Ксения Гордиевская. Архыз—Загедан

День 1

Ну, поехали. Прибыли мы в Архыз, поели хычинов с пивом и грушей, как полагается, закупились местным хлебом (он там очень хороший!) и пошли наверх. Сразу на подъём, через водопад Баритовый, куда ходят все, кому не лень, и выше. Было очень душно, несмотря на то, что тропа всё время шла по лесу. Только уже за водопадом деревьев становилось всё меньше, но начал опускаться туман, и видов особо никаких не было. Зато сколько цветов! Мой блокнот сразу же распух, покоробился, и я уже сомневалась, хватит ли мне одной книги и одного блокнота для цветов на весь поход.

До места ночёвки мы так и не дошли, встали на полянке в высокой траве, ручей был довольно далеко, но дойти можно. Начали готовить борщ из свежих овощей, которые мы всегда тащим на первый день, и хотели уже ложиться спать (т.к. ночью перед выездом практически не спали), но тут к нам пришли «гости» — группа из 20 человек, которая тоже начинала здесь свой поход. Это были новички, которым пришлось помогать ставить палатки (почему-то аж несколько человек жили в больших палатках по одному, странные люди), в итоге палатки стояли чуть ли не одна на другой, и на нашей, и на соседней поляне. Зато они помогли нам доесть борщ, которого мы сварили слишком много. Ну, а вечером пошёл дождь...

День 2

Утро было пасмурным и туманным, вся трава в лагере мокрая от ночного дождя, вещи по краям палатки влажные от конденсата. Доев свежие овощи и сосиски (последнюю городскую еду) и угостив салатом соседей, мы начали подниматься к перевалу Баритовый. Мы были уже выше зоны леса, и предполагались виды, но всё было окутано туманом. На бесчисленных цветах и травах чуть ли не в человеческий рост блестели капли росы. Иногда из тумана раздавался звон колокольчиков коров и блеяние овец — казалось, они блеяли человеческими голосами и передразнивали друг друга. По травяному склону мы вылезли на перевал Баритовый. Перевальную фотографию для отчёта сделали на фоне тумана — пусть сами догадываются.

Дальше пошли вместе с соседями по ночевке по хребту Абешера-Ахуба траверсом — на перевал Архыз, пик Пионеров (где распрощались с попутчиками), перевал Грозовой. К вечеру немного распогодилось, и горы побаловали нас видами на окрестные вершины, посёлок далеко внизу и ватное одеяло из облаков у наших ног. Да, столько раз уже ходила выше облаков, и каждый раз это зрелище поражает, каждый раз перехватывает дыхание. Как будто облака отделяют тебя от всего остального мира, и ты оказываешься в открытом небе, в другом мире, самом свободном и настоящем.

По сыпящимся из-под ног камням мы спустились к озеру Грозовому, которое едва было видно из-за тумана, снова накрывшему нас на спуске. Среди болотистой почвы нашли что-то сухое и поставили лагерь. А когда стало смеркаться, туман рассеялся, и мы смогли увидеть место, где остановились, озеро, и облака, которые ползли на нас и сверху из-за перевала, и снизу... На хорошую погоду можно было и не надеяться...

День 3

Ну, началось. Утром мы выйти не смогли из-за дождя. Нет, ну мы, конечно, суровые туристы, которым дождь нипочём, но перспектива промокнуть ещё при сборе лагеря и заодно промочить все вещи — не очень радужная. И мы стали ждать, пока распогодится. Но дождевые облака исправно несли вахту над нами, приходя то из долины, то сверху. Но через какое-то время действительно чуток распогодилось — то есть нас не поливало уже где-то около получаса. Воспользовавшись окном в дожде, мы быстро собрали лагерь и пошли к перевалу Московский. Лезть по мокрой осыпи и траве было не слишком приятно... К тому же спустя каких-то пару часов, когда мы уже вылезли на Московский, погода снова сильно испортилась, пошёл ливень, а спуск с перевала затянуло густым туманом.

Решили поставить одну палатку на снежнике прямо под перевалом и переждать ливень. Пережидали мы в итоге до вечера.. Иногда дождь становился слабее, и можно было бы и выйти, но нам предстоял сложный спуск по скалам (а на мокрых скалах можно легко убиться), да и следующий перевал — самый сложный на маршруте, а есть ли между ними места для ночёвок, мы не знали.

Мы перетащили рюкзаки, поставили вторую палатку и остались ночевать на снежнике под Московским, по сути, потеряв целый день. Только Миша всё не унимался, и постоянно бегал на перевал смотреть, не рассеялся ли туман... Да. Это самое противное в походе — сидеть и ждать погоды.

День 4

Утро мы снова провели в ожидании погоды, под Московским. Когда дождь закончился и появились просветы, поднялись на перевал, и стали спускаться по крутой и долгой осыпи, катаясь на едущих вниз камнях как на сёрфе. Затем мы по висячей долине поднялись на перевал Турий, самый сложный в этом походе. Подъём был вполне нормальный, небольшой, но крутой взлет по осыпи на скалах, а вот вся загвоздка была в спуске. В классификаторе этот перевал значится как 1Б, а в описаниях, по которым мы шли, утверждалось, что это 2А, и для спуска нужны верёвки. И в комиссии, которая нас выпускала, сказали брать верёвки именно на этот участок. И да! С перевала вниз уходили практически отвесные гладкие скалы. По таким даже по верёвке спускаться, мягко говоря, страшновато, а в описании значился именно этот спуск прямо с перевала. Но Илья поискал и нашёл место получше, хотя без веревок не обошлось. Первую верёвку навесили по крутому снежнику, вторую — по кулуару между скал. Спускались в ранклюфт (трещину между скалой и снежником), оттуда вылезали на уже менее крутой снежник, и уже пешком перебирались на камни и вниз. А Илья ещё и лазал снимать веревки, пока Миша перетаскивал оба их рюкзака, Вадим разбивал ледорубом камень, чтобы добыть воды из ручья, а мы с Юлей готовили перекус.

Снизу место, откуда мы спустились, казалось каким-то нереальной сложным, хотя, по сути, ничего такого. Но так всегда — идёшь и идёшь, а потом смотришь, откуда слез, и думаешь — как, вот как???

Но на этом день не закончился! Мы стали подниматься снова по висячей долине на перевал Агур Южный, но там всё было уже легко и пешком, а ещё столько цветов вокруг, столько горечавки!!! И всё мокрое… Только немного сухих незабудок на холмике нашла. С Агура мы спустились по удобной протоптанной тропе к очень живописному озеру, на котором встали на ночёвку. К ночи начался ливень и гроза...

День 5

Всё утро лил ливень, выйти мы смогли уже после обеда, под вечер. И то, были уже мысли развернуться и через перевал свалить в Архыз, пока он ещё относительно близко. Оставалась ещё куча перевалов, а с такой погодой, которая не давала нам выйти утром, надежды пройти весь маршрут уже было мало.

Около 3 часов дня мы все же вышли, чтобы пройти хотя бы что-то. Лёгкий перевал Мылгвал, на который мы, можно сказать, прогулялись. Под ним, как всегда, было озеро, а за ним ещё одно (счёт озёрам на этом маршруте я уже давно потеряла), встали на втором озере. Как всегда — красивые виды, мокрые цветы, холодное озеро, в котором по холоду не искупаться (а я, зная количество озёр, даже купальник новый купила!), и как всегда, ливень вечером...

День 6

Вы не поверите, но утро было солнечным! Дул сильный ветер, но это уже мелочи, главное — нас наконец-то не поливало. Мы стали подниматься по холмам в сторону перевала Семнадцати, второму по сложности на маршруте. По дороге прошли мимо огромного озера Кяфар, занимающего, казалось, всю долину. И ещё пара озёр поменьше встретились нам на пути к перевалу. Подъём был довольно сложный и утомительный — по крутому скользкому снежнику вдоль озера (с которого Илья бесшумно сорвался, но успешно зарубился, и хорошо, что я смотрела себе под ноги и это не видела), потом по сыпухе, потом по скальному сыпящемуся кулуару, и наконец сам перевальный взлёт — по очень крутому снежнику, в котором Илья вырубал нам ступени, и чуть-чуть по скалам. Нормальная такая 1Б. Не Грозовой, который без проблем пешком ходится, и не Турий, который по сути сложнее. «Фишка» перевала Семнадцати — полезть в нужном месте, с нужной стороны. Так вполне можно ногами. Если этот путь не найти, можно залезть в очень сложное место… Мы молодцы, мы нашли.

На этот раз определяющим был подъём, ну а спуск — совершенно лёгкий, по камушкам да по тропинке, куда бы вы думали? Конечно к озерам! Наверное, я ещё никогда не видела такого количества озёр за один поход, у меня в голове они все уже перепутались, и названия забылись, и даже посчитать я их уже не смогу. Обидно только ходить все время мимо таких живописных, чистейших озёр — и не купаться! Всё-таки когда утром и вечером так холодно, что ходишь в пуховике, в холодную воду лезть как-то не очень хочется. Решили остановиться на одном из озёр и дальше не идти, т.к. следующий перевал идёт в связке с траверсом по хребту, и ещё несколькими перевалами, а пройти их до вечера мы бы не успели всё равно...

День 7

Если честно, писать становится всё тяжелее, потому что у меня в голове всё слилось, перемешалось между собой — дни, перевалы, когда на каком озере ночевали, где по чему шли. Слишком много всего в этом походе было, слишком много перевалов, слишком много озёр. Чтобы восстановить хоть какие-то названия, я слушаю диктофонную запись — после каждого похода мы вспоминаем, в какой день что прошли, восстанавливаем названия, и то, даже в записи «по горячим следам» начинается путаница:

— Подождите, это разве в этот день было?

— Нет, это вообще позавчера было.

— А это вчера вообще!

— А как тот перевал назывался?

— Это на который по сыпухе лезли?

— Да нет, другой...

На 7 день нашего путешествия погода решила вспомнить, что всё-таки лето, июль, сезон и всё такое. Жарко не было (а должно бы), но зато не было и дождя с туманом, и было относительно тепло. Решили всё-таки пробовать пройти намеченный маршрут до конца. Мы поднялись на перевал Речепста, откуда траверсом по хребту пошли на перевал Чилик. Думаю, этот траверс все запомнят надолго — после такой сыпухи уже никакая не страшна... Что говорить — длинный каменистый хребет, всё едет под ногами, а тебе надо не вниз, а вбок. Через какое-то время приобретаешь особое чутьё и уже знаешь, какие камни как будут ехать, крупные — шататься и падать на пальцы ног, мелкие — как снег, быстро и довольно мягко, если только они не на скале лежат — это скользко и противно. Иногда попадались выступы скал, за которые можно было придержаться. Команда «камень живой» здесь не работала, потому что все живые, все едут.

Добрались мы с горем пополам до Чилика, а оттуда уже без особого труда так же траверсом, но по тропе, спустились на перевал Ацгара, а оттуда уже вниз, снова в висячую долину, снова к живописным озерам, мимо табуна пасущихся лошадей. Ну, красиво в этих местах, ничего не скажешь. Жаль только, привыкаешь к этой красоте. И с каждым днём одного похода всё больше привыкаешь, и тем более с каждым походом... На ночь встали у очередного живописного озера...

День 8

Замаячил уже впереди конец похода. И уже разговоры пошли про ставропольскую шаурму, да про пекарни, да про кафешки в Италии, да про кухню в Индии и Тайланде... А перевалы-то ещё не все прошли, и поднажать надо, чтобы успеть ко сроку, потому что у ребят поезд-самолет. Так что...

Ой, а я про это не писала? Практически весь поход мы встаём в 5 утра. Поначалу, а вдруг погода будет, и выйти сможем, а теперь, чтобы действительно выйти пораньше. Мне это очень тяжело. Хоть и ложимся часов в 9. Но уже и усталость накопилась, хоть поход и не сложный. Ну просто невозможно себя из спальника вытащить, учитывая, что у меня это долгий процесс. Во-первых, потому что у меня линзы, и по утрам они вставляться в глаза ну никак не хотят, и во-вторых, потому что я на ночь всегда переодеваюсь, даже в походе, ну за исключением каких-то совсем крайних случаев.

Короче. Ацгара Верхний, Уруп Пхия. Поднялись мы на перевал Ацгара Верхний, а оттуда по совершенно прекрасной тропе, практически без набора и потери высоты, по залитому солнцем хребту пошли через непонятные перевалы, названия которых даже не старались запоминать, к перевалу Уруп Пхия. Наконец-то наш поход стал напоминать июльский! В этом году действительно в горах какая-то непонятная ситуация с погодой, в это время, в самый сезон, должно быть всё время жарко и солнечно! А тут единственный полностью солнечный день - и то хорошо. Но не жарко. Спустились мы с перевала в долину Пятиозерья, и снова мимо озёр пошли на финальный перевал — Загеданских озёр. По дороге к нам привязались местные пастушьи собаки, которые шли впереди и показывали дорогу на перевал, и даже спустились с нами с него по небольшой осыпи. Загеданские озёра! Последние на маршруте. Ну надо, надо было искупаться хоть раз! (Хотя Илья один раз купался где-то раньше). С криками, визгами, но искупались. Ну как искупались — я, например, залезла, поорала, окунулась и выбежала. Вадим поплавал даже, а Илья умудрился прям с берега рыбкой прыгнуть. Искупавшись и выпив чаю, мы стали спускаться в долину по хорошей тропе, мимо стад баранов, к реке.

Вроде бы уже всё, но некоторые очень хотели ещё подняться на вершину Чистоган (ради названия, разумеется). Она должна была быть по пути. Через какое-то время спуска появились деревья! Деревья! Высокая трава! Долина! А ведь последние деревья, которые мы видели, были ещё в Архызе, когда поднимались на водопад Баритовый... Весь поход без деревьев... И вот — пока ещё редкий, но лес... Тропу на Чистоган мы благополучно пропустили. И то до темноты шли по лесовозной дороге мимо реки, то и дело переходя её в брод. Шли уже по темноте, освещая дорогу фонариками.

Я первый раз увидела светлячков! Такие инопланетяне светящиеся летают в лесной темноте! Если не знать, так и испугаться можно. До посёлка не дошли, встали уже ночью перед очередным бродом, на пригорке недалеко от дороги. Это была первая — и единственная — ночь в лесу в этом походе...

День 9

Поход пройден, теперь стояла задача как-то отсюда уехать. Машина была заказана на завтра из посёлка Рожкао, до которого день пути. До всех посёлков ближе слишком плохая дорога, все водители отказывались ехать, да и нам нужен был километраж для категории похода. Но всегда хочется сократить это бессмысленное хождение по дорогам, и с утра Илья с Юлей и Мишей пошли в посёлок Загедан, недалеко от которого мы стояли, чтобы попытаться найти там машину хоть куда-то. Но не нашли. Ни машину, ни магазина. И мы пошли пешком. Прошли через Загедан и дошли до Дамхурца, где проезжало довольно много машин, в том числе лесовозов и военных, и мы надеялись, что кто-то нас подберёт.

Но оказалось всё проще: там был детский лагерь, где как раз был день пересменка, и должна была приехать газель с сотрудниками. Думали, ну как минимум до Рыжкао он нас довезёт, как обратно поедет, или до Пятигорска, откуда сам, а договорились аж до Ставрополя. Пока ждали — купили свежего лаваша и булочек в столовой студенческого лагеря через дорогу, ну а уже вечером были в Ставрополе, ели шаурму и мылись в душе!

Надеюсь, вам было интересно читать мои рассказы об этом походе.