Илина Понамарева. Интервью с Анной Островской

Сегодня мы вам представляем интервью с постоянным автором нашего журнала, петербургской поэтессой Анной Островской.

— Анна, расскажи о том, как, будучи психологом, ты пишешь стихи. Ты их писала и раньше, или, наоборот, именно приход в психологию разбудил в тебе поэтический дар?

— Да, действительно, кроме поэзии, в моей жизни есть ещё место работе. Сейчас я организационный психолог в газовой компании (фактически личный помощник главного бухгалтера), а вообще у меня первое высшее образование — инженер-системотехник, второе — экономист-международник, а вот третье — клинический психолог, психоаналитик, преподаватель психологии. Так уж вышло, это долгая история. Путь был долгим и вынужденным. Если бы не резкое ухудшение зрения, я с огромным удовольствием и сейчас зарабатывала бы на создании сайтов. Но 14 лет назад я изменила направление карьеры и освоила другую профессию, не связанную с монитором, компьютером, нагрузкой на глаза.

Несколько лет я отработала психологом, если быть точнее — арт-терапевтом. Это психолог, который помогает людям с помощью разных видов творчества. В основном использовала в работе рисуночные методики, изготовление игрушек и поделок, игровые техники, сказкотерапию и т.д. Вела курс арт-терапевтических тренингов в психоаналитическом центре «Аврора» и в Гильдии Психологов, Психотерапевтов и Тренеров (хороший повод поздравить с Новым годом коллег). Принимала участие в работе координационного совета Гильдии. Мы проводили много замечательных мероприятий — Зимние Школы, Фестивали, Психологические Клубы. Это светлый и важный период в моей жизни.

Последние несколько лет по ряду причин я тренинги не веду и от психологии немного отстранилась. Связано это со многими причинами. Я назову только одну, она не основная, но важная. Я стала много писать, меня стали часто приглашать выступать со стихами на сцене, на различных мероприятиях, конкурсах. Открытость, присущая поэзии, входит в противоречие с закрытостью и отстраненностью, принятыми в психотерапии и психологии. Я не смогла однозначно ответить себе на вопрос: имею ли я право на такую открытость, работая психологом, арт-терапевтом? Я ищу ответ и сейчас. Временно я взяла паузу и дистанцировалась, занялась творчеством. Психология осталась в моей жизни, но в меньшем объёме. Возможно, с нового 2019 года я вновь увеличу этот объём, а может быть, и нет. Пока я в размышлении.

А вообще стихи пишу с детства. Был долгий период, когда ничего не сочинялось, разве что 2-3 текста в год. Но можно сказать, что с разной интенсивностью поэзия идёт со мной по жизни буквально с трёхлетнего возраста.

— Почему твой выбор после вынужденной смены профессии пал именно на психологию?

— На самом деле этот выбор был мной сделан давно, до образования в сфере программирования. Ещё в детстве, в 10-11 классе, я проходила профориентационное тестирование в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Набрала много баллов и по результатам оказалась одной из около ста детей, попавших в программу «Интеллект» под руководством супругов Тарантовых. Для нас был организован цикл занятий и лекций по разным предметам, летняя школа, экскурсии на факультеты университета и т.д. Я выбрала психологию, философию, биологию. Собиралась поступать на психологический факультет. Но грянули девяностые годы прошлого века. Развалился Союз, Россия долго вставала на ноги. Психология, по мнению моих родителей, прокормить меня не могла. Я свернула туда, где было тоже интересно, но ещё и более денежно, престижно. Закончила факультет информатики Санкт-Петербургского Технического Университета (Техноложку). Работала в сфере вэб-программирования. Ну, а потом у меня родилась дочь, случился развод, упало зрение, и мне пришлось поменять работу. Так, сделав большой круг длиной почти в 15 лет, я оказалась перед выбором: какая профессия, не связанная с компьютером, подойдёт мне? В какой вуз идти? Выбирала между Институтом Коучинга, психологическим факультетом большого Университета и Восточно-Европейским Институтом Психоанализа. Остановила свой выбор на последнем варианте. ВЕИП стал местом, которое сильно изменило меня. Там я обрела не только профессию, но и множество коллег, друзей, поддержку. Это в первую очередь круг общения, мировоззрение, а не только образование. Это место, где учат во всем сомневаться, мыслить, размышлять. Там развивается и логика, и интуиция. Учиться в ВЕИП интересно и здорово, с теплом и с благодарностью вспоминаю проведённые там годы и своих коллег по обучению, ставших теперь друзьями.

— Кто из психологов стал для тебя учителями, важными личностями, оказавшими влияние на твое мировоззрение, поэзию?

— Перечислять всех своих педагогов я не буду, но благодарна каждому. Отдельно, конечно, хочется отметить нашего ректора, Михаила Михайловича Решетникова. Его авторитет очень повлиял на меня, на отношение к психологии и психоанализу в нашей стране, на степень ответственности перед профессиональным сообществом. Первые два года курсовые работы я выполняла под руководством В.Мазина, и связаны они были с массовой психологией, с анализом виртуального Я человека, с соцсетями и т.д. На диплом поменяла тему. Моя дипломная работа была посвящена исследованию группы поэтов, их психологическим, личностным отличиям от «не поэтов». В процессе подготовки этой работы у меня появилось множество новых друзей, потому что мне нужна была большая выборка исследуемых. Так в мою жизнь пришли многие друзья-поэты и не только они. И их я тоже считаю отчасти своими учителями.

Мои учителя — это ещё и те психологи, психоаналитики, психотерапевты, у которых я проходила психотерапию и психоанализ, как клиент. Для успешной работы это необходимо. Я прошла психоанализ у А.Саракула (более 300 часов) и впоследствии обращалась к нему за супервизией, работая с рисунками в арт-терапии. Около 100 часов группанализа у В. Шамова, более 100 часов игровых тренингов и обучающих семинаров у А.Чечика. Также обучалась в течение многих лет у своих коллег из ГППТ – на Зимних Школах, интенсивах, отдельных программах, Осенних Фестивалях. Сейчас с некоторой периодичностью посещаю групповые занятия у А.Петша и других своих коллег.

Мои учителя — это мои замечательные ученицы. В ГППТ я вела тренинговую арт-терапевтическую программу. Много мест в ней были бесплатными, и так ко мне пришли учиться мои девочки (я их так до сих пор называю) из нескольких благотворительных организаций. Каждая из них — моя гордость и радость. И за ними, и за другими ученицами я с огромным удовольствием наблюдаю теперь в соцсети. Они делают успехи. У кого-то своя мастерская, у кого-то театр, у кого-то благотворительный фонд или программа. Светлые, красивые, умные люди, соприкоснуться с которыми было для меня счастьем. И они научили меня не меньшему, чем я их.

Мой учитель — это моя дочь. Я не буду сильно углубляться в эту тему. Скажу лишь, что мы с Катей очень разные, и я многому учусь у неё. Удивительно: её адаптивные черты, которых совершенно не было у меня, развились в ней благодаря тому, что я оказалась на пороге института психоанализа и получила там бесценный опыт и поддержку. Катя выросла другим ребенком, не похожим на меня. Свободным, открытым, смелым, целеустремлённым. Я очень ею горжусь и учусь у неё на каждом шагу.

Мои учителя — это мои стихи. Они не спрашивают моего разрешения родиться. Зачастую они показывают мне то, чего я ещё не знаю. Например, в жизни я могу ещё не ощущать любви к кому-то, а между строчек она вылезет на поверхность и покажется мне. И я смотрю в неё, как в зеркало, и одновременно ужасаюсь, удивляюсь и восхищаюсь.

Откуда приходят стихи? Из внутреннего ли мира? Или откуда-то свыше? Это загадка для меня, у меня нет ответа. Но они всегда являются посланием. Прежде всего самой себе, во вторую очередь — читателю. И да, мои читатели и зрители — это тоже мои учителя.

А ещё я три года занималась в Студенческом клубе государственного Эрмитажа, в секции «Поэт и художник. Диалоги». И до сих пор с удовольствием общаюсь со своим педагогом В.Снеговской.

Мои учителя — это мои друзья. Среди них множество людей самых разных профессий, но все они удивительные. За последний год дружеский круг очень обогатился, и я ценю это, радуюсь этому, нежно берегу эти новшества. Очень боюсь потерять. Дую на воду, обжегшись на молоке. Помимо счастья общения, в последнее время друзья оказывают мне очень мощную профессиональную помощь, в том числе и в сфере творчества. Я очень стараюсь отвечать им взаимностью. Пока получается.

— Интересно, что лично тебя вдохновляло в работе психолога, арт-терапевта?

— Не только в работе, вообще, у вдохновения всегда один корень. Если выбирать одно слово, это будет Любовь (она же интерес к жизни, жажда жизни). В очень разных её проявлениях. Люди интересны мне. Я люблю их истории. Мне нравится видеть, как они преображаются и находят в себе новые ресурсы, я люблю быть частью этого процесса. Меня вдохновляет творчество — чужое и своё. Музыка и книги, фильмы и путешествия, моя дочь и собака, мои друзья и… В общем, жизнь. Во многих её проявлениях. И ещё надежда на перемены к счастью, пожалуй. Я всё ещё не совсем отчаялась и всё ещё жду их. Хоть и знаю, что нельзя ничего ожидать от жизни, а всё-таки жду. Взаимности, радости, близости, любви.

— Расскажи подробнее о своих стихах. Откуда они приходят, как выглядит твой творческий процесс?

— Ты знаешь, я, наверное, не смогу чётко описать этот процесс. Я не осознаю его. Стихи просто приходят. Сваливаются почти в готовом виде. Сначала ум как будто цепляется за какую-то эмоцию, фразу или сюжет, иногда за мелодию или зрительный образ. И это похоже на прорастание ростка из семечка. Вдруг приходят слова, и нужно быстро-быстро записать, потому что пока не запишу, не могу заниматься чем-то другим. Текст просится быть на бумаге, не даёт отвлечься. Иногда ночью просыпаюсь и что-то записываю в тетрадь. Чаще днём по дороге в метро быстро записываю что-то на мобильный телефон. В общем, стихи не спрашивают моего разрешения, когда родиться. И такое понятие, как отсутствие вдохновения, мне тоже не знакомо. Весь этот процесс очень интуитивен.

— На концертах ты часто выступаешь не одна — делаешь совместные программы с поэтами, музыкантами. Расскажи немного об этом. Кто они?

— Они мои друзья. Каждый из них — хороший и талантливый человек. 2017-й год подарил мне множество новых встреч, из которых выросла дружба. Это несколько петербургских поэтов, в том числе участники литературного объединения ПЛУД (Поэтическое Лукоморье у Дубок) и талантливые музыканты Константин Колмаков и Никита Дёмин. Мои друзья-поэты очень разные, с кем-то мы общаемся больше, с кем-то меньше, пишем все в разных стилях, звучим совершенно по-разному. Но на концертах это и интересно: контраст, разнообразие, созвучие разных «нот». Когда несколько поэтов читают свои стихи по-очереди, в этом есть своя особенная мелодия, ритм.

Пожалуй, самое значимое взаимодействие для меня — сотрудничество с музыкантом Константином Колмаковым. Он сделал музыкальное сопровождение для моих стихов, и мы не только выступаем вместе на концертах, но и сделали несколько студийных аудиозаписей, вы можете найти их, например, ВКонтакте. Вообще Костя прекрасный вокалист, известный в городе уличный музыкант. Но вот с моими стихами получилось другое взаимодействие — мелодекламация, Костина гитара стала фоном к моим текстам. Хотя я мечтаю когда-нибудь написать для него текст песни. В 2018 году мы сделали интересный концерт втроём с поэтом Максимом Лопатиным. Костя аккомпанировал и ему, и это звучит совершенно иначе. Мои стихи более нежные, певучие. Макс более резкий, точный. Костина гитара подчеркивает наши особенности, и зрителям очень понравился этот контраст. Концерт вышел очень про Мужское и Женское, про Грусть и Радость, про Эмоциональность и Покой. Вообще все мои друзья очень разные, но в каждом — какая-то своя красота. Души, речи, творчества, устремлений. Они моя большая гордость и моё счастье.

— Есть ведь у тебя целый проект о твоих друзьях. Ты делаешь цикл интервью с ними, так? Расскажи немного об этом.

— Да, это спонтанно родившаяся идея. Хотелось представить моих друзей друг другу, познакомить между собой. Ведь в моем кругу есть и хорошие врачи, и психотерапевты, и поэты, и музыканты, и путешественники. Каждая история уникальна. Каждая жизнь интересна. Например, моя бывшая соседка Алёна Соколова полгода прожила в Африке, общалась с местными племенами. А мой друг, скрипач Никита Дёмин, делает уникальные аранжировки на электроскрипке — с помощью специальных устройств он может в реальном времени, без заготовленных фонограмм, прямо на месте создавать оркестровое звучание один. Мой одноклассник Виктор Ильин объехал половину мира и привёз отовсюду потрясающие фотографии. А моя подруга и коллега Елена Петш разработала прекрасную программу для мам и малышей, по которой занимаются сотни малышковых развивающих групп.

Мы с друзьями сделали уже много интервью, и каждое по-своему интересно. Я планировала просто оформить наши беседы в виде текстов, чтобы поделиться ими на страничках в соцсетях и дать друзьям возможность увидеть друг друга. Но так вышло, что некоторые тексты забрали себе журналы, и я очень этому радуюсь. Продолжаю брать интервью у друзей, мне самой любопытно, что получится из этого проекта. Я назвала его «Мои хорошие люди». Тексты есть в моём Живом Журнале, на страницах в соцсетях и на сайте Живая Газета. Интервью с некоторыми музыкантами напечатали у себя журналы «Сила красоты» и «Люстгальм».

— Ты рассказала о том, что обучалась когда-то в Эрмитаже, и мне сразу пришел образ, картинка. Как будто ты стоишь у окна в одном из залов Эрмитажа и смотришь на Дворцовую площадь. Знаешь, нечто похожее на образ Души Эрмитажа.

— Красиво. Дворцовая для меня много значит. В детстве я любила гулять здесь. И сейчас люблю. Часто прихожу сюда послушать музыку и повидаться с друзьями.

— Из этого образа приходят новые вопросы. Какие из своих «внутренних залов» ты хочешь показать людям, и каким людям? О чём эти залы говорят, что это за собрание сокровищ? О чём эти картины, гобелены, статуи? Какие там стены, что на них нарисовано? Какие ещё есть предметы? Если рассмотреть твою жизнь через метафору Эрмитажа, то какие «основные экспозиции» есть уже сейчас?

— Знаешь, один из моих любимых сериалов — британская версия «Шерлок». Там у главного героя есть способ запоминать информацию, размещая образы в комнатах и залах вымышленного дворца. Он называет это «Чертоги разума». Твои вопросы напомнили мне этот забавный эпизод. Я другими ментальными техниками для запоминания пользуюсь, но «Чертоги разума», наверное, есть у каждого из нас. И шкаф со скелетами, и шкатулка с драгоценностями, и сейф с воспоминаниями.

В моих внутренних залах много пустоты. Там было много образов из прошлого, любимых, но покинувших меня. Мучивших меня много лет, а сейчас уступивших место будущему. Я не стала бы показывать людям «прошлые экспозиции». Я бы взяла паузу и подождала, что напишется в будущем и прямо сейчас. Сейчас хороший этап в жизни. Он полон дружбы, любви, новых планов, веры в лучшее. Из прошлых своих работ я бы, пожалуй, показала читателям и зрителям роман «Сновидец». Он написан в детстве и нуждается в доработке, но по сути он очень хорош. Он о сновидениях, о творчестве, об арт-терапии, о дружбе и любви. Обо всем том, что для меня важно.

Каким людям показывать свой внутренний мир — это большой вопрос. Я очень зависима от тех, кого люблю. По сути, я всегда пишу только для них. Другие люди оказываются только зрителями этого монолога (иногда диалога). Все мои стихи так или иначе о любви или о её отсутствии. Я вообще убеждена, что никаких других тем в поэзии просто нет.

— Твои поэтические группы в соцсетях носят название «Междустрочие». Почему ты выбрала такое название?

— Междустрочие — да, это самое важное, что есть в стихах. Один и тот же текст каждый читатель или слушатель в зале понимает по-своему. Сквозь призму своих эмоций, отношений, жизненного опыта. И вот этот клубок эмоций и чувств, послевкусие, которое порождено текстом, и делает стихотворение твоим или не твоим. В метафоре междустрочия мой мир — это текст, который я пишу от рождения и до смерти. И всё, что я закладываю между строчек: образы, имена, чувства, воспоминания, море любви.

— Красиво звучит, поэтично… Только что начался Новый год. Что планируешь интересного сделать в ближайшее время? Что пожелаешь читателям?

— В этом году надо обязательно заняться выпуском сборника стихов. Нельзя больше откладывать. Конечно же, планирую концерты. Ближайший из них состоится в кофейне «64 зерна» уже совсем скоро — 15 января. Вход свободный, приходите. Мечтаю сделать совместные концерты с друзьями, у нас уже есть некоторые планы, но делиться ими пока не буду. Когда будет точная информация, обязательно напишу об этом в соцсетях, следите за информацией.

Читателям хочу пожелать счастья и вдохновения. Счастье — такая непростая категория. Это же навык. Это способ отношения к жизни, и у каждого человека он свой. Для кого-то счастье в свободе, для кого-то в любви и тёплой взаимосвязи, для кого-то в работе, в творчестве, в детях, в путешествиях… Счастье не терпит стандартов и рамок, оно индивидуально. Вот пусть у каждого читателя в этом году получится как можно чаще ощущать счастье. Именно такое, как нужно каждому. Своё, родное, осознанное и прочувствованное. Пусть 2019 год будет счастливым!

— Спасибо! И тебе счастья и успехов в твоих начинаниях. Будем ждать новых встреч и книгу, конечно же.

Фотограф — Дарья Громова

Комментарии

Работа Фрейда даже удостоена литературной премии , романы Ялома читаются на одном дыхании . Почему и чем могут помешать твои стихи? Ничем они работе не мешают. Успехов.
 

Я в процессе поиска компромиссного решения. 

Спасибо большое интервьюеру за интересные вопросы, которые дают возможность узнать немного больше об Ане. В целом, интервью получилось больше профессионально-творческого характера, больше всего мне было интересно прочесть про процесс рождения стихов - уж очень он необычен. Это дар, талант и призвание сродное жизненной миссии - делать мир прекраснее живописными образами заключенными в строчки, которые возникают в уме Ани. Желаю всем людям любви и ощущения необходимости для мира.

 

N.B. "Тайный" фанат.

Спасибо тебе большое за поддержку. :)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.