Анна Карандашева. Мир гуслей

 

Гусли – это один из прекраснейших музыкальных инструментов. Но много ли мы знаем о нём? На площадях и набережных вечерами звенят струны гитар. Деревенские свадьбы до сих пор сопровождаются переливами гармошки. Россия ассоциируется у иностранцев с балалайкой (в лапах медведя, который надел набекрень шапку-ушанку и подогревает талант водкой, но это уже частности). Мне случалось встречать флейтистов, барабанщиков, пианистов, скрипачей, однако гусляры не попадались ни разу. До одного судьбоносного дня.

Двухэтажный дом в селе Пушкино Тверской области белеет свежей штукатуркой. Мануфактура по производству гуслей сравнительно недавно восстановилась после пожара. Историю этого бедствия нам рассказали одной из первых. Прежний деревянный дом, в котором трудились мастера, погиб в огне вместе со всеми материалами и документами. Случилось это около года назад.

Когда стоишь над пепелищем, руки сами опускаются. Кажется, что все надежды, мечты, планы обратились в груды сероватого угля. Однако, Сергей Горчаков с товарищами не из тех, кто сдаётся. Средства на восстановление предприятия были собраны в рекордно короткие сроки. Со всей страны, со всего мира приходили слова поддержки и денежные переводы. Люди искренне старались помочь. Почему? Что заставило вкладывать свои «кровные» в постройку мануфактуры по производству, прямо скажем, не самого популярного музыкального инструмента?

Думаю, дело в том, что изготовление гуслей в Пушкино – это не просто удачный бизнес-проект, с дебитом, кредитом и активами. Это идея, объединившая единомышленников. Большое и важное дело. Сергей Горчаков – основатель и главный мастер «Мира гуслей» – мечтает вернуть древний инструмент в современность. Гусли должны присутствовать в культурной жизни, в обучении и в быту. Пусть они будут в каждом доме. Пусть на них учатся играть все, от мала до велика, развивают слух и чувство ритма. Пусть за столом и на вечеринках вместо караоке звенят, как в сказке, «золотые струночки».

Звучит, соглашусь, довольно фантастично. Но одно дело мечтать, сидя на диванчике, и совсем другое – работать, превращая сказку в цель. «Мир гуслей» за последние несколько лет изготовил около 7 000 инструментов (почти 2000 за 2019 год). Мастера работают над самыми разными моделями от лёгких плоских дощечек со струнами – такие при раскопках в Великом Новгороде находили – до академических гуслей, что звучат на концертах симфонических оркестров. Заказы на изделия поступают со всех регионов России и из многих стран мира.

Сегодня возрождение традиции идёт методом проб и ошибок. Что-то получается сразу, над чем-то приходится долго и упорно работать: подбирать струны для академических гуслей, снимать с производства одни формы и вводить другие. Несмотря на все трудности, мастера стараются сделать цены на музыкальные инструменты максимально доступными. Насколько? Математика элементарна. До 2012 года в России не существовало поточного производства гуслей. Инструменты стоили, в среднем, 1000 рублей за струну плюс работа. Таким образом, девятиструнные гусли обошлись бы покупателю в 14 000 – 15 000 рублей. Сергей Сергеевич (как уважительно называют руководителя мастера) снизил цену в 3 раза. Как? За счёт настоящей технологической революции.

Экскурсию по производству для нас провёл Василий Ампилогов. Васю разбудили специально ради иногородних гостей, и путешественникам было жутко неудобно. Однако вскоре мы поняли: даже если разбудить Василия посреди ночи, он сможет поведать всё о том, как изготовить гусли.

Что же такое «Мир гуслей» и что особенно привлекает в этом дивном мире?

Когда-нибудь здесь обязательно будет постоялый двор. «Гусельное подворье» с музеем, гостиницей, ресторанчиком, концертным залом и обучающими мастер-классами. Автобусы будут привозить толпы туристов со всего мира. Сегодня всё только-только начинается. (И как же приятно стоять у истоков! Лет этак через десять приедем сюда снова и скажем: «А мы помним, из чего всё выросло!»)

Открыв входную дверь, сразу попадаешь в цех, где шумно работают станки; рядышком склад материалов; в соседнем помещении – готовые инструменты. Путешественников первым делом проводили в столовую – пить чай.

Разливая кипяток, Вася поведал нам, что подготовить мастера, способного работать над музыкальными инструментами, очень непросто. Среднестатистический столяр для этой работы не годится. Когда ты ваяешь табуретку, лишняя пара миллиметров погоды не сделает. Но при изготовлении гуслей на звук может повлиять микроскопическая ошибка. Нужно быть очень аккуратным, внимательным, любить своё дело.

Не всякий умеет любить. Вместе с нами чай попивал сухощавый мужчина – Олег. Он прибыл в «Мир гуслей», чтобы изготовить подарок своей девушке. Будущий гость долго общался с Сергеем Горчаковым и, наконец, получив «добро», явился на мануфактуру. Приехал он издалека, живёт здесь, трудится даже по субботам, учится и, наверняка, преуспеет. Главное, ведь, желание и старание.

Путь музыкального инструмента начинается с доски, с куска древесины. Именно в этом качестве он попадает на мануфактуру и терпеливо ждёт своего часа на складе. В одном инструменте может свободно сочетаться несколько разных пород древесины. Мануфактура предполагает разделение труда. Тот же Вася, подаривший нам несколько часов интереснейшей экскурсии, отлично разбирается в струнах и постоянно решает проблемы по их адаптации для разных моделей. Однако, есть и инструменты, которые один мастер ведёт с самого начала и до конца, например, крыловидные и лировидные гусли.

Заготовка будущего инструмента кочует от одного станка к другому. «Порядок действий» определяется множеством факторов: тем, какие перед нами гусли; делается ли корпус из цельного куска дерева или склеивается. Веками древесину долбили при помощи стамески. Теперь в «Мире гуслей» заготовку обрабатывают на фрезерном станке. Стоит ли говорить, что это существенно ускорило процесс.

Ещё одной «находкой» стали шаблоны – своеобразные выкройки для музыкальных инструментов. Их на производстве множество. До визита в «Мир гуслей» мне и в голову не могло прийти, как разнообразен этот мир.

С первого этажа, от пил и фрезерных станков, мы поднялись на второй. Здесь гусли шлифуют и лакируют. Стоит отметить, что в комнатах, где это происходит, отличная вентиляция. Без неё никуда! В шлифовальном цехе опилки во время работы порхают в воздухе мелкой взвесью. Иначе как в маске не войдёшь.

В «малярке» малярят: морят и покрывают корпуса лаком. Здесь должно быть чисто, чтобы никакой мусор к гладкой поверхности будущего инструмента не прилип. Пропитки разнообразных оттенков придают древесине чарующий цвет палисандра, лимона, кофе. Лак нарастает на рабочем столе причудливым «инопланетяшкой». Готовые изделия сохнут. Попади мы в «Мир гуслей» в будний день, пришлось бы потолкаться. Работа кипит, к каждому станку едва ли не очередь! В выходные на производстве сравнительно спокойно, но всё равно периодически запускается то одна, то другая машина.

Последний этап – струны. В этой области у мастеров «Мира гуслей» тоже есть свои хитрости. Вася прямо при нас упаковал в конвертик струну, по ходу объясняя, на какие параметры и характеристики следует обращать внимание. Среди знакомых слов, таких как «настройка» и «толщина», встречались и загадочные.

— А что такое «мензура»?

— Это длина рабочей части струны, — немедленно пояснил экскурсовод.

Оказалось, что на разных видах гуслей рабочей может быть, как вся струна от узла до колка, так и некая определённая её часть. Оставлять струны туго натянутыми, если на них не играют постоянно, не рекомендуется. Портится ли инструмент от постоянного использования? Нет. Даже наоборот, «разыгранные» гусли лучше держат строй.

— А бывают ли электронные гусли?

— Почему бы и нет?! Если заказчику требуется, можно установить на инструмент звукосниматель.

— И часто требуется?

Вася пожимает плечами:

– У меня, например, «электронные гусли» есть.

Когда вся работа завершена, открывается дорога на склад готовой продукции. Там одновременно располагаются около полутора сотен гуслей и заготовок. Заготовки – это инструменты, которые собраны не до конца. На них нет фурнитуры и лака. Зачем хранить их в таком виде? Представим, что покупателю понадобился какой-то специфический цвет. Тогда заготовка и выручит! Её возьмут со склада, заморят, покроют лаком, снабдят скобой и колками, натянут струны и быстро предоставят заказчику. Всё «на мази»!

На складских полках ожидают своих хозяев самые разнообразные инструменты: гусли шлемовидные, крыловидные и лировидные. Латышский народный инструмент по имени «кокле» с деревянными колками об одиннадцати струнах соседствует с этнографическими «гуслями Столбово». Красивая вещь! Цвет – «эбеновое дерево», десять струн на ощутимом расстоянии друг от друга. Аутентичные инструменты мирно сосуществуют с моделями, разработанными непосредственно в Пушкино. Каждая модель носит собственное поэтичное название: «Гамаюн», «Скиф», «Лебёдушки», «Сирин», «Весна», «Феникс»…

Возможно ли уйти отсюда без собственного инструмента? По-моему, нет. Я отныне играю на шестиструнных гуслях. Они путешествуют со мной по дорогам, чтобы звенеть на улицах чужих городов и стран, на берегах озёр, рек и морей. Конечно, я – ещё не виртуоз, но первые шаги уже сделаны. Особенно отрадно, что гусли не настолько сложны, как может показаться на первый взгляд. На музыкальном фестивале «Нашествие» «Мир гуслей» проводил мастер-классы. Их посетило более 1000 человек, и уже через 40 минут все участники освоили ряд несложных наигрышей.

О «Мире гуслей» сказано и написано немало. На мануфактуру постоянно приезжают журналисты. Подготовлено более 40 видеорепортажей о её работе, инструменты отправляются почтой даже в Австралию. На складе готовой продукции мы случайно встретились с Егором Стрельниковым, музыкантом, который руководит школой гуслей в Москве и Подмосковье (в Сергиевом посаде). Он тоже закупается именно здесь. В сети можно без труда найти видео-уроки игры. Есть курс, записанный Василием Ампилоговым, что проводил нам экскурсию. Информация есть, информации много, но всё-таки недостаточно. Цель народной мануфактуры «Мир гуслей» произвести как минимум миллион инструментов и, конечно, подготовить людей, которые на этих инструментах будут играть. Именно поэтому здесь всегда рады гостям: музыкантам, мастерам и просто неравнодушным людям. Лично для меня «Мир гуслей» стал одним из тех сказочных мест, которые вдохновляют на подвиги и о которых всем-всем-всем хочется рассказать.

Автор фото — Кото (https://vk.com/koto.murmudr)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.