Людмила Старшинова. Планеты Солнечной системы

Здравствуйте, дорогие! Сегодня я хочу продолжить рассказ о нашей Солнечной системе, скорее, о её планетах. Однако это мой личный взгляд на это и не претендует на правду или истину.

Вселенная Творилась Разумом. Планеты Солнечной системы, кроме физических характеристик и составляющих, имеют так же и «тонкие» составляющие, которые взаимосвязаны с физическими. Эти физические объекты (планеты Солнечной системы) оказывают влияние на Землю с населяющим её человечеством с разных сторон. Не зная, как они устроены и что представляют из себя, многие из нас даже не могут представить, как красива наша Солнечная система, какие процессы протекают в ней, а значит, не могут посмотреть на всё это с точки зрения вселенского мышления в силу отсутствия сведений.

Мне хочется кратко рассказать о физических параметрах и свойствах первых четырёх планет Солнечной системы. Я переработала сообщения нескольких изданий, сделала краткую характеристику планет именно с точки зрения, которая может быть интересна. А дальше я расскажу и об остальных планетах, если вам будет интересно.

Меркурий

Самая близкая к Солнцу планета. Год на Меркурии почти в 4 раза короче земного года и длится 88 суток. По сравнению с другими планетами Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Долгое время ученые считали, что Меркурий обращен к Солнцу всегда одной стороной. Однако в результате исследований доказано, что Меркурий все-таки медленно вращается вокруг своей оси. Один день на Меркурии длится дольше целого земного месяца!

Меркурий очень похож на Луну — его можно назвать двойником Луны. Он немного больше Луны и весь густо изрыт кратерами. Температура на дневной, повернутой к Солнцу стороне Меркурия достигает 400 градусов. Если бы на Меркурии были горы из олова, свинца и цинка, то днём они превращались бы в моря расплавленного металла!

На ночной, неосвещённой стороне планеты царит лютый холод: -100 градусов. Даже морозом эту дикую стужу назвать трудно. У Меркурия нет спутников. Не обнаружено на нем и признаков какой-либо жизни. В отличие от Луны, у Меркурия есть атмосфера. Правда, она очень разряжена, и её плотность в 330 раз меньше плотности земной атмосферы. Меркурий не может удержать около себя плотную газовую оболочку, потому что сила притяжения на нем слишком мала.

Венера

Вторая по счёту планета от Солнца и самая близкая к Земле из всех планет Солнечной системы. Земля и Венера очень похожи друг на друга. Учёные обнаружили, что по Венере медленно движутся расплывчатые светлые пятна. Это облака. Венера окружена атмосферой! Температура на поверхности Венеры достигает 500 градусов жары! Давление венерианского «воздуха» велико. Дышать таким «воздухом», конечно, невозможно. Он раскалён, как в доменной печи, и состоит почти из одного углекислого газа. Поверхность Венеры покрыта кратерами и скалами. Царит сумрак даже днём, потому что плотный занавес из облаков и горячего едкого тумана не даёт пробиться солнечным лучам. И в этом сумраке сверкают молнии, грохочет гром и проносятся свирепые ураганы!

Венера медленно вращается вокруг своей оси. В отличие от большинства планет, она вращается с востока на запад. Поэтому Солнце на Венере всходит на западе, а не на востоке, как на Земле.

На ночной стороне Венеры так же жарко, как и на дневной. Тёплое «одеяло» густой венерианской атмосферы не даёт остыть даже той стороне, которая отвернулась от палящего Солнца. На Венере двуокись углерода и водяной пар вместе с серной кислотой и двуокисью серы поглощают почти всё инфракрасное излучение, испускаемое поверхностью. Это вызывает сильный парниковый эффект. Спутников у Венеры нет.

Земля

Третья по счёту планета от Солнца. Не буду распространяться про особенности нашей родной планеты, отмечу только то, что Земля — это твёрдое и «холодное» небесное тело. Такое тело, которое вращается вокруг раскалённого солнца, астрономы называют планетой. Звезда, в отличие от планеты — это раскалённый, ослепительно сияющий огромный шар. Звезда похожа на пылающее облако. Солнце — это такая же звезда, как и многие миллиарды звёзд в космосе. Земля окутана воздушной оболочкой — атмосферой, состоящей из различных газов. Атмосфера не только позволяет всем живым организмам дышать, но и защищает Землю от смертельной космической радиации. Имеет один спутник — Луну.

Луна

Спутник Земли Поверхность Луны испещрена кратерами — это кольцеобразные воронки, которые образовались от ударов метеоритов и при извержении вулканов. Более тёмные участки лунной поверхности — это равнины. Астрономы называют их лунными «морями». Хотя многие равнины Луны названы — Море Дождей, Море Ясности, Море Изобилия, Океан Бурь — привычной нам воды на Луне нет. Нет на ней также и атмосферы. Все предметы на Луне весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Луна, вращаясь вокруг своей оси и вокруг Земли, повернута к Земле всегда одной своей стороной. Только с помощью космических аппаратов удалось сфотографировать обратную сторону Луны. Ученые предполагают, что много миллионов лет назад Луна была самостоятельной планетой, но этот вопрос спорный.

Марс

Марс — четвёртая планета Солнечной системы. Он находится примерно в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля. Атмосфера на Марсе очень разряжена и состоит из углекислого газа. Поверхность Марса похожа на безводную, песчаную пустыню, где часто бушуют сильные марсианские ветры. Однако посетившие Марс аппараты обнаружили смешанные породы и, возможно, обточенную водой и перемешанную с песком и глиной гальку, что указывает на сильные изменения марсианского климата и наличие в прошлом большого количества воды. Учёные предполагают, что каналы на Марсе — это пересохшие русла рек. Эти каналы образовались в то время, когда ледник начал таять. Сила тяжести на Марсе слабее, чем на Земле, и поэтому все предметы здесь в 2,5 раза легче. Передвигаясь по Марсу, аппараты сфотографировали розовое марсианское небо и два марсианских спутника — Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает «страх» и «ужас».

Разреженная атмосфера Марса состоит на 95% из углекислого газа и на 3% из азота. В малом количестве присутствуют водяной пар, кислород и аргон.  Учёные надеются, что на Марсе есть какая-либо жизнь, пусть не разумная. Есть предположения, что когда-то была и такая.

Наряду с Венерой Марс — второй ближайший космический сосед Земли. Ближе всего Марс оказывается к Земле во время великого противостояния, когда расстояние между ними сокращается до 55 млн. км. Противостояние Марса — это такое положение, когда Земля и Марс находятся на одной линии с Солнцем и по одну сторону от него.

Климат Марса — это климат холодной, обезвоженной высокогорной пустыни, более суровый, чем на Земле, и это понятно: Марс получает от Солнца тепла в два с лишним раза меньше, чем Земля. День и ночь на Марсе по продолжительности почти точь-в-точь такие же, как и на Земле. Ещё удивительнее, что на Марсе есть времена года: весна, лето, осень, зима. Летом полярные льды тают и к осени становятся едва заметными. Зимой они появляются снова.

Фобос

Спутник Марса появляется на небе два раза в сутки — восходит на западе Марса и заходит на востоке. Фобос ближе к Марсу и по размерам в несколько раз больше Деймоса. Скорость обращения Фобоса столь велика, что один оборот он совершает за треть марсианских суток, обгоняя суточное вращение планеты. За сутки Фобос успевает совершить три полных оборота и ещё пройти дугу в 78 градусов. Из-за этого Фобос восходит на западе и опускается за горизонт на востоке.

Деймос

Спутник ведёт себя более привычно для нас. Он достаточно удалён от центра планеты, и на один оборот у него уходит почти на сутки больше, чем у Фобоса, но Деймос движется по небу Марса крайне медленно.

Состоят они из одной и той же тёмной породы, похожей на вещество некоторых метеоритов и астероидов. Поверхность их изрыта метеоритными кратерами.

Оба спутника испытывают сильное приливное воздействие со стороны Марса, поэтому они всегда повернуты к нему одной стороной. Фобос и Деймос движутся по почти круговым орбитам, лежащим в плоскости экватора планеты. Некоторые исследователи считают, что спутники Марса попали к нему «не по своей воле», а были захвачены из пояса астероидов.

И ещё о планетах

Четыре внутренние планеты состоят преимущественно из тяжёлых элементов, имеют малое количество спутников (0-2), у них отсутствуют кольца. В значительной степени они состоят из тугоплавких минералов, таких, как силикаты, которые формируют их мантию и кору; и металлов, таких, как железо и никель, которые формируют их ядро. По различным данным формирование (зарождение) этих планет относят ко времени от 4,5-6 млрд. лет. У трёх внутренних планет — Венеры, Земли и Марса — имеется атмосфера; у всех имеются ударные кратеры и тектонические черты поверхности, такие, как рифтовые впадины и вулканы. Любопытно, что системы колец есть у каждой из планет-гигантов, но нет ни у одной планеты земного типа.

Многие планеты излучают больше тепла, чем получают от Солнца. Количество тепла, выработанное и сохранившееся в недрах планеты, зависит от её истории. Для формирующейся планеты главным источником тепла служит метеоритная бомбардировка; затем тепло выделяется в ходе дифференциации недр, когда наиболее плотные компоненты, такие, как железо и никель, оседают к центру и формируют ядро. Юпитер, Сатурн и Нептун (но, по некоторым причинам, не Уран) всё ещё излучают тепло, запасённое ими в период формирования…

Учёные считают, что у планет земного типа важным источником нагрева в нынешнюю эпоху служит распад радиоактивных элементов — урана, тория и калия, входивших в небольшом количестве в исходный солнечный состав. А мы знаем, что не только физические процессы нагревают тела.

Рассеяние энергии движения в приливных деформациях — так называемая «приливная диссипация» — служит главным источником нагрева. Спутники планет играют заметную роль в эволюции некоторых планет, вращение которых (например, Меркурия) замедлили приливы.

Продолжение следует!