

Здравствуйте, дорогие читатели! Я Настя, студентка первого курса скульптуры московского РАЖВИза. Совсем недавно я вернулась с долгожданной практики в Санкт-Петербурге. Это была не просто поездка, а самое настоящее первое в моей жизни приключение!!! Вот о нём и будет мой рассказ.

Что же такое Питер? Каким он был и какой есть сейчас? Какие люди там? А море? А солнце и небо? А искусство?! Боже мой, ведь там столько скульптуры и живописи... мастера Петровского барокко, новаторство и.... идеи. А Пётр Клодт и его кони на Аничковом мосту?! Что это за город, похож ли он на Москву? Этими вопросами я томилась целый год в ожидании поездки. И вот... как быстро пролетело время! Впервые чемодан, поездка без родителей и ночь в поезде… Я так боялась и так мечтала!!! Что-то новое и удивительное врывается в мою жизнь. Скоро встретимся с дорогими Ирочкой и Анютой. Нас так долго разделяло огромное расстояние и вот... Мечты стали реальностью. Не верится!!! Так началось мое приключение.

С добрым утром, новая жизнь! Я просыпаюсь под перестук колёс, а за окном поля в тумане и живописный простор. Промозглый сырой воздух уже забрался в поезд, и я поуютнее устроилась, завернувшись в тёплый плед. За окном — русское поле, россыпи иван-чая, стройные березы, а где-то сосновый бор. Вот показались деревеньки, а через час мы уже подъезжали к долгожданному городу! Ну вот мы и на месте!

Здравствуй, великий город Петра!!! Он встретил меня своим морским свежим воздухом... да, это первое впечатление. Я была рада как ребёнок… Ребёнок, десять лет не видевший моря. В душе моей в тот миг проснулся настоящий неподдельный восторг! Мы оказались за пределами вокзала и направились в общежитие.

—Так вот ты какой! — оглянувшись на 360 градусов, сказала я удивлённо. — Такой тихий, спокойный и очень чистый.

Старинные невысокие здания вдоль проспектов, утопающие в море скульптурного декора. Резные капители, атланты, кариатиды. О, этот прекрасный город, заливающийся лучами только взошедшего солнца! Как прекрасно тут раннее утро! Словно дождавшись долгожданной встречи, попадаешь в крепкие объятия! Я спешу за своей группой, колёсики чемодана отбивают ритм по мостовой, а перед глазами вихрь новых впечатлений!!!

Постойте... Нет, нет, куда вы?! Я сейчас догоню! По щеке побежала слеза. Да это же… Пётр Клодт! Кони Аничкова моста!!! Мечта сбылась. Я прикоснулась к шедевру, которым восхищалась только на фотографиях! О нет, это не те кони с фото. Это образец изящества, пластики и динамики, застывший в бронзе. Это воспевание красоты лошади, её грации и мощи! Они живые, неукротимые, словно вихрь! Вот-вот сорвутся с места, не сдерживаемые своими укротителями, и поскачут, полетят по Невскому! Однако не бойтесь! Замыкая историю укрощения, последний конь всё же повинуется человеку, его мудрости и силе духа — также, как скульптору повиновалась глина и металл! Я ещё вернусь, милые кони! А сейчас пора догонять группу.

Через час мы уже устраивались в комнате общежития и в скором времени отправились на экскурсию в Петропавловскую крепость. И снова дорога, снова гамма новых ощущений! Исаакий — маленькая Италия, снова великий Клодт и его памятник Николаю Первому! А вот и Адмиралтейство — подлинный образец классицизма. А вот и Нева! Большая Нева! Корабли и баржи, блестящая на солнце вода, всплески волн и освежающий порывистый ветер на огромном мосту!!! А вон там, вон там! Это же сам Эрмитаж! Со мной ли всё это? Эй, ущипните меня, разбудите! Не верится!

Вскоре мы оказались в крепости на острове, окружённом Невой, и остановились у Петровских ворот. Мой взор тут же обратился к скульптурным аллегориям в нишах. Это две фигуры — Храбрость и Верность, таланты Петра. А сверху — рельеф низвержения Симона Волхва апостолом Петром. Персонажи словно выходят к нам из своего полуплоскостного мира. Скульптуры монументальные, устойчивые, властные. Как и сама власть императора.

Далее нам рассказали, что крепость с первых дней была моделью города, а Петербург — город плановой застройки.

Удивительно единым ансамблем смотрятся великокняжеская усыпальница и Петропавловский собор. А ведь даты их постройки рознятся аж на 200 лет. И всё благодаря эклектичному стилю.

Через час нас ждала экскурсия по залам Эрмитажа. Впервые передо мной Дворцовая площадь, Александровский столп, триумфальная арка и... о боже, летящие клодтовские кони! Восторг!!! Мы вошли в Зимний дворец. Первое и самое интересное — Растрелли не сразу представляет гостю барочное очарование. Сначала относительно скромный вестибюль... а дальше больше. Парадная лестница открывает очарование барокко. Пространство начинает вибрировать и дробиться с помощью ритмов зеркал и декора. Но и это ещё не всё. Апофеоз роскоши — большой парадный зал! Золото, золото и ещё раз золото! Рокальный декор потрясает воображение! В пикетном зале примечательно то, что архитектор Стасов нарочито приковывает взгляд к верхней части помещения с помощью ассиметричного ритма пилястр.

Теперь очень хочется отметить, что петровское барокко — это накладная декоративность, несущая под собой упорядоченную математику. Его изначальные истоки — античность. И яркий тому пример — большая церковь Эрмитажа, образец растреллевского барокко. Обилие золота, завитков декора и красного бархата не мешают восприятию изначально чёткой конструкции зала с гранями стен и нишами.

Огромное впечатление на меня произвел павильонный зал. Здесь ведь сплошное смешение стилей, а смотрится едино и гармонично, словно мелодия в неоклассическом стиле. Барочные люстры так гармонируют с орнаментами и аркадами ренессанса!!!

А интерьер выставочных залов примечателен тем, что он создавался целиком и полностью под экспозицию, что было новаторством. Ведь это первый публичный музей в России, и задачей Николая была сделать его лучше, чем уже есть в Европе.

Теперь пройдемся по греческим залам, где всё начинается с ваз архаики. На контрасте представлен совсем ранний геометрический стиль росписей и то, что пришло ему на смену — архаические сюжеты. Коринфские вазы условно делятся на краснофигурные и чернофигурные. Первые — игра пластичного живого контура, подчинённая самой форме вазы. А вторые словно театр теней, не менее изящные и пластичные. Все они образец грации и потрясающей компоновки сюжета внутри сложной не плоскостной формы. Это динамика в гармонии! Причём сцены из жизни всегда показаны с предельной подробностью.

Теперь от ваз переходим к самому главному и интересному для меня — к залам Поликлета, Фидия, Скопаса! Первое, что меня поразило — мраморная копия торса атлета. Потрясающая пластика при точнейшей конструкции! Моей первой скульптурой была копия с гипсовой головы диадумена... и вот я вижу римскую копию, очень близкую к оригиналу. Впечатляет, насколько точно читается состыковка черепного и лицевого объёмов, как глаз завязан с надбровной дугой и скуловой костью. Всё очень чётко, но едино и цело! Скульптура словно лирика в камне, уверяю!

Потрясла меня и обнажённая Афродита Праксителя — первый скульптор  высокой классики, изобразивший богиню обнажённой, искусно воспевая пластику и красоту её тела! И совсем другое — римский портрет. Потрясающая точность в мельчайших деталях.

На следующий день мы отправились в Царское Село, в эпоху Николая Второго и истокам — его идеалу царю Алексею Михайловичу. Своим очарованием встретил Федоровский городок в неорусском стиле. Здесь проявилась свобода воображения мастеров. Свобода в выборе прототипа и материалов. Прототип узнаваем, но очень сильно завуалирован. Нет похожих друг на друга произведений. Здания непредсказуемы и изменчивы с разных ракурсов. Питер ознаменован барокко и классицизмом, северным модерном... А тут другой мир. Тут господствует русский и неорусский стиль с элементами модерна. Замысловатое русское узорочье.

Продолжение следует!

Комментарии

Захотелось поскорей вернуться в Эрмитаж, пару лет уже там не была. 

Какой прекрасный рассказ! А я в Питере была только зимой. Но мне все понравилось:-)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.