Любовь Степанова. Велопоход по Онеге-2012

Когда проходит всё больше и больше времени после поездки, многие детали стираются из памяти. Остаются только самые значимые и яркие моменты. В такие случайные воспоминания могут попасть короткий разговор с прохожим в незнакомом городе, открывшийся на несколько секунд вид на повороте дороги или момент душевной гармонии и умиротворения при наблюдении за природой. Только по прошествии длительного времени по сохранившимся воспоминаниям ты понимаешь, что на самом деле было интересного для тебя лично, что оказалось значимым.

Мне хочется вспомнить велопоход вокруг Онежского озера летом 2012 года. Спустя четыре года воспоминания явно «замылились» и перемешались, а на первый план вышли лишь яркие эмоциональные переживания. Давайте прогуляемся по ним вместе.

В этот поход мы поехали вдвоем с молодым человеком. Маршрут вокруг Онежского озера мы выбрали потому что в восьмидесятые годы его уже проходили наши родители. Только тогда в виду разбитых дорог на границах областей (а к берегам Онеги выходят аж три области: Ленинградская, Вологодская и собственно Карелия) походу была присвоена третья категория сложности. Сейчас дороги отремонтировали, и категория стала второй. Прочитав несколько отчетов из других походов, мы собрались, взяли билеты до Петрозаводска и приготовились к двухнедельному приключению.

До этого я ни разу не была в Карелии и представление о ней у меня было довольно смутное. В основном, по фотографиям скалистых берегов и сосен. Когда мы высадились в Петрозаводске и поехали по трассе вдоль берега на восток (маршрут проходил против часовой стрелки), ни скалистых берегов, ни сосен я не увидела. Я была очень удивлена! Всё ехала и думала: «Ну где же, где эта прекрасная северная природа?». А вдоль шоссе всё тянулись густые ивовые заросли и кустарник. Длинный световой день был приятным дополнением похода. Мы сразу избаловались: стали поздно выезжать со стоянки и поздно вставать на привал вечером. Теперь о том, что понравилось.

Я была в восторге от деревянных церквей. В Карелии они, конечно же, не такие ухоженные, как в средней полосе России, но обладают своим неповторимым очарованием. В названиях многих деревень и населенных пунктов встречалось слово «погост». И зачастую полуразваленная, обветшалая или просто закрытая на ключ деревянная конструкция угадывалась по силуэту. К слову, очень мало деревянных церквей были в надлежащем состоянии для проведения служб. Да, и вообще, людей встречалось немного. Гуляя вокруг очередной деревянной церкви, я старалась представить, как это место выглядело, когда церковь работала. Как всё было ухожено и торжественно, людно.

В первые дни путешествия мы посетили краеведческий музей в селе Шелтозеро, в котором хранится обширная коллекция предметов вепсской культуры и быта. Для меня это представляло особый интерес. Домашняя утварь, местные механизмы и агрегаты, коллекция вепсской вышивки — всё это занимает два этажа отдельного деревянного терема, который сам по себе является памятником деревянного зодчества.

Еще мы просто влюбились в северные избы. Эти огромные, порой двухэтажные дома, казались настоящими великанами по сравнению с избами средней полосы (говорят, надо съездить в Архангельскую область, там избы еще больше)! В первый же вечер после поезда, в окрестностях Петрозаводска, мы остановились в каком-то селе и начали фотографировать эти местные дома. Настолько мы были впечатлены.

Культурную программу готовила я, Глеб занимался технической частью маршрута: картой, стоянками, километражем и т. д. Но оказалось, он тоже заготовил несколько пунктов программы «для общего образования». Первым таким пунктом был шокшинский кварцитный карьер. Неподалеку от села Шокша, на берегу Онеги, раньше добывали кварцит. Это настолько уникальное месторождение (важен красный оттенок камня), что кварцит был назван в честь деревушки, находящейся рядом. Теперь это поселок городского типа, некогда, в годы активных разработок, оживленный и многолюдный, встретивший нас сильным запустением. Зато карьер нас впечатлил. Большое пространство было усыпано отколотыми и поваленными в кучу камнями. Сама порода возвышалась отвесной скалой высотой в несколько этажей. Мы припарковали велосипеды и полезли наверх.

В моих воспоминаниях этот шокшинский карьер стал началом пыльных дорог и встречных грузовиков, везущих породу с местных разработок. Чуть позже после Шокши дорога стала проселочной, асфальт был постелен только в населенных пунктах. Это значило, что любая проезжающая машина поднимала столбы пыли, которая висела в неподвижном воздухе и сильно мешала дышать, видеть, крутить педали — вообще, жить. «Ну и пыль,- думала я. - Вот тебе и Карелия: ни сосен, ни скал, одно болото и пыльные дороги». Настроение, конечно, было не очень, и это влияло на боевой дух.

А еще нам повезло с погодой. Из Петрозаводска мы уезжали с ливнем, но уже на следующий день и во все последующие дни погода стояла ясная и в меру теплая. Было чуть больше двадцати градусов, ветерок — лучшие условия для путешествия на велосипеде. И солнцу мы радовались поначалу. Но на четвертый-пятый день палящее солнце стало невыносимым. Мы загорели как на курорте!

Впереди нас ждала Свирь и переправа на пароме в городе Вознесенье. Помню, как коровы гуляли без присмотра по самому берегу, подолгу стояли на пристани, рассматривая ожидающих переправу автомобили и пассажиров. Мы не знали расписание рейсов, поэтому попали в перерыв и скучали под березой, поедая мороженое. Но наконец-то паром пришел, и мы успешно переправились на правый берег. После Вознесенья мы продолжили двигаться на восток в сторону городка Ошта. По воспоминаниям тот день был апогеем пыли, жары и насекомых. Солнце пекло, автомобилей было довольно много, а значит, и пыли. Но хуже всего было то, что от продолжительной тёплой погоды оживились насекомые. Слепней было много. Кажется, они скучали в том безлюдном краю, поэтому когда появились двое велотуристов, они массово проявили неподдельный интерес. После пробных покусываний спины, рук, шеи они решили прокатиться с нами. Руль был усыпан насекомыми. Причём они ничего не делали. Не ползали, не изучали, а просто «катались». Те, кому мест «в партере» не досталось, кружили огромной жужжащей тучей над головой. Это очень раздражало.

Местность там была низменная, заболоченная. От такой тяжелой дороги мы очень устали и решили пообедать на берегу озера. Наивные. До берега вела насыпная дорога, а вокруг сплошной камыш и ивы. До воды по карте было около двух километров, но туда мы так и не доехали, обедали прямо на автомобильной колее. Порадовал не сколько обед, а возможность растянуться на коврике во весь рост и остыть в тени.

После Ошты начался асфальт (ура!). Мы так были рады! И растительность изменилась. Появились песчаные почвы и сосны. Рельеф стал ярко выраженным. Начались так называемые «тягуны» (не путать с тягачами), длинные, более одного километра, покатые подъемы. Глеб морально к ним готовился при подготовке маршрута, но на деле они тяжело давались. Особенно после такого насыщенного дня с паромом и пыльными дорогами. Через пару километров от Ошты мы увидели одинокую вывеску на придорожном столбике: молоко. Вдали был виден дом с хозяйственными постройками. Эта вывеска для нас была как для странника оазис среди пустыни. Молоко условились пить не тут же, а отъехать «на природу». Но мы были такие измученные, и молоко так нас манило, да еще и очередной тягун начался, что мы остановились на середине горы и сделали перерыв. Молоко выпили всё. Литра полтора, кажется.

После молока стало сытнее и веселее. Поехали быстрее, хотя небольшой встречный ветерок мешал. Виды стали живописными. Сосновые боры и лесные речушки. Мы уже стали думать о месте для лагеря. Слева от нас где-то в пяти километрах была Онега, берег заболоченный, деревья лиственные, в общем, для лагеря не подходит. Справа сосновый бор. Очень заманчивый. Мы даже поехали по лесной дороге искать место для привала, но в последний момент засомневались. Уж больно глухое место было. Можете посмеяться, но испугались медведей. И, как оказалось потом, не зря. При подготовке к походу Глеб купил два фаера (небольшая палка, фонтанирующая огнем посте того, как выдернуть заглушку и поджечь) «от медведей», как он сказал, на всякий случай. В этом смысле ездить по таким глухим местам вдвоём или в одиночку не очень практично. В большой компании есть шанс, что кто-нибудь что-нибудь сможет сделать правильно, чтобы отпугнуть зверя. Решили ехать дальше.

В тот день Глеба впервые подвела карта. У нас были атласы всех областей, но некоторые районы Глеб дублировал распечатанными листами. Вечером нам на пути попалась большая деревня и хорошая полноводная река, которая почему-то не была указана на карте. Мы были очень удивлены и обрадованы. Время было около восьми-девяти вечера. Нужно было вставать лагерем. Дальше решили не ехать. Спросив у местных жителей, поехали по улице вдоль берега, надеясь встать после деревни у самой воды.

Но деревня закончилась, и начался заросший высоченной травой луг. Мы бросили велосипеды и пошли на разведку. Место казалось безнадежным, а мы были такими уставшими.... Посовещавшись, мы вспомнили, что проезжали купающегося мужчину метрах в пятидесяти от нас. Вернулись к нему, стали спрашивать, где можно встать с палаткой. А он пригласил нас переночевать у него дома. Он оказался дачником из Подпорожья. Бывший военный, увлекался военной археологией. Организовал в Подпорожье несколько поисковых отрядов. Они изучали карты боевых действий, находили эти места и проходили их с металлоискателями. Весь вечер наш новый знакомый, Виктор, рассказывал нам разные байки, произошедшие с ним и его друзьями во время таких поисков. В какой-то момент я не выдержала и спросила:

—Виктор, это же страшно. Ты не боишься на мине подорваться?

На что он парировал:

—Знаешь, если ты лопатой ткнула в мину, и она не взорвалась, не волнуйся — уже не взорвётся.

Утешил...

Среди его рассказов были и про медведей. Мы поделились с ним нашими страхами вставать лагерем в лесу, и он ответил без капли иронии, что в тех местах вероятность повстречаться с медведем довольно высока. Насчёт фаера Виктор немного посмеялся: вещь хорошая, если достать успеешь.

Признаться, Виктор очень вовремя составил нам компанию. Мы были рады общению, а то вдвоём немного одичали и устали друг от друга. Кроме того, было приятно раз в несколько дней не ставить палатку, не разводить костер, а посидеть на стульях за столом. Спали мы в спальниках на полу. Выспались отлично! Скажу ещё, что Виктор вдохновил меня своими рассказами, и через полгода после поездки я купила металлоискатель…