Екатерина Тукеева. Ожерелье Петербурга. Петергоф

Блистательный, величественный, парадный — какими только эпитетами ни награждают Петергоф, эту великолепную жемчужину в ожерелье музеев-заповедников Петербурга. И она, без сомнения, того заслуживает.

Только представьте: здесь сосредоточено 7 дворцов, 32 музея и целых 150 фонтанов! Музей-заповедник «Петергоф» за год посещают более 4 миллионов туристов.

Попасть в этот музей под открытым небом можно либо автотранспортом по Санкт-Петербургскому проспекту, либо железной дорогой, либо водным путем (кстати, самым коротким) на метеоре из центра Санкт-Петербурга. Большинство туристов выбирают путь по суше и начинают осмотр с Верхнего сада. Последуем за ними и мы.

Нужно сказать, что строился Петергоф, в переводе «Двор Петра», достаточно быстро, за 13 лет, с 1710 г. И к 1723 г. работы по сооружению основных зданий, парка и фонтанов были завершены. Уникальные особенности местности, с её перепадом высот и наличием большого числа источников воды позволили устроить самотечную систему фонтанов, работающую по принципу сообщающихся сосудов и не требующую насосов. Верхний сад, где первоначально был разбит огород Петра и устроены пруды для разведения рыбы — это регулярный сад с ровными геометрическими пропорциями, аллеями, рядами стриженых деревьев, газонами, цветниками, беседками и фонтанами. Сейчас мы воспринимаем его как парадный въезд в резиденцию. Это прекрасное место для неспешных прогулок, где каждый вид радует глаз. Центр сада — фонтан «Нептун», история которого невероятно интересна. Скульптурная группа для него была изготовлена ещё в конце XVII го века в Германии, куплена Павлом I и привезена в Россию, в конце XVIII века установлена в Петергофе, в период оккупации похищена и перевезена в Германию, где её нашли в конце войны и вернули музею-заповеднику.

Верхний сад отделён от Нижнего парка Большим Петергофским дворцом, который являет собой образец елизаветинского барокко. Кстати, термин «барокко» по одной из версий означает «жемчужина неправильной формы», намекая на причудливость линий и отступление от классических норм. Первоначально дворец, который называли Верхними Палатами, был гораздо меньше нынешнего, длиной примерно в ширину Большого каскада. Современный вид после многочисленных перестроек придал ему архитектор Ф.-Б. Растрелли, воплотив в жизнь здание, уникальное по своей архитектуре и роскоши внутренних интерьеров, создав композиционное решение по разделению разноуровневых парков.

Дворец гениального архитектора был разрушен во время войны, как и большая часть садово-паркового ансамбля. Реставраторам, скульпторам, архитекторам и художникам послевоенного времени удалось сделать невозможное: по рисункам и чертежам по крупицам были восстановлены и дворец, и Большой Каскад и многие другие здания и фонтанные и скульптурные группы. Когда в 1946 году вновь отлитого «Самсона», символ победы в Северной войне и выхода России к морю, триумфально везли по городу, ленинградцы были счастливы, это событие стало эмблемой возрождения и страны, города, и Петергофа в частности. Несколько лет назад «Самсон» был на реставрации, и возвращение его на историческое место было знаковым событием для жизни города, свидетелем которого удалось стать и мне: скульптуру везли прямо под нашими окнами, выходящими на проспект Стачек. Вне привычного места фигура «Самсона», движущаяся посреди автострады, казалась ещё более грандиозной и величественной. Ощущалось, насколько велико значение «Самсона» и для Санкт-Петербурга, и для истории.

Грандиозный фонтан «Большой Каскад», частью которого и является «Самсон, разрывающий пасть льву» соединяет Дворец и Морской канал, ведущий к Финскому заливу. Это уникальное скульптурное и композиционное решение было разработано ещё во времена Петра I, во многом при его непосредственном участии. Фонтаны каскада заработали в 1723 году, а «Самсон» появился гораздо позже, уже после смерти царя. Каждая из более чем двухсот фигур каскада имеет своё значение, которое легко расшифровывалось современниками: символизм искусства был обычным явлением в XVII-XIX веках. Причем наиболее важной частью считались гроты под каскадом — рукотворные увеселительные пещеры, где гости могли полюбоваться скульптурой и шутливыми фонтанами, познакомиться с работой фонтанной системы. Гроты работают и сегодня.

Во время ежегодных праздников в честь открытия и закрытия сезона фонтанов, Дворец и Большой каскад становятся центральной частью торжества. Здесь организуют всевозможные лазерные шоу, костюмированные представления и т.д.

Морской канал, начинающийся от пристани и завершающийся Большим каскадом, делит Нижний парк на две почти равные части: Монплезирскую и Марлинскую, по названиям дворцов, находящихся в этих частях.

Монплезир (в дословном переводе «моё удовольствие»), стал любимым дворцом Петра. Царь сам принимал участие и в выборе места для него, и в создании чертежей и планировки. Дворец выполнен в голландском стиле, лаконичен, не содержит избытка роскоши, его внутреннее убранство соответствует художественно-эстетическим вкусам самого императора, любившего искусство и собравшего здесь первую коллекцию живописи, в то же время не принимавшего излишеств. Хотите понять характер Петра — посетите Монплезир. Личные комнаты царя отличаются скромностью и аскетизмом, а смотрят они на море: отсюда было видно и Кронштадт, и идущий корабль. Удивительно, но этот дворец — одно из немногих сооружений, дошедших до нас через века в почти первозданном виде. Попасть в Монплезир можно только летом, т.к. он не отапливается и никогда не отапливался. Здесь прохладно и сыро даже летом. Про него даже шутили: «Монплезир — дворец прекрасный только в день сухой и ясный».

Монплезирская часть парка наиболее парадная, увеселительная. Здесь расположены большинство известных фонтанов Петергофа: парные «Римские» и роскошная «Шахматная гора», величественный «Тритон», озорные фонтаны-шутихи, весёлый фонтан «Карусель», идеальный фонтан «Пирамида», инженерно сложный и прекрасный фонтан «Солнце» и многие другие. Особое восхищение вызывает цветочное оформление парка, равного которому нет в городе. Из года в год дизайнеры придумывают всё более красивые и разнообразные композиции, оформление газонов и бордюров, оттеняющих красоту фонтанов. Ближе к осени в парке появляются вазы, оформленные овощами, выращенными на воссозданных петровских огородах. В этой части парка возрождены два павильона для птиц — Вольеры.

Марлинская часть — более спокойная, тихая. Здесь место для уединенных размеренных прогулок. В этой части расположены каскады «Золотая гора» и «Львиный», фонтаны «Менажерные» и «Тритоны», павильон «Эрмитаж», дворец «Марли», а также скульптурные группы вокруг дворца. Смысловой центр этой части парка — дворец Марли. Он привлекает не золотом и лепниной, которых здесь нет, а изяществом формы и идеальностью пропорций. Отражающийся в окаймленном липами пруде, в котором сейчас, как и прежде, разводят рыбу, дворец кажется невероятно легким, парящим. Убранство его скромно, он использовался как гостевой дом для важных гостей царской семьи. Очень интересно оформлена площадь вокруг дворца: аллеи из стриженых лип, сходящиеся тут к Марлинскому пруду, а также окружающие пруд справа и слева, создают романтичную и одновременно строгую  атмосферу французского парка, которую усиливают находящиеся рядом балконы и лестницы, обрамляющие выход к заливу.

Отдельно стоит сказать об идеях, заложенных в основу всего комплекса. Петергофский парк Пётр воспринимал как рай на земле, идею рая воплощала и красота, и нарядность пространства и разнообразите деревьев и растений, птиц и животных, водных источников. В дополнение к этому Пётр обожал так называемое «обучающее пространство», когда каждая скульптура, картина или барельеф имели свою символику, рассказывали зрителю об устройстве мира, течении жизни, заставляя задуматься о вопросах возвышенных, отстраненных от привычной жизни человека. Так, если рассмотреть карту нижнего парка, мы увидим, что симметрично в разных половинах парка установлены фонтаны со скульптурами Адама и Евы — жителями этого Рая на земле, воплощающими, может быть, и самих хозяев парка. Причём они находятся на одной аллее, смотрят друг на друга, поддерживая таким образом гармонию всего ансамбля. Вообще, в соответствии со стандартами французского парка деревьям приданы строгие геометрические формы, а  все аллеи сделаны идеально прямыми. Заканчивается же каждая из них дворцом или фонтаном, что делает последние заметными, подчёркнуто выделенными в пространстве парка.

В данной статье мы остановились только на главном дворцово-парковом комплексе, а ведь есть ещё и парк Александрия, Колонистский и Луговой парки и многие другие, входящие в заповедник Петергоф. Для посещения Петергофа лучше отводить целый день, чтобы успеть насладиться воистину сказочными видами, где природа не спорит с творением человека, а скорее украшает, окаймляет и гармонизирует его. Здесь всегда радостная и праздничная атмосфера. И, конечно же, невозможно узнать Петербург до конца, не посетив Петергофа — символа красоты, могущества и величия России.

Комментарии

Так лаконично и чудно описан этот символ Санкт-Петербурга! Спасибо!!!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.