Анастасия Тонких. Байкал

Байкал — самое большое пресное озеро планеты. Такое первое определение можно встретить в известной электронной энциклопедии. Это уникальное место! Место притяжения туристов со всего мира! Прекрасно, что такая красота есть в России, и, пожалуй, каждый может хоть раз в жизни позволить себе удовольствие увидеть это потрясающее озеро.

Вот и мы с мужем в этом сентябре наконец-то решились. Вообще у нас в планах было большое путешествие по Сибири и на Дальний Восток. Первая точка на маршруте — это, конечно же, Байкал.

Но какую же экскурсионную программу выбрать? Это был самый первый вопрос. Чем славится Байкал, чем самый обычный человек может удовлетворить своё туристическое любопытство, побывав в этой притягательной точке планеты?

Ответы найдутся на все времена года.

Байкал славится своей ледяной сказкой в зимний период, а это с середины февраля по конец марта не меньше, чем летние приключения с рыбалкой и посещением острова Ольхон, которые можно посетить с мая по ноябрь. В основном продолжительность туров, предлагаемых туристическими агентствами, варьируется от 1 до 14 дней.

Нас, понятное дело, интересовал сентябрь. Поверьте, осень — не повод кутаться в плед, а наоборот, самое время отправиться навстречу приключениям. Поскольку в нашем маршруте было намечено несколько точек для остановок и хотелось провести с максимальной пользой каждый день, мы остановили свой выбор на однодневном экскурсионном туре по Круговой Байкальской Железной Дороге. Начало экскурсии от официального тур-представителя «КБЖД-Иркутск».

Сразу скажу, что выбор способов доставки путешественников на Байкал не ограничен: можно добраться любым доступным транспортом — самолётом, поездом или автотранспортом. Всё зависит от вашей исходной точки. Но если вы решите начать знакомство с Байкалом с КБЖД, то пунктом назначения выбирайте город Иркутск.

Наша исходная точка отпускного путешествия — Новосибирск. До Иркутска мы добирались самолётом, хотя изначально планировали поездом, самолётом быстро — три часа.

Хочу вас предупредить, что в сентябре часто бывает такое явление, как утренний густой туман, что может стать препятствием для своевременного вылета самолёта. Поэтому чтобы не переживать, что вы опоздаете к началу экскурсии, а она, как правило, начинается в 7.00 и в низкий сезон (с 1 сентября) проводится по воскресеньям, учитывайте данный погодный фактор и приезжайте в Иркутск заранее.

Мы, как вы уже догадались, как раз-таки не совсем были подготовлены, и потому дорожные приключения (вылет нашего рейса был задержан на 2,5 часа) нам были обеспечены и изрядно потрепали нервы. Но всё разрешилось благополучно, и мы успели присоединиться к своей тургруппе в посёлке Листвянка перед посадкой на паром.

Расскажу подробнее про маршрут экскурсии. Начальная точка — Иркутск, дальше, чтобы добраться до 72 км КБЖД, откуда стартует поезд, сначала на автобусе нужно доехать до посёлка Листвянка, затем пересесть на паром, который доставит по озеру в одноимённый порт Байкал, и уже там сесть на поезд и отправиться в путь за впечатлениями от самого огромного озера по кругу до станции Слюдянка. Существует и зеркальный маршрут, это так, на всякий случай, вдруг вы с другой стороны к Байкалу путь прокладывать решите.

Также у вас есть возможность сделать ещё один выбор: на каком поезде совершить этот маршрут — на паровозной тяге или на обычном тепловозе. Нам повезло приобрести последние два билетика в первый класс обычного поезда, но мы нисколько не расстроились, ведь иногда важнее не как, а навстречу к чему.

Полагаю, на этом предисловие можно считать оконченным.

Итак, утро 17 сентября было очень прохладным, всего +3°, и очень туманным, видимость пять метров, туман густой как кисель. Но мы его преодолели, и вот он — БАЙКАЛ!!!

Не спокоен, утренняя волна, воздух колючий и свежий необычайно.

Мы в пункте сбора на паром в посёлке Листвянка на пирсе Рогатка с остальной группой путешественников ждём паром. Первые восторженные взгляды, переполняющие эмоции, любуемся и предвкушаем.

Кстати, обязательно возьмите с собой тёплый свитер и головной убор, если так же, как и мы, назначите свидание с Байкалом осенью.

Наконец-то прошла посадка на паром, так его называют там, на самом деле небольшой баркас, который нас должен доставить в порт Байкал, где находится железнодорожная станция.

Буквально за десять минут пересекаем бухту, и вот мы спустились по трапу. В паре минут пешком — здание станции Байкал, в котором, кстати, располагается музей Байкала, и все желающие могут ознакомиться с его экспозицией.

Посадка на поезд, гудок, и с первым стуком колёс гид приветствует нас увлекательным рассказом про предстоящую экскурсию.

Впереди нас ждали почти 200 км по берегу величайшего озера планеты, по самой масштабной не только по протяжённости, но и по вложению человеческого труда в грандиозный проект Российской Империи — Кругобайкалки. 470 мостов, порядка 40 тоннелей, 16 галерей, 6 виадуков, остановки в самых живописных местах.

В составе поезда шесть вагонов, оборудованных сидячими местами, разделёнными как в купе по четыре места и столиком между ними, есть вагон-кафе, питание на весь день можно было заказать предварительно, но многие берут своё.

Нашими попутчицами оказались две милые дамы, постоянно щебечущие как голубки. Буквально сразу нам предложили по чашечке горячего ароматного чая, собранного из прибайкальских трав, что оказалось весьма кстати достаточно прохладным утром.

Первая остановка 102 км возле подпорной стенки Итальянской, своё название она получила в честь арок, которые напоминают архитектуру альпийских мостов, основное назначение которой — защита от каменных осыпей. Остановка недолгая, но дотронуться руками до этого архитектурного творения смогли. Одна из любимых фотозон туристов, очень атмосферно.

Дальше 109 км, и вновь остановка на станции Половинная, очередной тоннель, длинной 778 метров, абсолютно прямой и просматриваемый насквозь. А следом за ним был самый короткий по протяжённости Чайкийский тоннель, всего 32 метра. Существует поверье, что загаданное при въезде в этот тоннель желание непременно сбудется. Хорошо, что гид нас предупредил заранее, пролетели тоннель быстро. Ой, назагадывали мы много всего, будем теперь ждать чудесных исполнений.

Ещё через 20 км остановка — Мыс Киркирей. Он завораживает своей красотой.  На этом участке два тоннеля. Действующий пробит через основание скалы и имеет длину 636 метров, а второй проходит через узкую часть скалы.

На этой остановке мы спустились на бережок, можно было искупаться. Водица прохладная, но смельчаки пощеголять в купальниках нашлись. Хотите попробовать Байкал на вкус и приём — берите купальник. Мы же ограничились посидеть у воды, что можно сделать на вполне комфортных устроенных на берегу скамеечках, послушать Байкал, порадоваться завораживающему пейзажу. День предстоял быть солнечным, туман почти рассеялся, а противоположный берег растворился в лёгкой дымке. Столько нюансов небесно-голубого можно распознать только здесь. Двадцать минут ласковый шелест прибоя баловал наш слух. Что может быть лучше сентябрьским утром?

Гид приглашает следовать дальше.

И следующая продолжительная остановка и новое архитектурно-инженерное сооружение — Шабартуйский комплекс, состоящий из железного моста на каменных опорах высотой 40 метров и двухпролётного арочного виадука. С удовольствием прогулялись по этим двум мостам. Гид старался рассказать нам все важные исторические вехи строительства данного отрезка Кругобайкалки, а мы тем самым мыслями витали в облаках от окружающего пейзажа. Высоко, красиво, а от видов Байкала глаза разбегались.

Время обеда. Все разошлись по своим вагонам. За просмотром фильма про маленькую нерпу мы угостились приобретёнными на станции местными кулинарными изысками — пирожками с капустой и картошечкой, вкусненько было.

Двигаемся дальше, пару раз поймала себя на том, что под стук колёс можно поспать, что, собственно, поочерёдно происходило не только со мной, но и с моими попутчиками. Подремала минут пятнадцать.

Байкал прекрасен. От солнышка по поверхности до берега бежит искрящаяся дорожка, на линии горизонта в туманной дымке можно едва различать пики противоположного берега. Масштабы озера потрясают.

Ангосолка и красивейший виадук, построенный под руководством итальянца Леонардо Риццолати, длиной 73 метра и высотой 12 метров. Налюбоваться им невозможно, каменная мощь и неимоверная грация.

И мы едем дальше. Слюдянка, конечная остановка. Очередная возможность искупаться в Байкале. Меня хватило пройтись по бережку и сделать массу фотографий. У стеллы Кругобайкалки нас ждала увлекательная история от гида о золоте Колчака, якобы находящемся на дне Байкала, и о нейтрино, таких маленьких и уникальных обитателях озера.

Нагулялись вдоволь, остановка почти полтора часа, и пришла пора возвращаться в Иркутск.

Хвойные деревья сопровождают по всему побережью, пропитывают и наполняют своими ароматами воздух, атмосфера покоя и гармонии, изумрудные воды, глубоко прозрачно, природа Байкала завораживает. Равнодушным не оставит никого, до слёз великолепно. Передать всё это через призму фотографий невозможно. Надо приехать туда обязательно хотя бы раз в жизни! Мы побывали, и теперь  Байкал — любовь навсегда!

Но в заметки для будущих путешествий оставили остров Ольхон. К сожалению, в эту поездку мы на него не попали.

Ольхон — самый большой и единственный обитаемый остров Байкала, ещё его называют сердцем Байкала. Остров является географическим, историческим и сакральным центром озера — средоточием древних легенд и исторических преданий. В мифах и легендах Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. А также там находится мыс Бурхан (или скала Шаманка), одна из девяти святынь Азии и один из самых знаменитых символов Байкала.

Ждём встречи с Байкалом снова, и надеемся, что он тоже нам будет рад.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.